За 63 года, прошедшие с его первого появления на экране – в студенческой короткометражке Александра Гордона и Андрея Тарковского «Сегодня увольнения не будет», – Леонид Куравлев снялся более чем в двухстах фильмах и сериалах. Это были яркие эпизоды и главные роли, но едва ли можно найти работу народного артиста РФ, в которой он не был бы заметен.
Прекрасный характерный актер, известный в первую очередь комедиями, он не был зажат в тесные рамки амплуа и даже жанра. Он играл заглавного героя в приключенческой ленте «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо» (1972), немецкого офицера в шпионском сериале «Семнадцать мгновений весны» (1973), инспектора Грандена в комедийном детективе «Ищите женщину» (1982)…
Но особенно ему всегда удавались образы наших соотечественников – простых, добрых, зачастую наивных – тех, кому так легко и приятно сопереживать. По случаю юбилея Леонида Вячеславовича мы решили вспомнить его самые знаковые работы в этой галерее народных любимцев.
Первая главная роль Куравлева в полнометражном кино. Пашка Колокольников по прозвищу Пирамидон работает водителем грузовика, на котором он гоняет по Чуйскому тракту. Маршрут его поездок не близкий, он часто подбирает попутчиков и, конечно, попадает в разные истории.
А однажды Пашку отправляют на нефтебазу за горючим, где в одном из грузовиков загораются баки. В любой момент может случиться взрыв. И тогда парень, рискуя жизнью, садится в горящую машину и отправляет ее под откос. В больнице героя навещает журналистка (Белла Ахмадулина) из Ленинграда, которая приехала, чтобы взять у него интервью для газеты…
Посыл фильма простой: в жизни всегда есть место подвигу, и совершают геройские поступки чаще всего те, от кого их меньше всего ожидаешь. Возможно, завтра это будешь ты.
Экранизация одноименной повести Гоголя, «Вий», снятый Георгием Кропачевым и Константином Ершовым, вышел 27 ноября 1967 года, катался по стране несколько месяцев и стал в 1968-м одним из лидеров советского кинопроката. Тогда его посмотрели на больших экранах 32,6 млн зрителей.
Главный герой фильма – студент духовной семинарии Хома Брут – заночевал как-то на хуторе на сеновале, где столкнулся с ведьмой. Немало испугавшись, Хома старуху избил, та сначала превратилась в прекрасную девушку, а потом испустила дух. Когда же сотник вызывает Брута в течение трех ночей отпевать умершую дочь – молодую панночку (Наталья Варлей), – оказывается, что это та самая ведьма, которая жаждет ему отомстить. Увильнуть от последней воли умершей бурсак не может, а обряд оборачивается сражением со всевозможной нечистью.
Герой Леонида Куравлева – обычный человек в необычных обстоятельствах, которые без труда захватывают воображение любого, кто хоть немного верит в сверхъестественное. Так что представить себя на его месте несложно. И очень страшно!
Еще одна экранизация – на этот раз романа Ильи Ильфа и Евгения Петрова о похождениях Остапа Бендера (Сергей Юрский). В фильме Михаила Швейцера Куравлеву досталась роль мелкого жулика Шуры Балаганова, который на момент знакомства с великим комбинатором живет тем, что выдает себя за сына героического лейтенанта Шмидта.
Бендер берет Балаганова себе в помощники в своем деле – поисках и раскрутке на деньги подпольного миллионера. Таковым оказывается скромный конторщик Корейко (Евгений Евстигнеев), но тот никак не хочет делиться своим богатством.
Балаганов наивен и глуп, так что, на первый взгляд, ассоциировать себя с ним едва ли кому-то захочется. Однако это в некоторых сценах происходит неизбежно, потому что любой попадал, подобно Шуре, в дурацкие ситуации, а уж при всей недалекости героя Куравлева обаяния ему не занимать.
А знаете ли вы, что легендарная комедия Леонида Гайдая – тоже экранизация? Причем не кого-нибудь, а Михаила Булгакова? Его пьеса «Иван Васильевич» была запрещена после генеральной репетиции спектакля в Театре сатиры в 1935-м и увидела свет лишь 30 лет спустя.
С легкой руки инженера-изобретателя Александра Тимофеева (Александр Демьяненко), собравшего машину времени прямо у себя в квартире, из 16 века в 20-й попадает царь Иван Грозный (Юрий Яковлев), а из 20-го в 16-й – поразительно похожий на него управдом Бунша и вор-домушник Жорж Милославский (Куравлев). Что, конечно, порождает немало курьезов и там, и там.
Вот уж кто настолько лучится обаянием и уверенностью в себе, что делает это частью своей профессии, так это Жорж Милославский. Он может очаровать и обвести вокруг пальца кого угодно, что очень пригождается ему, когда он внезапно попадает в другую эпоху. При всей сомнительности деятельности Жоржа недавно он даже стал героем рекламных роликов, что демонстрирует неувядающую народную популярность и фильма, и героя.
Трагикомедия Георгия Данелии – самый популярный фильм в советском кинопрокате 1975 года. Его посмотрели 62,2 миллиона зрителей.
Заглавный герой картины – 34-летний слесарь-сантехник Афанасий Борщов по прозвищу Афоня живет, не особо оглядываясь назад и не задумываясь о завтрашнем дне. Работает, не напрягаясь, срубает левые рубли на вызовах, выпивает, не связывает себя серьезными отношениями… И когда Афоня встречает свою бывшую одноклассницу, медсестру Катю Снегиреву (Евгения Симонова), которая, как оказалось, еще в школе была в него влюблена, он не сразу понимает, что это его шанс на лучшую жизнь…
Несмотря на десятки самых ярких персонажей, сыгранных Куравлевым, Афоня – без сомнения, главный в череде любимых народом героев. По той простой причине, что Борщов милый и непутевый, его искренне жаль, а главное, очень несложно посмотреть на него свысока и ощутить себя лучшим человеком, чем он. А уж сколько таких Афоней вокруг нас!
13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…
Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…
В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…
В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…
20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…
Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…