Лес страстей человеческих | КиноРепортер
КиноРепортер > Театр > Лес страстей человеческих

Лес страстей человеческих

17 января 2020 /
Лес страстей человеческих

Старейший русский драматический театр имени Волкова из Ярославля показал в Москве одну из своих самых удачных постановок.

В минувшем году театр имени Волкова был одним из главных ньюсмейкеров на театральном пространстве страны. Сначала его намеревались объединить с Александринкой, что вызвало массу толков и пересудов, а в итоге ограничились сменой художественного руководителя. Евгения Марчелли на этом посту заменил Сергей Пускепалис. Пока новый художественный руководитель репертуарную политику театра не менял, так что на очередные ежегодные гастроли в Москву театр привез свои проверенные временем постановки: «Братья Карамазовы» и «Лес». Пьесу «Лес» автор называл лучшим своим произведением. А лучшая площадка для русской классики в Москве, разумеется, Малый театр. Так что «Лес» в постановке Александра Кузина гармонично вписался в атмосферу этого театра, где перед входом — памятник самому драматургу, Александру Николаевичу Островскому. Режиссер Александр Кузин не большой любитель экспериментов, и эту его постановку можно назвать вполне традиционной. Сюжет пьесы, которую автор навал комедией, многие помнят. В ней две главные темы — лес страстей человеческих и деньги, которые обнажают суть души каждого из героев.

В провинциальной усадьбе с говорящим названием Пеньки живет состоятельная вдовствующая барынька Раиса Гурмыжская (в этой роли невероятная по таланту и темпераменту — заслуженная артистка России Татьяна Малькова). Она как будто благодетельная — пытается устроить жизнь сразу двух молодых людей: своей воспитанницы, бесприданницы Аксюши (Дарья Таран) и недоучившегося гимназиста Буланова (прекрасная работа, надо отметить, артиста Ивана Щукина), сына своей обедневшей приятельницы.

Барыня живет с чувством долга еще и перед племянником, пропавшим на долгие годы. Но у Аксюши есть возлюбленный Петр (Михаил Емельянов), сын купца Восмибратова, которого с Гурмыжской связывают деловые отношения. Вот первая сюжетная линия, любовная. Всего в спектакле, как и в самой пьесе, их три. Вторую линию тоже можно назвать любовной, хотя и условно. Раиса Гурмыжская женщина еще не старая, как прописано у драматурга, «лет пятидесяти с небольшим». Страсти в душе ее еще не улеглись, она хочет и для себя пожить. А тут и объект под рукой — тот самый «недоучившийся гимназист» Буланов, которого изначально прочила в женихи своей воспитаннице. Да и он парень не промах, юной бесприданнице предпочел состоятельную помещицу. Своим замужеством Гурмыжская решает главную проблему — кому завещать свое немалое свое состояние: теперь ей самой с молодым мужем деньги требуются.

И, наконец, третья сюжетная линия — взаимоотношения Гурмыжской с племянником, внезапно явившимся из небытия. Именно со случайной встречи на перекрестке дорог двух странствующих артистов — Несчастливцева (Виталий Даушев) и Счастливцева (Юрий Круглов) начинается спектакль. На авансцене — большая скульптура льва, какими любили украшать въезд в поместье провинциальные помещики. Да еще указатель сбоку имение Пеньки. Но вот занавес поднимается — и перед зрителями само поместье, где будет происходить все действие. Оказавшись в имении Гурмыжской, Несчастливцев старательно скрывает от тетушки, что жизни добропорядочного помещика предпочел судьбу странствующего актера. В имении Гурмыжской он играет роль отставного военного, назначив на роль своего слуги приятеля Счастливцева.

Сценография в целом проста и функциональна (художник-постановщик Степан Заграбян). Огромные стволы деревьев возвышаются над домом хозяйки, да еще голубятня едва ли не вровень с этими деревьями, где будут проходить свидания влюбленных Аксюши и Петра. Во втором действии эти огромные деревья будут уже повалены. Лес здесь как символ и жизни глухой в провинции, и поступков ее обитателей. Чему автор пьесы дал емкое определение последним монологом Несчастливцева: «Зачем мы зашли, как мы попали в этот лес, в этот сыр-дремучий бор? Зачем мы… спугнули сов и филинов?… Тут все в порядке, как в лесу быть следует. Старухи выходят замуж за гимназистов, молодые девушки топятся от горького житья у своих родных: лес, братец».

Весь спектакль построен на противопоставлении драматического и комического. При этом нет в этой постановке совсем уж отрицательных героев, как, впрочем, нет и героев как таковых. Есть просто люди, каждый со своей правдой. И хитрят, и изворачиваются, и лгут — а в душе каждый сохранил главное — человеческое начало. Может потому, по задумке автора пьесы, в итоге каждый получает свое. Ни с чем остаются только артисты Счастливцев и Несчастливцем. Но им, людям свободного духа, живущим в мире высших ценностей материальные блага по большому счету и не важны. Вот и отдает Несчастливцев тысячу рублей, которые сумел-таки заполучить у своей богатой тетушки, той, кому они нужнее — бедной девушке Аксюше в качестве приданого. Несмотря на свою «говорящую» фамилию именно он, человек свободного духа, по-настоящему счастлив.

Режиссеру удалось своей традиционной, казалось бы постановкой, без всяких новомодных приемов, без переодеваний героев в современные одежды (художник по костюмам София Заграбян) сделать спектакль, звучащий актуально и в наши дни. Что и удерживает внимание зрителей . Подтверждение тому — живая реакция зала на все сюжетные повороты, на прекрасную игру артистов, особенно старшего поколения. Это и заслуженный артист России Валерий Соколов в роли Карпа, лакея Гурмыжской, и заслуженная артистка Ирина Сидорова в роли ключницы Улиты. Все герои этой комедии пытаются устроить свою жизнь — каждый по-своему. А как ее устроишь без денег? Примерно так рассуждает и большинство наших современников, живущих в веке ХХI. Потому и остаются пьесы Островского актуальными во все времена.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Next page

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: