Пасмурное небо, кареты запряженные лошадьми, дамы в чепчиках, цокот каблучков по мостовой: Джо Марч (Сирша Ронан) несется стремглав, перепрыгивая лужи и встречных прохожих — ее рассказ отправили в печать и заплатили целых 20 долларов. Еще совсем недавно по другому Нью-Йорку точно также, танцуя, неслась героиня Греты Гервиг Фрэнсис Ха в фильме Ноа Баумбака «Милая Фрэнсис». Став режиссеркой, Грета передает эстафету больших надежд и первых успехов своей актрисе Сирше Ронан. Но подобные забеги наперегонки с самой собой начались довольно давно, еще в 1868 году с первой публикации книги Луизы Мэй Олкотт «Маленькие Женщины». Главная героиня стала символом и примером для многих поколений маленьких женщин с большими амбициями: бескомпромиссная смутьянка, которой чужды светские рауты и отрепетированные па, выдумщица, писака и боец с добрым сердцем. И сотню лет спустя женщины в искусстве не устают признаваться, как средняя из сестер Марч помогла в поисках на пути к себе — и Джоан Роулинг, и Симоне Де Бовуар, и Норе Эфрон.
В наших широтах Луиза Мэй Олкотт куда менее известна чем Джейн Остин или Шарлотта Бронте, если кто и слышал о «Маленьких женщинах», то только благодаря книжному камео в сериале «Друзья» (там Джоуи Триббиани восторженно рыдал над приключениями сестер). У себя же на родине «Маленькие женщины» и их продолжение «Хорошие жены» с десяток раз воскресали на больших и малых экранах.
В центре сюжета уютный дом в Конкорде, где маленькие женщины Марч — Мег, Эми, Бет, Джо и их мама Марми — живут свою маленькую жизнь: ходят в школу, учатся зарабатывать первые деньги, дружат с соседом Лори, навещают тетушку-покровительницу, репетируют в домашнем театре на чердаке. Повзрослев, они выходят замуж по любви. Гражданская война остается на периферии, ее отголоски долетают до гостиной в нежных письмах отца семейства. Калейдоскопом бытовых неурядиц, тихих радостей рождественского утра и горечи лишений проходит детство и юность сестер Марч: они учатся не роптать на жизнь, поддерживать друг друга и неизбежно взрослеют.
В американской культуре образ Джо Марч с руками перепачканными чернилами стал каноничным: дни и ночи напролет она сочиняет истории, мечтая стать писательницей и обеспечивать саму себя пером, а не через замужество. Постепенно сочинительство из средства заработка превратится в единственную страсть и светлый огонек в жизни мисс Марч: первые публикации одноразовых рассказов без подписи на полке заменит роман в твердом переплете с ее именем на обложке. Так было и с самой Олкотт: основой «Маленьких женщин» стали воспоминания о юности писательницы, она сама — прототипом Джо. Гервиг отчетливей чем ее предшественники проводит параллель между авторкой и ее героиней, вплоть до нюансов: так экранная мисс Марч становится амбидекстром, как и ее родительница.
В отличие от прямолинейного развития романа в двух книгах, Гервиг начинает историю Олкотт с середины, позволяя своей Джо Марч самой пересказать события семилетней давности, вторгающимися в сюжетную канву флешбэками. Память превращается в самую ценную валюту, которую и писательница в кадре и писательница за кадром выменяли на страницы книги. «Маленькие Женщины» Гервиг не знают полутонов и полумер, как и молодость, увы, оставшаяся позади еще вчера. Джо бежит вперед, оглядываясь на свой путь и воображая что-то вроде дороги, вымощенной желтым кирпичом. Изобретая форму воспоминания, Гервиг меняет и образно режиссерский взгляд, и буквально оптику оператора Йорика Ле Со: прошлое всегда ярче, звонче, насыщеннее дня сегодняшнего — ностальгическая песнь или даже мелодичный реквием по ушедшей юности преисполнен золотистым свечением, а сегодня над головой мисс Марч сгущаются тучи, и вот-вот пойдет дождь. Лучшие и худшие времена сыплются на экран яркими вспышками, будто путаясь и перебивая друг друга. В солнечном свете преломляются провинциальные балы, прогулки по берегу, хлопья снега и мечты о воздушных замках. Гервиг не ищет компромиссов и не пытается снизить градус бурления молодой крови, говоря на девичьем диалекте: если ее героини смеются, то взахлеб, если драка, то с вырванными волосами, если говорят — то хором, ссора — раз и навсегда, спутник горя — рыдания во весь голос. Она пусть и упоительно любуется своими девочками (и прекрасными актрисами, и их героинями), но не боится показать их дурочками: когда тебе едва-едва восемнадцать, вся жизнь — из ада в рай и обратно.
В отличие от дебюта Греты Гервиг, где Леди Берд с лицом той же Сирши Ронан смотрела не моргая в будущее, здесь Джо Марч живет с оглядкой и одновременно и радуется, и сожалеет о принятых решениях, маленьких победах и поражениях первой любви, читая их как слагаемые уравнения собственного «я». Разница между письмом и памятью упразднена — и то, и то искажено кривым зеркалом личного восприятия, оставляя реальную историю на полях. В эпилоге, правда, удается взять реванш за Олкотт: Гервиг расставляет вымысел и прозу жизни по местам. В отличие от своего аватара в книге, писательница наяву так и не вышла замуж, но не один издатель не одобрил бы такой финал для главной героини: брак или смерть. Другого не дано.
Смахнув пыль и приглушив воспитательную интонацию романа, Гервиг в тексте Олкотт находит героинь своего времени, не перенося их в XXI век. Все сошлось в одном дыхании: рождественская пастораль, музыка Александра Деспла, муки творчества и поиски себя, попытки самоопределения, бунт против канонов общества и рассуждения о месте женщины. В этом ярмарочном вихре кружит идеально скроенный ансамбль актеров: от молодых звезд Флоренс Пью и Сирши Ронан (обе получили по номинации на «Оскар») до Мерил Стрип и Лоры Дерн.
Пусть Джо и солирующая скрипка в их оркестре, но это не значит, что остальные сестры Марч выступают в роли декораций к мятежной одиссее Джо: каждой уготована своя прописанная партия. С самого рождения сестры были не обделены талантом: Бет к музицированию, Эми к живописи, Мег к актерской игре, Джо к сочинительству, и даже лучший друг семьи — сосед Лори ищет себя в музыке, вопреки воле старших. Их общей кузницей доморощенного лицедейства станет театр на чердаке. Талант и самовыражение — ключи к раскрытию и созиданию маленьких женщин сегодня, хоть открываются им совершенно разные двери. Каждая из сестер Марч по-прежнему отстаивает свое право выбирать кого любить: для кого-то любовь — это счастливый брак с искренними чувствами, а для кого-то нет большего счастья, чем собственное имя на обложке. Как раз право женщины на собственный — не единственно верный — выбор и остается общим и неприкосновенным, как в 2020, так и в 1868 году.
«Маленькие женщины» в прокате с 30 января.
13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…
Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…
В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…
В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…
20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…
Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…