Сегодня 50-летие отмечает Леонардо ДиКаприо – неутомимый борец за экологию, поклонник дам определенного возраста и настоящий мужик, как однажды отметил Владимир Владимирович Путин. Снимается он сейчас редко, но каждый его фильм широко обсуждается, и неважно, что те же «Убийцы цветочной луны» провалились в прокате и пролетели в десяти оскаровских номинациях: кино-то вышло мощное, и Лео там молодец. Но мы не будем в сотый раз петь дифирамбы его поздним ролям, а вспомним роли ранние, до 1997 года, когда «Титаник» превратил ДиКаприо в суперзвезду поколения MTV. Откроет этот хит-парад драма со злодейским Робертом Де Ниро, а закроет победитель ММКФ под юбилейным номером XX.
В «Убийцах цветочной луны» Де Ниро и ДиКаприо разделили роли мерзавцев, а в «Жизни этого парня» Роберт негодяйничал в одиночку. Раньше он играл маньяка, Аль Капоне и Сатану, а теперь заделался деспотичным отчимом из 1950-х, который тиранит юного Тоби (Лео). Тому с пеленок не подфартило: маманя таскает его с места на место в надежде найти приличного кавалера и в итоге попадает в сети абьюзера Дуайта. Это не ее вина, а ее беда, но страдает от деструктивных отношений именно Тоби, который вместо нормальной мужской фигуры получает гнусного агрессора.
ДиКаприо здесь 17, это его первая ведущая роль. Независимый паренек грустит, скандалит, терпит побои, но все-таки решается дать подонку отпор: финальные сцены – одни из самых душераздирающих в карьере Лео и Боба. Тоби протоптал тропинку для всех последующих тинейджерских героев ДиКаприо, а Дуайт оказался даже более жутким злодеем, чем сам дьявол. Потому что в дьявола можно не верить, а таких вот дуайтов вокруг пруд пруди, к сожалению.
В 2024-м всех покорил перформанс Льва Зулькарнаева в роли «особенного подростка» из драмеди «Она такая классная». А примерно тридцатью годами ранее похожего мальчика изобразил ДиКаприо: его Арни – чрезвычайно гиперактивный товарищ, который все время норовит улизнуть из-под опеки старшего братца Гилберта (Джонни Депп). То на дерево вскарабкается, то на водонапорку залезет, то еще что-нибудь эдакое отчебучит. Чреватое неприятными последствиями для Арни и его близких. Вот и сбивается Гилберт с ног, пытаясь о матушке заботиться, за Арни приглядывать и личную жизнь налаживать. В захолустье Айовы последнее – отдельный квест.
Формально центральное действующее лицо тут Гилберт, конечно. Недаром его имя в заглавие вынесено. По факту же всех уделал Лео, настолько импульсивный и естественный в образе доброго, но не очень везучего парнишки, что зрители на премьере диву давались: неужто артист на самом деле не душевно больной? ДиКаприо провел немало времени с такими детьми и разбил живущий во многих головах стереотип о том, что они – просто психи: «Видеть их было чем-то живительным, ведь для них все оказывалось в новинку». Старания Лео увенчались величайшим оскаровским ограблением в истории, когда статуэтку за лучшую мужскую роль второго плана отхватил Томми Ли Джонс из триллера «Беглец». Зато именно в «Грейпе» Лео приметил Мартин Скорсезе, для которого актер станет вторым талисманом после Де Ниро.
Прошло два года, и ДиКаприо вновь исполнил роль изломанного молодого человека: уже не на грани, а за гранью нервного срыва. «Дневник баскетболиста» – экранизация автобиографического романа Джима Кэрролла, мрачной и шокирующе правдоподобной книги о мытарствах джанки в негостеприимном Нью-Йорке. Фильм начинается с того, что экранный Джим получает люлей от учителя: да, опять персонаж Лео бузит и отвергает авторитеты. Но делает это не от хорошей жизни. Его друг умирает, а общественные институты – школа, семья, церковь – его не принимают. Поэтому воплощением всего манящего и запретного для него становится улица, где легко раздобыть самую забористую дрянь.
