Том Хэнкс и Мег Райан, Джек Леммон и Ширли МакЛейн, Джозеф Гордон-Левитт и Зои Дешанель – love in an elevator!
Многие из самых заурядных локаций, с которыми мы сталкивается каждый день, прославляются благодаря фильмам. Взять хотя бы обычный лифт. Какие ассоциации с ним у вас возникают? Одни вспомнят мемную сцену из «Мальчишника». Другие – жуть из «Сияния». Третьи – нокаутирующую развязку «Отступников». Четвертые – еще что-то.
Лифт – он как горшочек из «Винни-Пуха»: в него можно класть… все, что хочешь, можно класть. Экшен, комедия, хоррор, триллер – в любом жанре найдутся памятные эпизоды в лифте. Ну а поскольку на носу 14 февраля, а в прокат выходит картина «По любви», где в лифте торчат герои Ангелины Стречиной и Павла Табакова, мы сосредоточимся исключительно на тех моментах, что связаны с делами амурными. Предупреждаем: все трюки выполняются профессионалами, в домашних или рабочих условиях повторять их следует с величайшей бдительностью. А то мало ли что.
«Квартира» (1960)
В фирменной комедии Билли Уайлдера Джек Леммон играет интеллигентного тихоню Бакстера, который сдает собственную квартиру знакомым для любовных интрижек. Перемещаясь с этажа на этаж в своей конторе, он регулярно встречает лифтершу (Ширли МакЛейн) и треплется с ней о разных пустяках. «Вы – единственный, кто, входя в лифт, снимает шляпу», – докладывает девица со смешной фамилей Кубелик. Тихоня вроде не прочь закрутить с ней роман, но есть нюанс: Кубелик уже мутит с его боссом. Женатым.
Дальнейшее развитие этой заковыристой ситуации оставим за скобками. А сейчас подмигнем сцене незапланированной, но, кажется, весьма пикантной близости героев, когда набившаяся в кабину толпа практически прижала их друг к другу. Тут бы и прошептать на ушко мисс Кубелик что-нибудь эдакое. Но шептать Бакстер не стал. Напротив – объявил во всеуслышание, что у него насморк, и лучше бы лифтерше подальше держаться. Кавалер!
«Класс» (1983)
Не все помнят трагикомедию «Класс», да и в год выхода она не каждому приглянулась. Но минимум один феерический эпизод в ней точно имеется, а разворачивается он сами понимаете где. Герой-школьник Эндрю МакКарти, во флирте с женщинами не искушенный, знакомится с эффектной дамой (Жаклин Биссетт). Та сперва тащит его на прогулку, а вскоре они оказываются в лифте. Где пассия нажимает маленькую красную кнопочку и нагнетает эротическое напряжение, стаскивая с парня одежду и осведомляясь, как ему больше нравится ездить: вверх или вниз.
Не успел бедняга в ответ что-то промямлить, как она вцепилась в его губы с таким остервенением, будто язык откусить собиралась. Миссис Робинсон одобряет. Склейка, перекидывающая любовничков с пола в кабине лифта прямиком в теплую постельку, – особое искусство. А лифтовая романтика запросто может быть и такой – плотской и чувственной.
«Неспящие в Сиэттле» (1993)
Встреча в лифте нередко запускает романтическую историю. А в каноничной мелодраме Норы Эфрон история этим наоборот завершается. Архитектор (Том Хэнкс) и журналистка (Мег Райан) проникаются друг к другу симпатией на расстоянии, но видятся лишь в финале, цитируя концовку «Незабываемого романа». Причем саспенс тут – ого-го: то охранник не пропускает, то тайминги не совпадают. Но когда ладошки уже потеют, и холодок бежит по спине, и кажется, что пересечься мужчине и женщине не суждено, в дело вмешивается его величество случай.
И вот – крыша Эмпайр-стейт-билдинг, растрепанные на ветру волосы, первые взгляды, радость узнавания: чистая магия. А потом они входят в лифт, и едва двери закроются, их жизнь перестанет быть прежней. Самое трогательное остается за кадром, но вряд ли влюбленные сразу позволили себе бурное проявление чувств. Все-таки и лифтер над душой стоял, и довольно ухмыляющийся ребенок, сын архитектора, рядышком терся.
«500 дней лета» (2009)
To die by your side is such a heavenly way to die: да простят нас The Beatles, но нет ничего романтичнее этой строчки из песни The Smiths, одержимость которыми сблизила героев культового антиромкома. Саммер (Зои Дешанель) и Том (Джозеф Гордон-Левитт) работали в одной фирме по производству открыток. А впервые побеседовали не где-нибудь, а в лифте, где Том отгородился от коллеги наушниками. Но там как раз Морисси пел про свет, что никогда не угаснет, и Саммер не устояла. «Смитс? Я люблю Смитс». Что может быть чудеснее, чем подобное признание прелестницы, разделяющей твои музыкальные вкусы? Позже, конечно, их отношения неслабо помотало. Но тот диалог, такой короткий и незабываемый, – навеки в сердечке.
«Драйв» (2011)
Казалось бы, что романтичного в эпизоде, где один мужик так забивает другого ногой в лифте, что у того череп трещит. А вот поди ж ты. Во-первых, один из мужиков – Райан Гослинг. Что априори многих на романтический лад настраивает. Во-вторых, того типа он не просто так ликвидирует, а девушку любимую защищая. Всем хорош кинофильм «Драйв», но этой сценой – особенно. Не счесть, сколько ей посвящено статей, эссе и роликов всевозможных, где авторы по полочкам разбирают монтаж и геометрию кадра, цветовое и звуковое решение.
Нас, впрочем, интересует то, что конфликту предшествовало. А именно – потрясающие детали, когда Гослинг бережно отодвигает Кэри Маллиган себе за спину, затем обнимает и поцелуй на ее устах запечатлевает. Нежно, неторопливо, аж время вокруг застывает, и нет более ничего на планете, кроме этих двоих в тускло освещенной кабине. Ах да, еще же третий есть. Ну, ему не поздоровилось. Что на контрасте с недавними ласками знатно из колеи выбивает.
«Старый» Новый год» (2011)
В том же 2011-м публика могла насладиться и вполне классической love in an elevator, без кровищи и растекшихся по полу мозгов. В альманахе Гэрри Маршалла про жителей Нью-Йорка, готовившихся к встрече Нового года в переплетенных историях, персонажей Эштона Кутчера и Лиа Мишель угораздило в лифте застрять. До этого момента они и знакомы-то не были, а теперь вместе торчать в замкнутом пространстве им вовсе не улыбается.
Она опаздывает на работу, а он никуда не торопится, что ее нечеловечески бесит. Но не подмогу никто не спешит. Вот и приходится им болтать о том о сем, преодолевая мало-помалу изначальную неприязнь. А как иначе – ведь сам Джон Бон Джови на фоне рулады выводит (под Have A Little Faith In Me тасуются кадры из всех новелл). Ах, Большое яблочко! Как тут вообще можно зависнуть с кем-нибудь в лифте и не влюбиться?
Комментарии