Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Post Type Selectors
Search in posts
Search in pages
Слушать подкаст
|
КиноРепортер > Кино > Как Луи де Фюнес подарил нам великую французскую комедию

Как Луи де Фюнес подарил нам великую французскую комедию

31 июля 2024 /
Как Луи де Фюнес подарил нам великую французскую комедию

К 110-летию со дня рождения одного из лучших комиков в истории кино.

История встречи родителей Луи де Фюнеса отчасти напоминает «Ромео и Джульетту», только без трагичного финала. Отцом артиста был испанский дворянин Карлос Луис де Фюнес де Галарса (потомок маркизов Галарса), а матерью – Леонор Сото Регера, дочь галисийского адвоката. Они познакомилась в Испании, где надеялись построить совместное будущее. Однако их семьи были против этих отношений, и влюбленным ничего не оставалось, кроме как перебраться в другую страну.

Финальным пунктом их странствий оказался небольшой городок Курбевуа, который называли «французским Детройтом» из-за наличия сразу нескольких автомобильных предприятий. По прибытии Карлос, юрист по образованию, не захотел продолжать адвокатскую деятельность, а обратился к иному ремеслу – он стал огранщиком алмазов. Так пара прожила 10 лет, пока не родился малыш по имени Луи.

ФуФу, как его ласково называли друзья, провел юность в Париже, куда перебралась семья вскоре после его рождения. Юноша не очень жаловал школу (хотя мог говорить на испанском, французском и английском), зато испытывал страсть к творчеству. Луи любил рисовать, играть на пианино, развлекать близких и друзей юмористическими зарисовками. Все видели в нем артиста, но до сцены и широкого экрана было еще далеко.

Луи де Фюнес в фильме «Оскар»
Кадр из фильма «Оскар» (1967)

В итоге Луи бросил школу и в подростковом возрасте много трудился в качестве разнорабочего. Юноша продавал разные товары, разносил по домам почту и молоко. В какой-то момент Фуфу устроился на работу в ночной клуб в качестве пианиста. Он учился играть на музыкальном инструменте в течение года, однако не мог читать ноты. Это досадное недоразумение де Фюнес компенсировал комичностью – ему не было равных в импровизации, а от его гримас гости не могли перестать смеяться. Позже актер вспоминал, что ему приходилось играть практически без остановки, с 6:30 вечера до 6:30 утра. Порой ему даже не хватало времени, чтобы отлучиться по «важным делам».

Работа пианистом пробудила в де Фюнесе артиста-комика, который громогласно заявил: «Пора!». Луи решает отточить эти навыки и поступает в актерскую школу Рене Симона, подарившую французскому кинематографу (а заодно и всему остальному миру) плеяду талантливых личностей: Франсуа Клюзе, Натали Бай, Мари Лафоре, Жана Лефевра и многих других. В течение года Луи днем изучает актерское мастерство, продолжая ночами бренчать в клубе на пианино. Но на плечах комика лежит тяжкий груз – неуверенность в себе, в том, что невысокий тощий мужчина когда-нибудь сможет покорить театр и кино. Не выдержав давления внутреннего критика, Луи в очередной раз бросает учебу.

При этом в школе де Фюнес завел полезное знакомство с Даниэлем Желеном, который старался поддержать в душе приятеля творческий огонь. В 1936 году Луи женится на Жермен Луиз Элоди Карруайе, и вскоре у супругов рождается мальчик Даниэль. Де Фюнесу приходится по-прежнему работать пианистом, чтобы прокормить семью, попутно страдая от синдрома самозванца. И Желен, и супруга Луи всячески поддерживают его и помогают справиться с кризисом. Но в 1942-м пара разводится, и де Фюнес снова остается наедине с собой. Во время оккупации Парижа он решает возобновить обучение в музыкальной школе, где и знакомится с любовью всей своей жизни – секретаршей Жанной Августиной Бартелеми де Мопассан. Через год они поженятся, заведут двоих сыновей и проведут вместе 40 лет, вплоть до смерти великого артиста.

Вслед за личной жизнью у Луи начинает налаживаться и карьера. Благодаря Желену комик получает дебютную кинороль в фильме «Барбизонское искушение» (1945). В течение следующих пяти лет де Фюнес появится в десятке картин, с каждым разом получая все более весомые роли. Режиссеры ценили комедийный талант артиста и не препятствовали его импровизациям, а сам Луи наконец нашел себя. При этом его творческий энтузиазм не ограничивался одним лишь кино: он также работал актером дубляжа и периодически заглядывал на театральные подмостки. Так прошло 15 лет, за которые де Фюнес прославился как звезда комедий. Ему давали все больше главных ролей, его имя на афише соседствовало с именами таких мастеров, как Жан Габен и Бурвиль, а любовь французского зрителя к низкорослому юмористу стремительно росла. После премьеры фильма «Не пойман – не вор» (1958) одно из изданий выпустило хвалебную рецензию с заголовком:

«Луи де Фюнес, самый смешной актер Франции».

