Кино

«По-мужски»: Кризис маскулинности внутри Лапенко

Значит, ситуация. Успешный молодой бизнесмен с бородой отгрохал себе дачу. Здоровенную такую, модную, красивую снаружи, минималистичную внутри. Привез туда жену с двумя ее подругами – новоселье справить. И все шло замечательно, пока к дамам не пристал какой-то пьяный в дрова гопник из местных. Обидных слов наговорил, а что еще хуже, влепил жене бизнесмена с бородой пощечину. А тот в ответ – ничего, послал подальше и спешно ретировался, забрав дам с собой.

И вот эту ситуацию описанную, вполне жизненную, принимаются в своем фильме «По-мужски» с завидным усердием расковыривать его создатели Максим и Денис Кулагины. С целью, вероятно, доковыряться до какой-нибудь великой сермяжной правды. Или, наоборот, без всякой цели, чисто ради процесса. А процесс, как вы понимаете, довольно болезненный. И в любом случае ни к какому удовлетворительному результату не приводит. Но что-то в нем, пожалуй, есть. Некое труднообъяснимое мазохистское удовольствие. К тому же чем не повод лишний раз порассуждать о кризисе маскулинности, патриархате и прочих тому подобных вещах, о которых нынче рассуждать вслух считается хорошим тоном. Что, опять же, ни к чему конкретному никогда не приводит.

В фильме «По-мужски» произведена попытка в очередной раз сформулировать одну из краеугольных проблем, составляющих суть так называемого кризиса маскулинности. Получается примерно следующим образом. Вот есть, допустим, хорошие мужчины – вежливые, добрые, покладистые, спокойные. А есть плохие мужчины – злые, агрессивные, вспыльчивые, невоспитанные. Казалось бы, следует всего лишь держаться по возможности от плохих мужчин подальше. Но есть пара нюансов.

Во-первых, женщинам зачастую нравятся качества, присущие мужчинам именно плохим. Готовность вломить обидчику своей спутницы, в частности. А во-вторых, плохие мужчины – они же не от природы такие. Во всем виноваты давно устаревшие и вредные патриархальные установки. В том числе и в том, что женщины порой выбирают плохих мужчин и терпят потом от них всякое. В результате страдают женщины и хорошие мужчины. Плохие мужчины тоже, вероятно, страдают, но этого не показывают из-за тех самых установок.

Это все понятно, да. Но что делать-то? К сожалению, ответа на этот вопрос никто пока не нашел. Если бы нашел, то ему тотчас бы Нобелевскую премию мира выписали, и это была бы первая полностью заслуженная Нобелевская премия мира. Но, скорее всего, никогда такого не случится. Дело в том, что мир не очень-то справедливо устроен – в нашем представлении о справедливости, по крайней мере. И потому в нем всегда будут конфликты, войны, болезни, а также плохие мужчины и кризис маскулинности. Который на самом деле никакой не кризис, так как существует, по-видимому, с начала времен.

Можно принять это и смириться. А можно бороться. Вернее, убеждать себя в том, что борешься с несправедливостью, а на деле – предаваться бесплодной рефлексии. Тем, собственно, и занимается главный герой «По-мужски», сыгранный Антоном Лапенко. А вместе с ним тем же самым занимаются братья Кулагины. Герой Лапенко методично перебирает все возможные способы найти выход из незавидного своего положения, от мирного до наиболее радикальных, но лишь глубже и глубже себя закапывает. Разве только к психотерапевту обратиться ему в голову не приходит, что даже странно.

В общем, и так и эдак мусолится тема, на которую Сэм Пекинпа и Дастин Хоффман еще 50 лет назад высказались предельно конкретно и ясно, показав на наглядном примере, как следует поступать с наглыми гадами, если по-человечески не понимают. Кулагины же с Лапенко до того, чем заканчиваются «Соломенные псы», доводить старательно и трусливо избегают, предпочитая ходить вокруг да около со страдальческим видом, перманентно вызывая жалость и дискомфорт.

Хотя, признаться, наблюдать за терзаниями героя Лапенко небезынтересно. Антон – актер, безусловно, талантливый, и драматические роли удаются ему гораздо лучше, чем кривляния в интернет-шоу. Да и Кулагины – люди небесталанные. Умеют и напряжения нагнать, и фактуру правдоподобную, под стать истории, создать, и характерных элементов триллера насыпать для пущей вязкости (за последнее отвечает малоизвестный, но очень колоритный артист Сергей Васин в роли того гопника-злодея). Но смешнее всего, что в итоге «По-мужски» под самые титры завершается тем же, что и «Соломенные псы». А если разницы фактически нет, то к чему тогда были эти рефлексии, ковыряния, слезы и нытье?

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

Уэс Андерсон – о хаосе, театральности и черно-белом кино

О собственном стиле Возможно, прозвучит странно, но мне действительно не кажется, что я выбрал какой-то определенный стиль. Стиль – это…

11 часов назад

«Жадно смотрю в сейчас»: Интервью Аллы Сигаловой

Хореограф, танцовщица, режиссер, актриса, участница многочисленных телешоу – в каких только качествах мы не знаем и любим Аллу Сигалову. А…

17 часов назад

«Летучий корабль» отправится в новое плавание

Сказочный фильм-мюзикл «Летучий корабль» получит продолжение. Об этом рассказал продюсер Алексей Учитель: по его словам, премьера сиквела намечена на 2026…

18 часов назад

Джереми Аллен Уайт: Бунтарь и причины

Джереми Аллен Уайт похож одновременно на Джеймса Дина и Боба Дилана. Да и играет, как правило, харизматичных бунтарей с темным…

23 часа назад

«Севильский цирюльник» на Новой сцене Театра имени Вахтангова

На Новой сцене Театра имени Вахтангова еще одна громкая премьера: «Севильский цирюльник» по пьесе Бомарше. Идею постановки режиссеру Геннадию Шапошникову…

2 дня назад

Где мой ястреб, чувак? Чудные факты о Уэсе Андерсоне и его фильмах

1 мая кудесник Уэс Андерсон отмечает 55-летие. Но мы не собираемся в очередной раз петь дифирамбы его уникальному стилю, симметричным…

2 дня назад