Атлеты и силачи — извечные объекты любопытства как толпы, так и высокого искусства. Однако феномен бодибилдинга сложился только в ХХ веке. Бодибилдер уже не поднимает тяжести на публике, не вступает в физическую схватку, а лишь позволяет созерцать совершенный рельеф своего тела. Восхищается ли бодибилдерами кинокамера? На большом экране эти герои появляются редко, но метко. К цифровому релизу байопика о Джо и Уайдере «Мистер Олимпия» вспоминаем знаковые фильмы о монстрах фитнеса и предлагаем обзор лучших фильмов про бодибилдинг, качалку, спортзал и культуру тела.
Реж. Уильям Эшер, 1964
Музыкальная кинокомедия из популярной в 1960-е годы серии фильмов о пляжных вечеринках. Их героями были симпатичные подростки, обитающие в стране вечного лета и увлекающиеся катанием на досках по волнам. Суперзвезда дохипповской эры Фрэнки Авалон выступал в главной роли. Если, как правило, антагонистами тинейджеров в таких фильмах были взрослые, в «Мускулах» это бодибилдеры. Они, правда, чуть старше серферов, ходят строем под предводительством тренера и вообще воплощают предыдущую, послевоенную эпоху. Шестидесятые — время субтильных юношей, вечных подростков, а здоровые сильные мужики высмеиваются, как первобытные дикари. Вот и бодибилдеры на пляже нарядились в нелепые блескучие плавки и цветные накидки, вроде плащей супергероев. Хоть они сперва и одолевают серферов в битве за пляж, в конце будут осмеяны. Однако играли этих персонажей-качков настоящие звезды бодибилдинга тех лет, включая спортсмена и актера Питера Люпуса (он же Рок Стивенс). Он настолько крут, что подтягивается на полозе летящего вертолета. Кроме того, фильм интересен саундтреком — помимо прочих, здесь впервые появляется на экране и поет 13-летний Стиви Уандер.
Реж. Боб Рейфелсон, 1976
Вероятно, конец 1970-х — пик популярности накачанных нарциссов в массовой культуре. Разгильдяйские шестидесятые канули в лету, в кино правил красочный «Новый Голливуд». Общество желало видеть успешных и сильных суперменов-атлетов в качестве главных положительных героев. Наконец, мир узнал Арнольда Шварценеггера — главного бодибилдера кино. Хотя австрийский атлет играл эпизодические роли с 1969 года, официальным его кинодебютом считается именно роль в «Оставайся голодным», удостоенная «Золотого глобуса». Боб Рейфелсон, прославившийся как режиссер «Пяти легких пьес», снимает Шварценеггера молодым полубогом. Пожалуй, единственный его изъян — щель между передними зубами. Джо Санто, как его зовут по фильму, не только качается и сводит с ума женщин. Он еще играет кантри на скрипке, а также проповедует своеобразную философию — жизни одним моментом. С ним-то знакомится молодой богатый бездельник в исполнении Джеффа Бриджеса. Санто становится его лучшим другом, даже сводит со своей бывшей девушкой. А миллионер узнает, что отвязные бодибилдеры ему гораздо приятнее общества друзей-снобов. Общество качков предстает нонконформистским миром силы, юности, правоты. В здоровом теле — здоровый дух нации. Отдельного упоминания заслуживает сюрреалистическая сцена в финале, где толпы почти голых бодибилдеров заполняют улицы города к восторгу обывателей.
Реж. Джордж Батлер, Боб Фиоре, 1977
Через год Шварценеггер играет уже самого себя в культовом фильме про бодибилдинг, снятом на стыке игрового и документального кино. События развиваются во время подготовки к бодибилдерскому конкурсу «Мистер Олимпия». Железный Арни собирается взять титул в шестой раз. Среди его соперников другие знаменитости тех лет, включая Лу Феррино и Франко Коломбо. Постановщики, как стало известно позднее, драматизировали и прорисовали некоторые конфликты между спортсменами. В результате на экране бодибилдеры интригуют, чтобы вывести соперника из равновесия. Арни подставляет неопытного конкурента, чтоб проучить его. Кроме того, все герои показаны носителями определенных комплексов, которые породили в них стремление непрерывно доказывать свою силу и мужественность. Наконец, занятия бодибилдингом в этом фильме уже прямо, а не намеком, увязаны с сексуальной сублимацией, имеющей явные черты гомоэротизма. Что касается Шварценеггера, понимал ли это артист на съемках или нет, но фильме он предстает чуть ли не психопатом: не видит в себе недостатков, не поехал на похороны отца ради тренировки и т.д. Образ, мало похожий на солнечного губернатора Калифорнии.
Реж. Жан-Люк Годар, 1987
Короткометражный фильм про бодибилдинг Жана-Люка Годара из альманаха «Ария», посвященного интерпретации классических опер современными режиссерами. Французский революционер от киноискусства выбрал старинную барочную оперу Жана Батиста Люлли о рыцаре, в которого влюблена злая волшебница. Вместо рыцарей здесь, конечно, качки-бодибилдеры — возможно, потому что они так же горделивы и так же неравнодушны к железным орудиям. «Волшебницы» моют пол в спортзале, не отводя глаз от накачанных красавцев. Как и в опере, влюбленная девушка страдает, потому что может внушить любовь к себе лишь колдовством. Рыцарь смотрит мимо нее, и занесенная колдуньей рука с ножом опускается. Тренировка спортсменов превращается в балет, а монтаж отрывков арий и разрозненных эпизодов в качалке создают магическое ощущение.
Реж. Крис Белл, 2008
Вторая по важности документалка об индустрии бодибилдинга, карьерах культуристов и сопутствующих трудностях. Среди них — проблема анаболических стероидов, которую к концу века оказалось невозможно игнорировать. Как выяснилось, «скульпторы своего тела» использовали всевозможные инструменты, добиваясь невероятных и неправдоподобных пропорций мускулов. Но одни бодибилдеры (а также политики) винят стероиды в своих неудачах и болезнях, а другие — оправдывают их применение. Режиссер Крис Белл, сам бывший бодибилдер, скорее, на стороне последних. Вред подобных препаратов не вполне доказан, использовать химию в косметических целях — почему нет, чем бодибилдеры хуже остальных американцев? Фильм про стероиды поднимает главный вопрос: и анаболики, и вообще феномен «телостроения» — есть побочный эффект американского представления о жизни? С детства впитав идею о том, что нужно «быть первым», человек идет на любые ухищрения, затем чувствует вину за эти ухищрения — и продолжает обманывать. Как это делает, по мнению режиссера, в том числе «стероидная икона» Шварценеггер. В то же время, нация сидит на гораздо более мощных наркотиках, чем стероиды, включая амфетамины, антидепрессанты и алкоголь. Белл отснял ради фильма сотни часов бесед со спортсменами, юристами, политиками и членами своей семьи. Среди героев его родные братья, бодибилдеры «Вонючий Пес» и «Бешеный Пес», последний из которых умер уже после выхода фильма, в 37 лет.
Реж. Майкл Бэй, 2013
Еще один фильм про стероиды с Дуэйном Джонсоном — черная комедия любителя взрывов Майкла Бэя отчасти развивает тему документального исследования Белла в художественной форме. Впрочем, «Кровью и потом» также был снят по мотивам реальной истории о натуральной банде бодибилдеров-убийц. Убийцами те стали поневоле, но закономерно: вследствие неукротимого желания брать от жизни все и выглядеть круче всех. Работник фитнес-клуба в исполнении Марка Уолберга страшно завидует богатым клиентам. В перерывах между подходами к штанге, он сравнивает себя с великими полководцами и доном Корлеоне. После мотивационных тренингов, где всех людей делят на «юзеров и лузеров», для бодибилдера очевидно, что он заслуживает всего наилучшего и в кратчайшие сроки. А именно, доступа к роскоши, наркотикам и телам супермоделей. Подговорив еще парочку качков-отморозков (одного из них играет Дуэйн Джонсон), антигерой начинает выбивать деньги из миллионеров. Невероятно глупые преступления «железных людей» приводят к жутким последствиям. Кровавый абсурд происходящего как бы вытекает из упоения безвкусной красотой, культом силы и первенства, неотделимых от индустрии бодибилдинга. В меню пробитые блинами от штанги головы и расчленение трупов в рекламно-глянцевой картинке. В списке фильмов про качков этот заставляет осознать ужасы бодибилдинга.
Реж. Мадс Маттисен, 2011
Награжденный на «Сандэнсе» датский фильм возвращает теплоту жанру о мускулистых героях. Парень по имени Деннис, которого играет бывший атлет Ким Колд, несмотря на 50 лет и внушительные размеры все еще живет с мамой. У него никогда не было девушки, психологически он — большой ребенок. Ему нравятся игрушки в спортивном зале, где также хорошо позировать перед зеркалом. Однако в конце концов и для Денниса наступает пора взросления. Полуслучайная поездка в Таиланд приносит ему встречу с любовью. Правда, сперва нужно уцелеть и не замараться в омуте сексуальной развращенности. И еще сложнее для Денниса будет выдержать столкновение с матерью по возвращении. Сравнительно безыскусная, но интонационно выдержанная история в кино о большом рыцаре и маленькой тайской принцессе.
Группа подростков решает отметить выпускной на всю катушку – они арендуют роскошный коттедж, устраивают ужин при свечах и распивают элитный…
13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…
Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…
В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…
В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…
20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…