Определяющим для артиста стал 1964 год, когда на широкие экраны вышло сразу два комедийных шедевра, обессмертивших его имя, – «Фантомас» и «Жандарм из Сен-Тропе». Первый фильм в итоге стал основой для сверхуспешной трилогии-пародии на ленты о Джеймсе Бонде, а второй запустил отличную франшизу про уморительные и порой невероятные приключения французских полицейских из курортного городка. К этому моменту де Фюнес отточил до идеала экранный образ гиперактивного, грубоватого и в целом неприятного мужчины, чьи ужимки и манера речи, тем не менее, доставляли аудитории неописуемое удовольствие. Поговаривали даже, что на пике карьеры артиста один из десяти проданных билетов в кино в Париже был на фильм с участием де Фюнеса.

Луи де Фюнес в фильме «Жандарм женится»
Кадр из фильма «Жандарм женится» (1968)

Артист очень любил играть. Вся его жизнь была связана с кино – именно поэтому де Фюнес даже в 50-летнем возрасте мог сниматься сразу в нескольких проектах одновременно. Казалось, будто Луи пытался наверстать упущенные годы, однако сам он это всячески отрицал. В затяжном старте творческого пути он видел, прежде всего, возможности для саморазвития.

«Я не сожалею о медленном темпе развития моей карьеры. Он позволил мне досконально изучить мое ремесло. Когда я был еще неизвестен, я пытался через детали, мимику, жесты раскрасить те маленькие роли, которые мне доверяли. Так я приобрел комический опыт, без которого не смог бы выстроить ту карьеру, которую имею. Если бы мне пришлось сделать это снова, я бы на это пошел», – подчеркивал де Фюнес.

Однако стремление постоянно сниматься не могло не сказаться на здоровье артиста. В 1975 году де Фюнес переживает два сердечных приступа. Круглосуточно окруженный врачами, коллегами и близкими, актер парадоксальным образом испытывает облегчение от сложившейся ситуации. В тот момент кавалер Ордена Почетного легиона (актер получил награду в 1973-м) осознал скоротечность жизни – за 60 с лишнем лет он наконец позволил себе сделать передышку. А желанное умиротворение артисту дарил его замок Шато-де-Клермон, в котором он наслаждался тишиной, спокойствием, собственным садом и огородом.

Луи де Фюнес в фильме «Скупой»
Кадр из фильма «Скупой» (1979)

Однако даже после двух приступов артист все равно вернулся на съемочную площадку. Теперь он снимался не так часто и энергично, как прежде, однако окончательно проститься с кино Луи не мог. Так что он успел не только сняться еще в шести картинах, но и попробовать себя в качестве режиссера. В 1980-м вышел фильм «Скупой» по мотивам пьесы Мольера, который де Фюнес снял вместе с Жаном Жиро, неизменным постановщиком «жандармской» франшизы (в тот же год артист удостоился премии «Сезар» за выдающиеся заслуги в кинематографе). По иронии судьбы карьеры обоих творцов тоже завершились одновременно. В последний раз де Фюнес появился на экране в комедии «Жандарм и жандарметки», на съемках которой Жиро умер от туберкулеза. Фильм пришлось заканчивать его помощнику Тони Абоянцу.

Несмотря на эту трагедию, де Фюнес не исключал возможности вновь вернуться к «Жандарму» – продюсеры даже начали обсуждать потенциальную седьмую часть. Сам актер предавался размышлениям о будущих проектах, посещал театральные постановки в Париже, общался с молодыми коллегами, передавая им свои знания, и в целом пребывал в хорошем расположении духа.

В начале 1983 года, вскоре после рождественских каникул, де Фюнес с семьей на несколько дней отправился в горы. Но высота сильно его утомила, и ему пришлось вернуться домой. 27 января Луи почувствовал сильную усталость. Родные вызвали скорую, которая доставила артиста в больницу. К сожалению, врачи не смогли ничего сделать, и де Фюнес скончался. Причина смерти – новый сердечный приступ. Луи де Фюнеса похоронили возле дома, на кладбище Селье близ замка Шато-де-Клермон.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Комментарии  

Комментарии

Загрузка....
Вы все прочитали

Next page

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: