Кино

«Кто убил BlackBerry»: Гик, капиталист и тот самый смартфон

«Кто убил BlackBerry» – байопик канадской компании, которая изобрела тот самый кнопочный смартфон. В 2000-х технологический гигант производил половину всех умных телефонов в мире, его устройствами пользовались политики и бизнесмены, но уже в 2016 году доля компании на рынке была меньше 1%. Режиссер Мэтт Джонсон пытается разглядеть в истории BlackBerry не только грустное, но и смешное и стилизует фильм под мокьюментари. О том, какой получилась производственная драма, которую сравнивают с «Социальной сетью», – в нашей рецензии.

В нашем названии фильма «Кто убил BlackBerry» нет знака вопроса. Возможно, потому, что он основан на реальной истории: якобы зритель все знает и надуманная интрига ни к чему. А может, авторам самим не очень интересно, что произошло с изобретателями из Канады, чья компания в конце 2000-х контролировала почти половину рынка смартфонов. Тема есть, проверенная и продающая – считай, дело сделано. Конечно, можно списать все на российскую локализацию (спасибо, что не «Черный смартфон: Проклятие кнопок»), но в оригинале картина называется совсем безапелляционно – BlackBerry. Сухо и по делу. Брать будете?

Что сильнее – нажива или душа, пытаются понять и герои фильма. Дилемма стара, как капитализм: вдохновение и желание сделать мир лучше вступают в конфликт с честолюбием и алчностью. В центре истории три персонажа: мямля Майк, задорный гик Даг и воротила Балсилли. По сути, это аналог любовного треугольника, только мужчины строят не любовь, а технологическую компанию.

Все начинается в 1996-м в канадской провинции. Майк (Джей Барушель) – директор местечкового стартапа Research in Motion, который разрабатывает модемы. Даг (Мэтт Джонсон) – его правая рука: лучший друг и предводитель команды гиков. Майк одержим идеей соединить телефон и электронную почту, но инвесторы не воспринимают его всерьез. Бизнес идет не очень, зато команда отлично проводит время на работе: весь офис играет в игры и смотрит фильмы по вечерам.

Все меняется после встречи с самоуверенным дельцом Балсилли (замечательный Гленн Хауэртон), которого увольняют из его родной компании за наглость и чрезмерное рвение. Он предлагает двум разиням сделку, от которой те не могут отказаться: его деньги, связи и деловая хватка в обмен на пост содиректора Research in Motion. И солидный пакет акций в придачу. Что из этого выйдет, мы и правда знаем: новоявленная BlackBerry взлетит до небес, а затем рухнет. А вот как это случится, в конечном счете зависит лишь от режиссера Мэтта Джонсона. Перед ним тысячи вариантов.

К сожалению, Джонсон выбирает самый скучный: снять свою «Социальную сеть», только хуже. И у него получается. «Кто убил BlackBerry» действительно напоминает шедевр Дэвида Финчера, из которого убрали все побочные линии, оставив один драматургический скелет. Иногда кажется, что на экране не люди, а винтики капиталистической машины. Никакой личной жизни, никакой истории у героев нет – сплошная работа. Джонсон пытается разнообразить сценарий своими темами, но ни одна из них не приживается. Конфликт массовой культуры и прагматизма выглядит как борьба крайностей, попытка канадцев преодолеть собственную провинциальность по отношению к США напоминает анекдот.

Джонсон сделал себе имя на остроумных мокьюментари, в которых творчество помогало героям изменить неподатливую реальность («Гаденыши», «Операция «Лавина»). В «Кто убил BlackBerry» сохранились отголоски этого стиля: первая треть фильма, напоминающая гиковскую версию «Офиса», выглядит многообещающе. Но чем больше власти получает Балсилли, тем стерильнее становится лента. «Кто убил BlackBerry» – капитуляция перед корпоративным адом: здесь жизни нет. Последняя треть картины могла бы принести Джонсону и его соавтору Мэттью Миллеру награду за самую банальную производственную драму, но теперь их наверняка обойдут нейросети.

Несмотря на творческую неудачу, у создателей получилась невольная ода гуманизму. «Кто убил BlackBerry» наглядно демонстрирует, насколько ничтожны карьерные подвиги, если за ними не видно человека. Самое интересное в фильме остается за кадром. Что за жизнь была у беспощадного Балсилли до встречи с Майком? Чем занимался весельчак и миллиардер Даг после ухода из BlackBerry? Что у Майка с личной жизнью – тоже фиаско? Символично, что Джонсон, который играет во всех своих фильмах, исчезает из истории примерно на половине, оставляя производственную драму по инерции катиться к финалу. Иногда единственный способ остаться человеком в мире товарно-денежных отношений – вовремя выйти из игры.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

В «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится премьера спектакля «На дне»

13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…

7 часов назад

«УничтоЖанна»: Супергероика категории Ы

Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…

8 часов назад

В Театре Мимики и Жеста премьера – инклюзивный спектакль «Итак, мы начинаем!»

В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…

10 часов назад

Сокровища Урала в новом российском кино. Часть 2

В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…

12 часов назад

Объявлены лауреаты премии «МедиаБренд»

20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…

14 часов назад

Назови меня своим именем: Как телевидение завоевывает интернет

Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…

17 часов назад