Не «Джоном Уиком» единым. В связи с выходом триквела экшен-франшизы с Киану Ривзом «КиноРепортер» вспоминает другие боевики про киллеров из США, Европы и Азии.
«Леон» / Léon
Реж. Люк Бессон, 1994
Профессиональный киллер Леон ценится на вес золота. Он исправно выполняет любые заказы (но женщин и детей не трогает!), ни с кем не контактирует, а дружит только с аглаонемой. Однажды дверь соседей Леона вышибают сотрудники отдела по борьбе с наркотиками во главе с коррумпированным полицейским Норманом Стэнсфилдом. Дочь соседей Матильда в этот момент как раз возвращалась из магазина и, увидев происходящее, постучалась к наемному убийце. Вопреки собственным правилам Леон впустил девочку, получив новый стимул в жизни и одновременно нажив могущественного врага.
Культовый фильм Люка Бессона практически поставил знак равенства между именем протагониста и его профессией. Пожалуй, эта кинолента первой приходит в голову, когда слышишь слово «киллер». Немудрено, ведь «Леон» отточен почти во всех возможных аспектах. Харизматичный главный герой с десятком запоминающихся деталей (растение, шапка-бини, очки, любовь к молоку и сну в кресле, и т.д.), не менее притягательный и по-настоящему жуткий антагонист в исполнении Гэри Олдмана, умело нагнетаемый драматизм, стильная и по-европейски элегантная подача экшен-сцен, пронзительная музыка Эрика Серра на звуковой дорожке, сложная природа любви дочери к отцу и авторские росчерки Бессона. Наверное, поэтому и классика.
«Наемный убийца» / Dip huet seung hung
Реж. Джон Ву, 1989
Киллер Джеффри во время одного из заданий по случайности чуть не ослепляет певицу Дженни. Между ними завязываются отношения, и чтобы спасти любимой зрение Джеффри должен оплатить дорогостоящую операцию. А для этого нужно выполнить последний заказ. В то же время по следу киллера идет инспектор Ли Ин, и у них гораздо больше общего, чем кажется на первый взгляд.
Споры о том, какой фильм Джона Ву круче, «Наемный убийца» или «Круто сваренные», можно вести бесконечно, но факт остается фактом: эта работа гонконгца крепко повлияла на жанровых режиссеров со всего мира. Стилистические отсылки на «Наемного убийцу» можно найти у Джонни То, Люка Бессона, Квентина Тарантино и Роберта Родригеса. Данная кинолента — подлинный гимн жанра heroic bloodshed: два героя расправляются с целой армией недругов, мотив настоящей мужской дружбы (краеугольный камень жанра) буквально растаптывает все романтику, а перестрелки поставлены так, что после них тяжело смотреть американские боевики.
«Крупный калибр» / Tony Arzenta
Реж. Дуччо Тессари, 1973
Тони Ардзента, едва ли не лучший киллер в Европе, решает выйти из бизнеса. Работодатели Тони принимают меры, чтобы другим неповадно было: взрывают машину наемного убийцы, в которой случайно оказываются его жена и ребенок. Теперь единственная цель жизни Ардзенты — отомстить, а учитывая его навыки, шансы выжить у преступных боссов невелики.
В самый разгар еврокрайма Тессари решает добавить в жанр терпкого и депрессивного нуара. Для манифестации этой задумки Ален Делон, с его внешностью и холодным обаянием, подходил как нельзя лучше. «Крупный калибр» — простая, но чувственная история, особенно на фоне «маньячных» собратьев по жанру «полициотески». Да и посыл «месть и прощение несовместимы» не совсем типичен для западного кино (будь то Европа или США), а вот на Востоке это знали давным-давно.
«Без сочувствия к грубым» / Yeui-eomneun geotdeul
Реж. Пак Чхоль-хи, 2006
У Киллы проблемы с голосом, так что он в основном молчит. А еще он мечтает стать тореадором, но для этого нужно как-то решить проблему с голосовыми связками. Операция стоит недешево, так что Килла становится киллером. Но убивать хочет не всех подряд, а только грубых и неприятных типов.
