Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Post Type Selectors
Search in posts
Search in pages
Слушать подкаст
|
КиноРепортер > Кино > «Ламборгини: Человек-легенда»: Лузерский байопик о великом тракторостроителе

«Ламборгини: Человек-легенда»: Лузерский байопик о великом тракторостроителе

23 ноября 2022 /
«Ламборгини: Человек-легенда»: Лузерский байопик о великом тракторостроителе

Как многообещающий проект с суперзвездами превратился в шаблонный проходняк.

Молодой Ферруччо Ламборгини после войны возвращается в родное итальянское село. Возвращается как раз вовремя: пришла пора капусту собирать. И вот собирает он капусту в поле с отцом и как бы между делом заявляет: «Я тут, кстати, в город хочу переехать. Буду там тракторы конструировать. Самые лучшие тракторы, не чета всем другим тракторам. А первым делом гоночную машину сконструирую. Короче, дай денег, а». Но с гоночной машиной как-то сразу не выходит. Зато трактор получается отличный, всем тракторам трактор.

Да, если вдруг кто не в курсе, Ферруччо Ламборгини под собственной фамилией сначала тракторы выпускал, а уж потом на статусные автомобили переключился. О том, как так произошло и почему, достаточно ясно и обстоятельно рассказывает байопик «Ламборгини: Человек-легенда». То есть, можно сказать, программу-минимум фильм уже отрабатывает. Ключевые моменты биографии изложены, отполированные до блеска спорткары в кадре изящно фланируют покрышками шурша. Формально – придраться как будто бы не к чему. Но если чуть внимательнее приглядеться, поводов от души попинать эту картину найдется предостаточно. Итак, приступим.

«Ламборгини: Человек-легенда»

Прежде всего следует напомнить, что фильм изначально должен был выглядеть совсем иначе. Главную роль должен был исполнять Антонио Бандерас, роль Энцо Феррари, заклятого конкурента Ламборгини, отводилась Алеку Болдуину, а в режиссерское кресло планировали усадить в меру заслуженного ветерана Майкла Рэдфорда (экранизация «1984» с Джоном Хертом, «Венецианский купец» с Аль Пачино). Также предполагалось, что в фильме будут освещены среди прочего детство Ферруччо и годы его службы механиком на авиабазе во Вторую мировую.

Но потом это все постепенно стало отваливаться. И Бандерас отвалился, и Алек Болдуин, и Майкл Рэдфорд, и детство, и Вторая мировая. Часть бюджета, надо полагать, тоже отвалилась. Было последнее обстоятельство следствием ранее перечисленных или же первопричиной, не так важно, потому что в итоге мы все равно получили кино качеством, судя по всему, объективно ниже, чем оно затевалось. Хотя, если уж начистоту, оно при любом бюджете и с любыми звездами, скорее всего, было бы не на высоте. Так как если уж кому и следовало отвалиться ради общего блага, то это сценаристу Роберту Мореско, который и позицию режиссера себе прибрал, дождавшись ухода Рэдфорда.

Вряд ли вы сейчас с ходу вспомните, кто такой Роберт Мореско, а у него ведь, на минуточку, «Оскар» имеется. За сценарий к «Столкновению» Пола Хаггиса – общепризнанно одному из худших фильмов, когда-либо удостаивавшихся «Оскара». Кроме того, его имя значится в титрах «Малышки на миллион» Клинта Иствуда – в числе продюсеров. Тем более-менее значимые достижения Мореско фактически исчерпываются. И «Ламборгини: Человек-легенда» к таковым, как вы, наверное, уже догадались, также не относится.

«Ламборгини: Человек-легенда»

Фильм делится на три неравные главы. В первой Ферруччо Ламборгини играет никому не известный Романо Реджани. Там из примечательного – вероятно, самый длинный в истории кинематографа диалог про тракторы, комично медлительная покатушка на доисторических гоночных драндулетах и увлекательнейший процесс сборки трактора из металлолома. А из непримечательного – все остальное: сплошные заезженные шаблоны из типового набора «Заезженные шаблоны для вашего посредственного байопика». Ну, вы знаете, в него еще бесплатно входит отец, заведомо скептически настроенный к увлечениям героя.

