Андрей Могучий поставил на сцене Театра Наций «Сказку про последнего ангела». Этот спектакль может стать одним из самых ярких явлений театрального сезона.
Название своему спектаклю режиссер дал по известной сказке Алексея Саморядова, писателя и сценариста, трагически погибшего в 1994 году. Эту философскую сказку в спектакле зрители услышат из уст Лии Ахеджаковой, но прозвучит она в самом конце. И только тогда станет понятно и невыразимо грустно, почему эта история называется «Сказка про последнего ангела».
А начинается спектакль сказочно-медитативно. На затемненной сцене в клубах тумана — березовая роща, в глубине проплывает лодка с прекрасной сказочной царевной в белоснежных одеждах и кокошнике в этом образе Муся Тотибадзе, которая появится еще и как обычная девушка Оксана). Будет здесь и добрый молодец, Иван-царевич. Потом из-за кулис выйдет большая курица, явно Курочка Ряба. И за всем этим наблюдает со стороны загадочная женщина в папахе и с винтовкой на коленях, в которой не без труда можно узнать Лию Ахеджакову. У нее своя линия в спектакле, и она также будет представать в разных образах — впрочем, как и другие действующие лица.
Следом за курицей выкатывается огромное яйцо, из которого на свет появится ясноглазый юноша. Его история — главная сюжетная линия спектакля. Кто он, этот юноша? То ли ангел, то ли Иван-дурак, непременный персонаж русского фольклора, каждый зритель решать будет сам. Но чтобы показать, в какое время он явился, Андрей Могучий придумал интересный ход: на помятой простыне-экране, в каком-то неведомом лесу группка мужчин в ушанках смотрит трансляцию футбольного матча. Внезапно игра прерывается на срочные новости: на экране — события октября 1993 года.
В этакое вот непростое время начинается история юноши по имени Андрей. Создают этот образ два артиста, братья Павел и Данила Рассомахины, которые будут меняться ролями: каждый станет то главным героем, то рассказчиком. Один — участник событий, другой наблюдает за ними и комментирует. Если задуматься, ведь и каждый из нас время от времени ловит себя на том, что одна часть нашей сущности живет и действует, а другая словно наблюдает за всем происходящим.
Чтобы понять драматургию спектакля — переход из сказки в реальность 90-х годов — надо всего лишь внимательно прочитать в программке слова режиссера о своей постановке: «Перед нами судьба людей, травмированных 90-ми годами. С одной стороны, это лихое и смутное время перемен, потери всех ориентиров, время разрухи, экономического упадка, войн. С другой , 90-е — это уже русский фольклор, со своими типичными, абсолютно сказочными персонажами, сюжетами, мифологией. Отсюда возникла еще и тема русских сказок с их скрытым, но очень любопытным подтекстом. Герои спектакля — наивные, странные люди, «люди тайн»».
В основе постановки — произведения писателя Романа Михайлова, математика по роду своей основной деятельности, доктора наук. Режиссер этот свой спектакль называет «путешествием от рождения к смерти (или наоборот), сквозь видения, знаки и сны». Получился спектакль-притча не только с размышлениями о вечном, но и о нас сегодняшних. А истоки того, что с нами происходит сегодня, режиссер вместе со своими соавторами пытается отыскать в том времени века минувшего, которое вошло в историю как «лихие девяностые». Это время воссоздано художником Марией Трегубовой невероятно достоверно, вплоть до мелочей (она же и художник по костюмам). Так что от зрителей старшего поколения в зале то и дело слышишь произнесенные шепотом слова: «Наше время».
Андрею Могучему с его командой удалось сделать цельный, глубокий, невероятно зрелищный, насыщенный чередой непрерывных событий спектакль, от которого невозможно оторваться. Хотя изначально, заглянув в программку, надо признаться, многие откровенно испугались: продолжительность почти четыре часа с тремя антрактами! Но гаснет свет — и с этой минуты ты будешь захвачен действом. Вместе с главным героем, Андреем, зрители побывают в психушке, куда во все времена отправляют «не таких как все». Именно в психлечебнице главный герой встретится с родственными душами: заикой Игнатом (в этой роли поочередно будут заняты в спектакле Павел Комаров и Дмитрий Смирнов) и «племянником священника» по имени Леусь (артист Глеб Пускепалис). И уже втроем он отправятся на поиски большой любви Андрея, его одноклассницы Оксаны. На этом пути все им будет благоволить. Ведь именно поиски настоящей большой любви и являются главной составляющей жизненного пути любого человека.
Кстати, атмосфера психушки, и особенно лечащий врач в исполнении Анны Галиновой, многим невольно напомнят фильм Милоша Формана «Пролетая над гнездом кукушки». Наблюдая за всем происходящим на сцене в этом «доме скорби», испытываешь неизбывный ужас, от которого спасает лишь дальнейшее развитие событий. Режиссер так виртуозно перемежает сцены трагические с откровенно комедийными, что очень скоро душевное равновесие зрителей будет восстановлено. Чего стоит лишь один из обитателей этой больницы, пугающий и веселящий публику Черный (в невероятном исполнении Антона Ескина). В драматургии спектакля соседствуют сатира и философия, мир реальный, пограничный и даже потусторонний. Проводником между этими мирами в спектакле в разных ипостасях предстает Лия Ахеджакова. И несмотря на печаль рассказанной ею «Сказки про последнего ангела», одна из последних сцен спектакля — залитый солнечным светом школьный класс с распахнутыми окнами и девочкой подростком у доски — оставляет надежду. Ведь наивные, странные люди, «люди тайн», по-прежнему живут рядом с нами.
Комментарии