Фильм Скотта Кэлверта не так депрессивен, как книжка Кэрролла: он оставляет щелочку для надежды даже в часы беспросветного мрака. За смертью того друга, которого в 16 забрала лейкемия, следует потрясающее торжество жизни: стритбол под проливным дождем. И ДиКаприо шикарно передает эту двойственность, за секунду превращаясь из хрупкого подростка, пишущего стихи, в психованного шизика, готового мать родную за дозу продать. Никаких крупных наград Лео не завоевал – набирало силу его оскаровское проклятие, которое развеет лишь «Выживший» (2015). Но в случае с «Дневниками» это пренебрежение можно понять: даже в год, когда вышли «На игле» и «Семь», публика ежилась от эпизодов скулшутинга, которые приснились Джиму на уроке.
В 2012-м ДиКаприо незабываемо сыграл скользкого Кэлвина Кэнди в вестерне «Джанго освобожденный». Но его пути с этим славным жанром пересеклись еще в 1995-м, когда Сэм Рэйми взял его на борт нашпигованного звездами и пулями шутера «Быстрый и мертвый». В прицеле – загадочная Леди (Шэрон Стоун), прибывающая в городишко на Диком Западе для участия в соревновании по стрельбе. Правила элементарны: кто умер – тот выбыл. Как и в «Непрощенном», заправляет в городке тиран с лицом Джина Хэкмена и говорящей фамилией Ирод. А привлечь его внимание пытается самый молодой конкурсант, нахал по кличке Малыш (Лео).
Парень забавно хорохорится и даже подкатывает к Леди. Но его бахвальство – нечто большее, чем самоуверенность неуловимого раз-бо-бо-бобойника, которого разыскивают в нескольких штатах. Ирода он считает своим папенькой, вот и жаждет выиграть состязание, дабы убедить его в своей крутости. То есть герой ДиКаприо вновь ищет отцовскую фигуру, влипая из-за этого в неприятности. Не сочтите за спойлер, но до конца цепочки дуэлей ему не добраться. А Лео мог не добраться и до съемок, если бы не заступничество Шэрон Стоун, отстегнувшей ему гонорар из собственного кармана. С ее помощью в каст добавился и Рассел Кроу, который сыграл бандита, ставшего проповедником, и тем заявил о себе в Голливуде.
Не поверите, но в драме Агнешки Холланд «Полное затмение» ДиКаприо тоже сыграл юного повесу, выросшего без отца. Правда, здесь это не прихоть сценаристов, а реальные обстоятельства из жизни его героя – стихотворца Артюра Рембо, брошенного папой в нежном возрасте. Публиковаться и скитаться он начал одновременно, в 16, и в конце концов тернистая дорожка привела его в Париж, где он познакомился с коллегой Полем Верленом. Тот был всего на десять лет старше Артюра, но в фильме Дэвид Тьюлис выглядит значительно более зрелым и умудренным, чем инфантильный ДиКаприо.
Рембо по праву влился в компанию так называемых проклятых поэтов (Бодлер, Корбьер, Ришпен и другие). Он рано научился пить и творить, но со вторым вскоре завязал, а с первым – едва ли. Изнуряя себя бродяжничеством и абсентом, он метался из крайности в крайность: то записывался в колониальные войска, то пытался попасть в морфлот, то колесил по свету с цирковой труппой. В 37 его не стало, но трагедия и загадка Рембо манит до сих пор – в том числе благодаря самоотверженной роли ДиКаприо, с дикой энергетикой воссоздавшего взбалмошность и неприкаянность богемного гения, самое меткое определение которому дал Виктор Гюго: «Шекспир-дитя».