Во второй главе – когда половина фильма, считай, позади – появляется наконец Фрэнк Грилло, привлеченный вместо Бандераса. Фрэнк Грилло – это такой качок из боевиков, с колоритной физиономией. В основном из плохих боевиков. Иногда попадаются, конечно, и приличные, но в любом случае чаще всего функция его сводится к тому, чтобы своей упомянутой физиономией на втором-третьем плане сверкать, создавая фактуру. А тут у него, понимаешь, большая драматическая роль. Более того, он как бы изображает этакого итальянского Стива Джобса, техногения с прескверным характером, точно в том фильме с Фассбендером. В то время как Роберт Мореско, соответственно, мнит себя Аароном Соркином и Дэнни Бойлом в одном лице.

«Ламборгини: Человек-легенда»

Но как Фрэнк Грилло, при всем уважении к его завидной физической форме и к форме его челюсти, – не Майкл Фассбендер, так и Роберт Мореско – не Аарон Соркин. Поэтому складывается впечатление, что сценарий писали сразу три человека разных профессий: пиарщик, бизнес-коуч и инженер. Причем инженер – хороший, грамотный, всяких специальных терминов набрасывает будь здоров (в стиле того же Соркина). Правда, его до кучи зачем-то заставили отвечать за те места, где Ферруччо Ламборгини общается с женой и сыном, и там он явно старался как мог, но просто не его это стезя. А вот пиарщик с бизнес-коучем совсем никудышные. Впрочем, бизнес-коучи только никудышными и бывают. Хотя реплика «наши возможности безграничны, пока мы не облажались», пожалуй, достойна быть вписана в какой-нибудь золотой фонд мотивационных цитат.

Ну а с точки зрения пиара «Ламборгини: Человек-легенда» – полный провал. Потому как строить идентичность (корпоративную, национальную или какую иную) на противостоянии с кем бы то ни было или противопоставлении кому бы то ни было – это всегда удел лузеров. А фильм, вновь не осмеливаясь бросать вызов штампам, чуть ли не полностью концентрируется именно на противостоянии «Ламборгини» и «Феррари». И не так, как в «Ford против Ferrari», – в масштабах отдельно взятой гонки. А в масштабах, сопоставимых с жизнью. Через весь фильм короткими вставками даже проходит воображаемый метафорический заезд синьоров Ламборгини и Феррари на своих автомобилях по пустынной ночной трассе, и никак Ферруччо догнать старого Энцо не может. Но что еще более унизительно, Энцо Феррари на их противостояние словно бы глубоко плевать, и сыгравший его Гэбриел Бирн это блестяще показывает, не напрягая ни единого лицевого мускула.

«Ламборгини: Человек-легенда»

Есть в фильме «Ламборгини: Человек-легенда» еще и третья глава, но в ней буквально две с половиной сцены. Ферруччо Ламборгини сообщает сыну, что в силу навалившихся проблем вынужден продать компанию, и уезжает неторопливо в закат. На этой тоскливой ноте фильм завершается, а на экране всплывает надпись, поясняющая, где тут вообще была обозначенная в подзаголовке легенда. Дескать, одну модель кто-то назвал самой красивой в истории.

Любопытно было бы узнать, что по поводу этого всего думают нынешние боссы «Ламборгини». Видимо, им так же плевать, как Энцо Феррари и Гэбриелу Бирну. Вряд ли этот фильм как-то подорвет популярность бренда. Бренду «Ламборгини» и совместный трек Моргенштерна и Тимати нипочем, не к столу будет сказано. Зато вот что действительно интересно. В основу сценария (повторимся, очень плохого сценария) легли мемуары Тонино Ламборгини, сына Ферруччо. А если что и можно из картины об их отношениях почерпнуть – так это то, что отношения те были весьма натянутыми. Проще говоря, родителем Ферруччо был так себе. Отсюда – неочевидный, но ценный урок: если не хотите, чтобы про вас потом посредственный байопик сняли, уделяйте детям больше внимания.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Комментарии  

Комментарии

Загрузка....
Вы все прочитали

Next page

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: