10 января 2022 года исполняется 80 лет Уолтеру Хиллу. Он был ассистентом Вуди Аллена, продюсером «Чужого», сценаристом легендарного «Побега» со Стивом МакКуином, а затем выстроил успешную 40-летнюю режиссерскую карьеру.
Хилл снимал вестерны, триллеры, фантастику и даже комедии, но собаку съел именно на боевиках. Не все из них оказались удачны, однако избранные жемчужины завоевали неоспоримый культовый статус. О них-то мы с удовольствием и расскажем.
Третья полнометражная лента Хилла после драчливой драмы «Тяжелые времена» (1975) и криминального триллера «Водитель» (1978). В основе – одноименный роман писателя с прелестной фамилией Юрик. Действие этого колоритного ночного боевика развернуто на неспокойных улицах Нью-Йорка. После обвинения в убийстве криминального авторитета члены банды Воинов прогрызают путь из Бронкса в родной Кони-Айленд, и буквально каждый встречный мечтает проломить их черепушки тяжелым предметом.
Выход фильма в прокат спровоцировал всплеск уличной преступности, поэтому Paramount пришлось отказаться от рекламы на радио и телевидении. 200 кинотеатров по всей стране приняли дополнительные меры безопасности, а студия обещала покрыть издержки и освободила кинотеатры от договорных обязательств, если те не желали иметь с «Воинами» ничего общего. Но среди молодежи картина мгновенно прославилась, а релизы на кассетах и DVD помогли боевику обрести долгую счастливую жизнь в фанатских сердцах.
Нетленная классика полицейских бадди-муви, благодаря которой жанр обрел важнейшее достоинство: юмор. Конечно, ленты о копах-напарниках появлялись и до этого. Что в Новом Голливуде («Французский связной» 1971-го), что раньше («Полуночная жара» 1967-го). Но если прежде они были убийственно серьезными, то в 1980-х стали смешными – этот тренд продолжат знаменитые франшизы «Смертельное оружие», «Час пик» и «Полицейский из Беверли-Хиллз».
21-летний Эдди Мерфи, звезда «Полицейского», именно в «48 часах» исполнил первую главную роль в кино. Причем с ходу номинировался на «Золотой глобус» в категории «Прорыв года». И пусть награду забрал Бен Кингсли с «Ганди» (присовокупив к ней «Оскара»), болтливый трикстер Рэджи по праву считается одним из искрометнейших персонажей в карьере Мерфи.
Герой Ника Нолти, брутальный детектив Кейтс, вытаскивает Рэджи из кутузки, дабы совместными усилиями найти и обезвредить опасного головореза. В соответствии с канонами жанра вначале они с трудом находят общий язык, а потом проникаются друг к другу симпатией (и возвращаются в сиквеле 1990 года «Другие 48 часов»). Погони, перестрелки, потасовки, потешные гэги, пронзительные драматичные нотки… Идеальный комедийный боевик, где есть абсолютно все, что нужно для киноманского счастья.
Бывший солдат Том Коуди (Майкл Паре) возвращается на гражданку и едет в родной Ричмонд повидаться с сестрой. Вскоре он получает предложение, от которого невозможно отказаться: вызволить рок-звезду Эллен (Дайан Лэйн) из лап подлых байкеров, похитивших ее со сцены во время очередного концерта. Когда-то Коуди сходил по Эллен с ума, и теперь он может вновь завоевать ее симпатию. Материальный стимул тоже присутствует – за спасение девушки обещана награда в $10 тысяч.
Взрывы, стрельба, мотоциклы, кожаные куртки, беспрестанно рокочущий рок-н-ролл и демонический Уиллем Дефо в роли вожака байкеров – таков этот неукротимый и сексуальный боевик об обжигающей любви, которая никогда не умрет. Причем герой с интеллигентным лицом артиста Паре совсем не похож на крутого громилу вроде персонажей Ника Нолти, Арнольда Шварценеггера или Брюса Уиллиса в прочих произведениях Уолтера Хилла. Перед нами – типичный хороший парень с непростым прошлым, которого вынудили расчехлить ружье, но не смогли превратить в безупречную машину для убийства.
Для Хилла картина вышла предельно ностальгической. Он мечтал снять фильм обо всем, что привлекало его юношей: танцующие в неонах девушки, винтажные автомобили, поцелуи под дождем, наглые гризеры с зализанными волосами… Режиссер черпал вдохновение в шедеврах Джона Хьюза и в ранних лентах Фрэнсиса Форда Копполы и выстроил искусственный, но невероятно живой мир, сотканный из подростковых фантазий и до сих пор не оставляющий равнодушными тинейджеров и фанатов боевиков.
— Какие ваши доказательства?
— Кокаинум!
Первых четырех минут вполне достаточно, чтобы влюбиться в этот великий боевик окончательно и бесповоротно. В них умещаются открывающая сцена в гимнастическом зале с обилием мужских и женских тел (почти обнаженных) и потасовка с участием Арнольда Шварценеггера в банном полотенце, который истошно орет на ломаном русском и знакомит противника с могучим австрийско-голливудским кулаком.
Сюжет «Красной жары» незамысловат. Бравый советский милиционер Иван Данко (Шварценеггер) отправляется в Штаты, дабы экстрадировать негодяя Виктора Росту. На его счету немало преступлений, и главное из них – стремление наводнить Советский Союз тяжелыми наркотиками. Разумеется, Данко не может этого допустить. Для поимки злоумышленника он орудует в паре с американским коллегой в исполнении Джеймса Белуши, что символизирует смягчение идеологического и политического противостояния сверхдержав (холодной войны).
Создатели боевика на протяжении 6 месяцев пытались получить разрешение на съемки на Красной площади. Когда им в итоге отказали, они не растерялись и по-партизански несколько минут снимали Шварценеггера нелегально, после чего Арни 3 часа болтал с поклонниками и раздавал автографы. Остальные «российские» локации отыскали в Австрии и Венгрии. Вышло весьма правдоподобно, благодаря чему жанр полицейского боевика под чутким руководством Уолтера Хилла обрел феерический колорит, а золотой фонд культовых киноцитат пополнился массой бессмертных перлов.
Ремейк «Телохранителя» (1961) Акиры Куросавы, действие которого Уолтер Хилл перенес в Техас времен сухого закона. Режиссер старался избежать пересечений с другой вариацией на тему, вестерном Серджио Леоне «За пригоршню долларов» (1964), поэтому снял фильм в духе нуаров и гангстерских лент 1920–1930-х.
Суперзвезда боевиков Брюс Уиллис в скупой манере Хамфри Богарта сыграл наемного стрелка Джона Смита, ловко управляющегося с двумя вещами: револьвером и стаканом виски. Он ехал в Мексику с намерением залечь на дно и волею судеб оказался в гнилом городишке Джерико. На пустынных улицах Смит приметил симпатичную девушку, решил задержаться и мигом ввязался в бандитские разборки с участием инфернального Кристофера Уокена и толпы криминальных элементов более мелкого пошиба.
Уолтер Хилл не хотел превращать «Героя-одиночку» в вестерн, но в результате именно вестерн и получился. С соответствующим сеттингом, заунывной музыкой Рая Кудера, дуэлями, перестрелками и классическими архетипами, будь то загадочный хмурый странник, дама в беде или беспринципный злодей. Мрачный кинокомикс тоже вышел хоть куда – реализма кот наплакал, зато стиля не занимать.
13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…
Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…
В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…
В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…
20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…
Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…