В минувшем году театр имени Волкова был одним из главных ньюсмейкеров на театральном пространстве страны. Сначала его намеревались объединить с Александринкой, что вызвало массу толков и пересудов, а в итоге ограничились сменой художественного руководителя. Евгения Марчелли на этом посту заменил Сергей Пускепалис. Пока новый художественный руководитель репертуарную политику театра не менял, так что на очередные ежегодные гастроли в Москву театр привез свои проверенные временем постановки: «Братья Карамазовы» и «Лес». Пьесу «Лес» автор называл лучшим своим произведением. А лучшая площадка для русской классики в Москве, разумеется, Малый театр. Так что «Лес» в постановке Александра Кузина гармонично вписался в атмосферу этого театра, где перед входом — памятник самому драматургу, Александру Николаевичу Островскому. Режиссер Александр Кузин не большой любитель экспериментов, и эту его постановку можно назвать вполне традиционной. Сюжет пьесы, которую автор навал комедией, многие помнят. В ней две главные темы — лес страстей человеческих и деньги, которые обнажают суть души каждого из героев.
В провинциальной усадьбе с говорящим названием Пеньки живет состоятельная вдовствующая барынька Раиса Гурмыжская (в этой роли невероятная по таланту и темпераменту — заслуженная артистка России Татьяна Малькова). Она как будто благодетельная — пытается устроить жизнь сразу двух молодых людей: своей воспитанницы, бесприданницы Аксюши (Дарья Таран) и недоучившегося гимназиста Буланова (прекрасная работа, надо отметить, артиста Ивана Щукина), сына своей обедневшей приятельницы.
Барыня живет с чувством долга еще и перед племянником, пропавшим на долгие годы. Но у Аксюши есть возлюбленный Петр (Михаил Емельянов), сын купца Восмибратова, которого с Гурмыжской связывают деловые отношения. Вот первая сюжетная линия, любовная. Всего в спектакле, как и в самой пьесе, их три. Вторую линию тоже можно назвать любовной, хотя и условно. Раиса Гурмыжская женщина еще не старая, как прописано у драматурга, «лет пятидесяти с небольшим». Страсти в душе ее еще не улеглись, она хочет и для себя пожить. А тут и объект под рукой — тот самый «недоучившийся гимназист» Буланов, которого изначально прочила в женихи своей воспитаннице. Да и он парень не промах, юной бесприданнице предпочел состоятельную помещицу. Своим замужеством Гурмыжская решает главную проблему — кому завещать свое немалое свое состояние: теперь ей самой с молодым мужем деньги требуются.
И, наконец, третья сюжетная линия — взаимоотношения Гурмыжской с племянником, внезапно явившимся из небытия. Именно со случайной встречи на перекрестке дорог двух странствующих артистов — Несчастливцева (Виталий Даушев) и Счастливцева (Юрий Круглов) начинается спектакль. На авансцене — большая скульптура льва, какими любили украшать въезд в поместье провинциальные помещики. Да еще указатель сбоку — имение Пеньки. Но вот занавес поднимается — и перед зрителями само поместье, где будет происходить все действие. Оказавшись в имении Гурмыжской, Несчастливцев старательно скрывает от тетушки, что жизни добропорядочного помещика предпочел судьбу странствующего актера. В имении Гурмыжской он играет роль отставного военного, назначив на роль своего слуги приятеля Счастливцева.
Сценография в целом проста и функциональна (художник-постановщик Степан Заграбян). Огромные стволы деревьев возвышаются над домом хозяйки, да еще голубятня едва ли не вровень с этими деревьями, где будут проходить свидания влюбленных Аксюши и Петра. Во втором действии эти огромные деревья будут уже повалены. Лес здесь как символ и жизни глухой в провинции, и поступков ее обитателей. Чему автор пьесы дал емкое определение последним монологом Несчастливцева: «Зачем мы зашли, как мы попали в этот лес, в этот сыр-дремучий бор? Зачем мы… спугнули сов и филинов?… Тут все в порядке, как в лесу быть следует. Старухи выходят замуж за гимназистов, молодые девушки топятся от горького житья у своих родных: лес, братец».
Весь спектакль построен на противопоставлении драматического и комического. При этом нет в этой постановке совсем уж отрицательных героев, как, впрочем, нет и героев как таковых. Есть просто люди, каждый со своей правдой. И хитрят, и изворачиваются, и лгут — а в душе каждый сохранил главное — человеческое начало. Может потому, по задумке автора пьесы, в итоге каждый получает свое. Ни с чем остаются только артисты Счастливцев и Несчастливцем. Но им, людям свободного духа, живущим в мире высших ценностей материальные блага по большому счету и не важны. Вот и отдает Несчастливцев тысячу рублей, которые сумел-таки заполучить у своей богатой тетушки, той, кому они нужнее — бедной девушке Аксюше в качестве приданого. Несмотря на свою «говорящую» фамилию именно он, человек свободного духа, по-настоящему счастлив.
Режиссеру удалось своей традиционной, казалось бы постановкой, без всяких новомодных приемов, без переодеваний героев в современные одежды (художник по костюмам София Заграбян) сделать спектакль, звучащий актуально и в наши дни. Что и удерживает внимание зрителей . Подтверждение тому — живая реакция зала на все сюжетные повороты, на прекрасную игру артистов, особенно старшего поколения. Это и заслуженный артист России Валерий Соколов в роли Карпа, лакея Гурмыжской, и заслуженная артистка Ирина Сидорова в роли ключницы Улиты. Все герои этой комедии пытаются устроить свою жизнь — каждый по-своему. А как ее устроишь без денег? Примерно так рассуждает и большинство наших современников, живущих в веке ХХI. Потому и остаются пьесы Островского актуальными во все времена.
Путешественники – люди, для которых дорога становится профессией и судьбой. Их путь ведет сквозь горные шторма, океанские просторы, снежные пустыни…
Российский рынок онлайн-видеосервисов продолжает расти поразительными темпами. Согласно последнему отчету аналитической компании TelecomDaily, за первые шесть месяцев 2025 года общая выручка легальных…
Мультсериал «Царь горы» неожиданно вернулся спустя 15 лет после закрытия, да еще и в концептуально обновленном виде. Теперь это анимационный…
Возрождение культовой пародии про лейтенанта полиции, кажется, само по себе звучит как шутка. Спустя три десятилетия после триквела с Лесли…
Премьера постановки «Кабала святош» по пьесе Михаила Булгакова состоится в МХТ имени Чехова 4 сентября. Роль Мольера в спектакле Юрия…
С 17 августа в рамках Московской международной недели кино по столице будет курсировать первый мобильный кинотеатр, который покажет фильмы на…