Под броским названием фильма Пака Чхоль-хи скрывается характерное для корейского кино эклектическое нечто. Социальная драма здесь быстро сменяется гротескными образами, откровенные сцены секса и гипертрофированное насилие — мелодрамой, а экшен-сцены — трагикомедией. Пожалуй, последнее слово наиболее точно характеризует киноленту, но в очень специфичном, корейском понимании. Несмотря на имеющийся лейтмотив о киллере и его мечте, постановщик не боится углубляться в ворох разнообразных тематик, от дружбы и конфронтации классов до выстраивания контрастов между одиночеством и семейной жизнью. Жаль только, что в фильмографии Пак Чхоль-хи «Без сочувствия к грубым» — пока что единственный режиссерский опыт.
«Собака кусает собаку» / Gau ngao gau
Реж. Чин Поу-Сои, 2006
Пан вырос в Камбодже, ежедневно сражаясь за право на жизнь с бойцовскими собаками и осужденными смертниками. Он еще совсем юн, но уже мало напоминает человека: ест помои с пола и совсем не ценит человеческую жизнь. Выжить — его единственный инстинкт. Пана отправляют в Гонконг для убийства женщины, но после выполнения задания ему на хвост садится вся полиция острова. Особенную опасность представляет инспектор Ти Вай — Пан убил напарника полицейского прямо у того на глазах. Вай и до этого не придавал особого значения законам и ценности чужой жизни, а теперь и вовсе слетел с катушек. И он знает слабое место киллера: Пан проникся симпатией к девушке из трущоб, которую регулярно растлевал ее собственный отец, и намерен увести ее к себе на родину.
От гонконгского гангстерского боевика обычно ожидаешь экшена пополам с сентиментальностью, но «Собака кусает собаку» рядом с собратьями смотрится белой вороной. Ни сентиментальности, ни мужской дружбы, ни задушевных диалогов, ни фатализма тут нет, зато есть грязь, трущобы, глубоко укоренившееся человеческое убожество, нигилизм и чернуха. «Спасибо» стоит сказать японскому продюсеру Дзюнъити Мацусите, решившему разнообразить гонконгские лекала свежими идеями. Сюжет прост, как три копейки, зато качественно реализован за счет отличного монтажа, депрессивных фильтров и игры Сэма Ли и Эдисона Чена. Диалогов в фильме очень мало, а противостояние ключевых персонажей со временем достигает такого накала, что становится неуютно, будто смотришь не жанровое кино, а съемку собачьей схватки.
«Пес-призрак: Путь самурая» / Ghost Dog: The Way of the Samurai
Реж. Джим Джармуш, 1999
Прекрасная картина Джима Джармуша хороша не сценарием, не экшеном и даже не вкраплениями из «Хагакурэ», вставленными весьма топорно. Сама идея — современный человек, живущий в согласии с кодексом самурая — звучит интересно, но и здесь форма на голову превосходит содержание. «Пес-призрак» прекрасен в своей неспешности, в умопомрачительной работе Робби Мюллера, который через изображение дает почувствовать запах улиц, в выверенных планах и дотошном монтаже, в саундтреке, наконец (RZA подобрал настолько удачные инструменталки, что вставки с Wu-Tang Clan звучат излишне суетливо). Для любителей «сокрытого в листве» здесь нет ничего нового, но для ценителей абстрактно-прекрасного «Путь самурая» — настоящий клад.
«Адреналин»/ Crank
Реж. Марк Невелдайн и Брайан Тейлор, 2006
Киллер Чев Челиос однажды просыпается утром и узнает, что отравлен хитрым китайским ядом. Отрава замедляет пульс Челиоса, жить ему осталось — всего ничего, а антидота вроде как не существует. Будучи в буквальном смысле ходячим трупом, Чев отправляется по следам своих убийц, параллельно стараясь поднять пульс и адреналин всевозможными способами: от энергетиков и потасовок до эксгибиционистского секса и дефибриллятора.
Дуэт Невелдайна и Тейлора буквально ворвался в киномир с хулиганским «Адреналином». Забавный сюжет, идиотские ситуации, использование широкого спектра визуальных хохм. В сочетании с клиповым монтажом, обильными ругательствами, бодрым саундтреком (контрастная смесь из Refused, NoFX, Control Machete, Quiet Riot и Jarrett & Long) и общим раздолбайским настроем фильм стал настоящей отдушиной для любителей эксцентричных боевиков.
