Значит, ситуация. Успешный молодой бизнесмен с бородой отгрохал себе дачу. Здоровенную такую, модную, красивую снаружи, минималистичную внутри. Привез туда жену с двумя ее подругами – новоселье справить. И все шло замечательно, пока к дамам не пристал какой-то пьяный в дрова гопник из местных. Обидных слов наговорил, а что еще хуже, влепил жене бизнесмена с бородой пощечину. А тот в ответ – ничего, послал подальше и спешно ретировался, забрав дам с собой.
И вот эту ситуацию описанную, вполне жизненную, принимаются в своем фильме «По-мужски» с завидным усердием расковыривать его создатели Максим и Денис Кулагины. С целью, вероятно, доковыряться до какой-нибудь великой сермяжной правды. Или, наоборот, без всякой цели, чисто ради процесса. А процесс, как вы понимаете, довольно болезненный. И в любом случае ни к какому удовлетворительному результату не приводит. Но что-то в нем, пожалуй, есть. Некое труднообъяснимое мазохистское удовольствие. К тому же чем не повод лишний раз порассуждать о кризисе маскулинности, патриархате и прочих тому подобных вещах, о которых нынче рассуждать вслух считается хорошим тоном. Что, опять же, ни к чему конкретному никогда не приводит.
В фильме «По-мужски» произведена попытка в очередной раз сформулировать одну из краеугольных проблем, составляющих суть так называемого кризиса маскулинности. Получается примерно следующим образом. Вот есть, допустим, хорошие мужчины – вежливые, добрые, покладистые, спокойные. А есть плохие мужчины – злые, агрессивные, вспыльчивые, невоспитанные. Казалось бы, следует всего лишь держаться по возможности от плохих мужчин подальше. Но есть пара нюансов.
Во-первых, женщинам зачастую нравятся качества, присущие мужчинам именно плохим. Готовность вломить обидчику своей спутницы, в частности. А во-вторых, плохие мужчины – они же не от природы такие. Во всем виноваты давно устаревшие и вредные патриархальные установки. В том числе и в том, что женщины порой выбирают плохих мужчин и терпят потом от них всякое. В результате страдают женщины и хорошие мужчины. Плохие мужчины тоже, вероятно, страдают, но этого не показывают из-за тех самых установок.
Это все понятно, да. Но что делать-то? К сожалению, ответа на этот вопрос никто пока не нашел. Если бы нашел, то ему тотчас бы Нобелевскую премию мира выписали, и это была бы первая полностью заслуженная Нобелевская премия мира. Но, скорее всего, никогда такого не случится. Дело в том, что мир не очень-то справедливо устроен – в нашем представлении о справедливости, по крайней мере. И потому в нем всегда будут конфликты, войны, болезни, а также плохие мужчины и кризис маскулинности. Который на самом деле никакой не кризис, так как существует, по-видимому, с начала времен.
Можно принять это и смириться. А можно бороться. Вернее, убеждать себя в том, что борешься с несправедливостью, а на деле – предаваться бесплодной рефлексии. Тем, собственно, и занимается главный герой «По-мужски», сыгранный Антоном Лапенко. А вместе с ним тем же самым занимаются братья Кулагины. Герой Лапенко методично перебирает все возможные способы найти выход из незавидного своего положения, от мирного до наиболее радикальных, но лишь глубже и глубже себя закапывает. Разве только к психотерапевту обратиться ему в голову не приходит, что даже странно.
В общем, и так и эдак мусолится тема, на которую Сэм Пекинпа и Дастин Хоффман еще 50 лет назад высказались предельно конкретно и ясно, показав на наглядном примере, как следует поступать с наглыми гадами, если по-человечески не понимают. Кулагины же с Лапенко до того, чем заканчиваются «Соломенные псы», доводить старательно и трусливо избегают, предпочитая ходить вокруг да около со страдальческим видом, перманентно вызывая жалость и дискомфорт.
Хотя, признаться, наблюдать за терзаниями героя Лапенко небезынтересно. Антон – актер, безусловно, талантливый, и драматические роли удаются ему гораздо лучше, чем кривляния в интернет-шоу. Да и Кулагины – люди небесталанные. Умеют и напряжения нагнать, и фактуру правдоподобную, под стать истории, создать, и характерных элементов триллера насыпать для пущей вязкости (за последнее отвечает малоизвестный, но очень колоритный артист Сергей Васин в роли того гопника-злодея). Но смешнее всего, что в итоге «По-мужски» под самые титры завершается тем же, что и «Соломенные псы». А если разницы фактически нет, то к чему тогда были эти рефлексии, ковыряния, слезы и нытье?
13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…
Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…
В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…
В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…
20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…
Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…