Нарисованные родственники устраивают фестиваль рефлексии под аккомпанемент абсурдного юмора.
Все дисфункциональные семьи похожи друг на друга. По крайней мере, если судить по многочисленным драмам о дисфункциональных семьях, тоже друг на друга похожим. «Короче говоря» – очередная такая драма. Но из сонма себе подобных выделяется. Как минимум тем, что анимационная. К тому же автор ее – не кто иной, как Рафаэль Боб-Ваксберг, подаривший нам ранее один из лучших драматических сериалов всех времен «Конь БоДжек».
С ним у «Короче говоря» с ходу обнаруживается немало общего. Начиная с визуального стиля, продолжая всякими прочими вещами и заканчивая персонажем, который как внешне, так и характером изрядно смахивает на другого персонажа из «Коня БоДжека». Резонно предположить, что у них обоих просто один реальный прототип. В пользу этой версии говорит также то, что «Короче говоря» Боб-Ваксберг, как и предыдущий свой хит, создавал, опираясь во многом на личный опыт.
В мультсериале излагается история отдельно взятой дисфункциональной семьи за период с начала 1990-х и вплоть до 2020-х, не считая маленькой, но важной сценки из 1959-го. Излагается точечно и нелинейно: действие каждого эпизода разворачивается в как будто бы произвольный (но на самом деле, конечно, строго определенный согласно драматургическому замыслу) момент времени. Чтобы в конце концов у нас сложилось цельное представление о том, что с этой отдельно взятой дисфункциональной семьей капитально не так.
Впрочем, на какое-то неожиданное откровение рассчитывать не приходится. Потому что, как мы уже выяснили, все дисфункциональные семьи похожи друг на друга. Вот и здесь по центру – монструозная фигура матери, из-за тяжелого нрава которой все кругом страдают и испытывают проблемы, главным образом психологические, вызванные теми или иными детскими травмами. На предмет чего упоенно рефлексируют. А кроме того, дополнительных поводов для рефлексии основным действующим лицам подкидывает то обстоятельство, что они поголовно евреи.
Все это предсказуемо выливается в полномасштабный фестиваль рефлексии, где ближайшие родственники выясняют меж собой отношения, задаются вопросами об устройстве мира и своем месте в нем, ведут душеспасительные беседы, ссорятся, мирятся, рожают, умирают, снова задаются вопросами и пытаются понять, как жить. Однако наиболее дельная мысль, которую кто-либо за все десять эпизодов высказывает, к тому же выраженная в лаконичной форме, звучит в самом первом из них: «Какой смысл вообще во всем? Чтобы мама не бесилась»
Описанное, пожалуй, было бы совсем невыносимым унынием наподобие сериала «Медведь», если бы не фирменная подача Рафаэля Боб-Ваксберга, подразумевающая обязательное наличие абсурдного юмора в крупных объемах. Особенно показательны в этом плане эпизоды про взрывающиеся матрасы и про оккупировавших школу волков, где он на сюжетном уровне встроен. Но и в более серьезных (если не сказать – душных) эпизодах регулярно дает о себе знать, в том числе уморительными музыкальными шутками.
Забавный абсурд ненавязчиво обрамляет все конфликты, делая их на контрасте более выпуклыми и доступными для восприятия практически любого зрителя. Даже такого, которого, допустим, рефлексия евреев по поводу своей религиозной идентичности не очень трогает. Потому что абсурд является неотъемлемым элементом бытия как такового и частью самой природы человека, вне зависимости от его принадлежности к какой-либо социальной группе или желания. А потому всех нас объединяет и сближает.
Комментарии