«Ичи-киллер» / Koroshiya 1
Реж. Такаси Миике, 2001
За плечами Такаси Миике множество культовых и обсуждаемых фильмов, но «Ичи-киллера» уверенно можно назвать одной из главных работ плодовитого японца. Картина основана на одноименной манге, однако визуальные решения Миике оказались, мягко говоря, не для всех. Некоторые критики утверждали, что режиссер вывел изображение насилия на новый уровень, что потребовало от зрителей определенной выдержки. Насчет нового уровня — вопрос открытый, но в демонстрации расчлененных трупов и разного рода увечий Миике действительно не стесняется. Норвежские, немецкие и малазийские власти оказались к такому не готовы и запретили у себя «Ичи-киллера». Запрет, кажется, можно не снимать еще долгие годы: время доказало, что это кино не собирается устаревать.
«Долгий поцелуй на ночь» / The Long Kiss Goodnight
Реж. Ренни Харлин, 1996
Саманта Кейн живет в небольшом городке в Пенсильвании. Вот уже 8 лет она школьная учительница, заботливая мать и любящая жена. Что скрывается за пределами этих 8 лет — никто не знает из-за амнезии Саманты. Вскоре женщине предстоит выяснить, что ее настоящее имя — Чарли Балтимор, а настоящая профессия — киллер. И по ее следу уже идут террористы и бывшие коллеги.
В 1995-м финн Ренни Харлин снял «Остров головорезов» со своей бывшей супругой Джиной Дэвис. Фильм так мощно провалился в прокате, что прикончил студию Carolco. Тем не менее через год Харлину доверили 65 миллионов долларов на «Долгий поцелуй на ночь». Снова Джина Дэвис в главной роли, снова провал в прокате. Совпадение? Впрочем, неважно: едва ли навыки Харлина имеют отношение к сборам. Градус экшена финский постановщик выдержал по всем канонам 90-х, с мощными взрывами и бесконечными патронами, а сценарий Шейна Блэка обеспечил должный заряд его фирменного юмора. «Долгий поцелуй…» до сих пор помнят и ценят, а название картины можно без труда отыскать в любой сотне лучших боевиков. А Сэмюэл Л. Джексон, сыгравший тут главную мужскую роль, называет фильм своей самой любимой работой.
«Ночь идет за нами» / The Night Comes for Us
Реж. Тимо Тьяджанто, 2018
Ито — элитный киллер триады, один из шести самых безжалостных наемников, известных как Шесть Морей. Если он берется за работу, то всегда доводит ее до конца. Но когда Ито прицеливается в голову маленькой девочки, чью деревню только что вырезал его отряд, в нем что-то ломается. Вместо того чтобы ликвидировать последнюю свидетельницу, Ито уничтожает собственных коллег и берет ребенка с собой. Он прекрасно знает о последствиях: теперь за ним отправят всех убийц, каких только можно купить за деньги в Юго-Восточной Азии, включая его лучшего друга.
«Рейд» Гарета Эванса не только поставил недосягаемую планку для всех экшен-фильмов этой планеты, но и создал целый поджанр индонезийского боевика. С недавних пор эту жилу вместо британца разрабатывает один из главных хоррормейкеров Индонезии Тимо Тьяджанто. Если «Рейд: Пуля в голове», который Тимо снял вместе с постоянным соавтором Кимо Стамболом, выглядела блеклой калькой с «Мерантау», то «Ночь идет за нами», снятая Тьяджанто уже самостоятельно, удалась на славу. Тут характерная для фильмов Эванса операторская работа и сложная хореография соединились с навыком Тьяджанто лить галлоны крови. Да, по части монтажа, визуального ряда и сложности хореографии боев «Ночь…» проигрывает любой работе Эванса, однако кровожадность Тимо помогла создать бои, которых этот свет еще не видывал. Чего только стоит битва Джулии Эстель с Ханной аль Рашид и Диан Састровардойо — самая кроваво-неоновая женская драка в истории кино, где бьют синяки, отрезают пальцы и вытаскивают кишки.
Комментарии