И вновь обратимся к Шекспиру, ибо куда мы без Вильяма нашего? Перевоплощаться в его персонажей всегда рискованно, ведь столько уже сделано до тебя – как тут что-то свежее добавить? Базу Лурману, однако, удалось. Монтекки и Капулетти превращаются в мафиозные кланы, герои щеголяют в гавайских рубахах, рассекают на кабриолетах, трясут стволами и красят волосы в розовый, кадры купаются в неоне, за кадром надрываются Garbage, The Cardigans и Radiohead… Но при этом перед нами все та же печальная и прекрасная повесть о любви, которая, как и всякая любовь, мечтает быть вечной.
ДиКаприо в этой системе координат оказался идеальным Ромео – взволнованным, чувственным, нашептывающим на ушко Джульетте (Клэр Дэйнс) сердечные клятвы. «Ромео + Джульетта» стал его первым стопроцентным блокбастером, а образ юноши бледного со взглядом горящим – его первой романтической ролью. Все вместе проложило дорожку к «Титанику», до которого оставался лишь год, а Лео окончательно переквалифицировался из подающего надежды в безоговорочного суперстара. На съемках при этом ДиКаприо и Дэйнс не ладили, хотя изначально на кандидатуре Клэр настаивал именно Лео. До нее Джульеттой могла стать Натали Портман, но авторы справедливо рассудили, что в 14 лет крутить шуры-муры с 21-летним партнером как-то не очень. Шекспировской Джульетте было как раз около 14, а Ромео – скорее в районе 16.
«Ромео + Джульетта» ворвались в прокат в ноябре, а в декабре на экраны прокралась драма «Комната Марвина» с Дайан Китон в роли смертельно больной женщины, которой требуется пересадка костного мозга. Чтобы пройти проверку на совместимость, к ней приезжает отстраненная сестрица (Мэрил Стрип) с сыновьями. Одного из них, Хэнка, играет Лео ДиКаприо. Еще тут есть Роберт Де Ниро в халате доброго доктора. Ну а Марвин, чья комната фигурирует в названии, – типичный макгаффин: это отец героинь, который не встает с кровати после инсульта и вроде не играет роли в сюжете, но необходимость присматривать за ним сперва разделяет, а затем сближает его дочерей.
ДиКаприо действует на втором плане, однако ничуть не теряется на фоне заслуженных артисток. А вот персонаж его так же потерян, как и другие герои раннего Лео. Он в очередной раз растет без отца, не воспринимает всерьез ни одного мужчину, с которым встречается мама, а та признается, что не в силах его контролировать. Он сжигает дом, отказывается от теста на совместимость, а при любых попытках наладить с ним контакт ерепенится, как дикобраз, воплощая дьявольскую непредсказуемость переходного возраста. «Комнату Марвина» нынче вспоминают нечасто, но ДиКаприо выдал удивительно зрелый мастер-класс, а фильм победил на XX ММКФ, опередив, в частности, «Достучаться до небес». Де Ниро же вручили почетный приз «За вклад в развитие киноискусства» – вместе с Андреем Кончаловским, Софи Лорен и Катрин Денев.
Звезды киноэкрана 1940-х оставили свой след не только в золотом фонде отечественного кинематографа, но и в сердцах зрителей. Их талант…
Для одних Артур Флек (Хоакин Феникс) – психопат, убивший шесть человек. Для других – символ бунта, способный возглавить мятеж готэмских…
11 ноября на Большой сцене Театра им. Евгения Вахтангова состоялся Хрустальный бал, посвященный лауреату премии «Хрустальная Турандот» 2023 года Александру…
Урал набирает популярность не только у любопытных туристов, но и у кинематографистов. Конечно, в Пермь и особенно в Екатеринбург, где…
В «Новом Театре» – премьера «Розовое платье» в постановке худрука Эдуарда Боякова. Три года назад он уже ставил эту пьесу…
«Место встречи изменить нельзя» уже 45 лет по праву считается непревзойденным эталоном жанра криминального детектива. В чем секрет успеха? Ответ…