Кадр из фильма «Иван Васильевич меняет профессию» (1973)
За 63 года, прошедшие с его первого появления на экране – в студенческой короткометражке Александра Гордона и Андрея Тарковского «Сегодня увольнения не будет», – Леонид Куравлев снялся более чем в двухстах фильмах и сериалах. Это были яркие эпизоды и главные роли, но едва ли можно найти работу народного артиста РФ, в которой он не был бы заметен.
Прекрасный характерный актер, известный в первую очередь комедиями, он не был зажат в тесные рамки амплуа и даже жанра. Он играл заглавного героя в приключенческой ленте «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо» (1972), немецкого офицера в шпионском сериале «Семнадцать мгновений весны» (1973), инспектора Грандена в комедийном детективе «Ищите женщину» (1982)…
Но особенно ему всегда удавались образы наших соотечественников – простых, добрых, зачастую наивных – тех, кому так легко и приятно сопереживать. По случаю юбилея Леонида Вячеславовича мы решили вспомнить его самые знаковые работы в этой галерее народных любимцев.
Первая главная роль Куравлева в полнометражном кино. Пашка Колокольников по прозвищу Пирамидон работает водителем грузовика, на котором он гоняет по Чуйскому тракту. Маршрут его поездок не близкий, он часто подбирает попутчиков и, конечно, попадает в разные истории.
А однажды Пашку отправляют на нефтебазу за горючим, где в одном из грузовиков загораются баки. В любой момент может случиться взрыв. И тогда парень, рискуя жизнью, садится в горящую машину и отправляет ее под откос. В больнице героя навещает журналистка (Белла Ахмадулина) из Ленинграда, которая приехала, чтобы взять у него интервью для газеты…
Посыл фильма простой: в жизни всегда есть место подвигу, и совершают геройские поступки чаще всего те, от кого их меньше всего ожидаешь. Возможно, завтра это будешь ты.
Экранизация одноименной повести Гоголя, «Вий», снятый Георгием Кропачевым и Константином Ершовым, вышел 27 ноября 1967 года, катался по стране несколько месяцев и стал в 1968-м одним из лидеров советского кинопроката. Тогда его посмотрели на больших экранах 32,6 млн зрителей.
Главный герой фильма – студент духовной семинарии Хома Брут – заночевал как-то на хуторе на сеновале, где столкнулся с ведьмой. Немало испугавшись, Хома старуху избил, та сначала превратилась в прекрасную девушку, а потом испустила дух. Когда же сотник вызывает Брута в течение трех ночей отпевать умершую дочь – молодую панночку (Наталья Варлей), – оказывается, что это та самая ведьма, которая жаждет ему отомстить. Увильнуть от последней воли умершей бурсак не может, а обряд оборачивается сражением со всевозможной нечистью.
Герой Леонида Куравлева – обычный человек в необычных обстоятельствах, которые без труда захватывают воображение любого, кто хоть немного верит в сверхъестественное. Так что представить себя на его месте несложно. И очень страшно!
Еще одна экранизация – на этот раз романа Ильи Ильфа и Евгения Петрова о похождениях Остапа Бендера (Сергей Юрский). В фильме Михаила Швейцера Куравлеву досталась роль мелкого жулика Шуры Балаганова, который на момент знакомства с великим комбинатором живет тем, что выдает себя за сына героического лейтенанта Шмидта.
Бендер берет Балаганова себе в помощники в своем деле – поисках и раскрутке на деньги подпольного миллионера. Таковым оказывается скромный конторщик Корейко (Евгений Евстигнеев), но тот никак не хочет делиться своим богатством.
Балаганов наивен и глуп, так что, на первый взгляд, ассоциировать себя с ним едва ли кому-то захочется. Однако это в некоторых сценах происходит неизбежно, потому что любой попадал, подобно Шуре, в дурацкие ситуации, а уж при всей недалекости героя Куравлева обаяния ему не занимать.
А знаете ли вы, что легендарная комедия Леонида Гайдая – тоже экранизация? Причем не кого-нибудь, а Михаила Булгакова? Его пьеса «Иван Васильевич» была запрещена после генеральной репетиции спектакля в Театре сатиры в 1935-м и увидела свет лишь 30 лет спустя.
С легкой руки инженера-изобретателя Александра Тимофеева (Александр Демьяненко), собравшего машину времени прямо у себя в квартире, из 16 века в 20-й попадает царь Иван Грозный (Юрий Яковлев), а из 20-го в 16-й – поразительно похожий на него управдом Бунша и вор-домушник Жорж Милославский (Куравлев). Что, конечно, порождает немало курьезов и там, и там.
Вот уж кто настолько лучится обаянием и уверенностью в себе, что делает это частью своей профессии, так это Жорж Милославский. Он может очаровать и обвести вокруг пальца кого угодно, что очень пригождается ему, когда он внезапно попадает в другую эпоху. При всей сомнительности деятельности Жоржа недавно он даже стал героем рекламных роликов, что демонстрирует неувядающую народную популярность и фильма, и героя.
Трагикомедия Георгия Данелии – самый популярный фильм в советском кинопрокате 1975 года. Его посмотрели 62,2 миллиона зрителей.
Заглавный герой картины – 34-летний слесарь-сантехник Афанасий Борщов по прозвищу Афоня живет, не особо оглядываясь назад и не задумываясь о завтрашнем дне. Работает, не напрягаясь, срубает левые рубли на вызовах, выпивает, не связывает себя серьезными отношениями… И когда Афоня встречает свою бывшую одноклассницу, медсестру Катю Снегиреву (Евгения Симонова), которая, как оказалось, еще в школе была в него влюблена, он не сразу понимает, что это его шанс на лучшую жизнь…
Несмотря на десятки самых ярких персонажей, сыгранных Куравлевым, Афоня – без сомнения, главный в череде любимых народом героев. По той простой причине, что Борщов милый и непутевый, его искренне жаль, а главное, очень несложно посмотреть на него свысока и ощутить себя лучшим человеком, чем он. А уж сколько таких Афоней вокруг нас!
1950-е. Молодой парень Юра Тюкалов (Глеб Калюжный), переживший блокаду Ленинграда, но лишившийся родителей, работает на заводе. Травма потери близких не…
Марокканскую пустыню сотрясают волны рейва. На песке возвышаются ряды гигантских колонок, и эксцентричная толпа неистовствует на фоне пейзажей будто из…
1 октября театр «Современник» впорхнул в 70-й сезон. Торжественное открытие состоялось на Основной сцене, где фойе преобразилось в выставочное пространство.…
Где грибам место? В масле на сковородке? Засоленным в банке? Все так, но грибы куда больше, чем средство пропитания. Они…
Особым событием «Российской креативной недели» в этом году стала организованная в ее рамках ЭКСПО. Выставка продемонстрировала, как креативные индустрии влияют…
Двое друзей, беспечных пьяниц средних лет, должны встретить в аэропорту третьего. Но это завтра. А пока можно где-нибудь выпить по…