Кино

Красота по-американски: Что покажут на Amfest

13 октября в Москве и Санкт-Петербурге стартует 15-й фестиваль современного американского кино Amfest. «КиноРепортер» рассказывает обо всех участниках программы, многие из которых уже успели засветиться на смотрах в Берлине и Торонто, а также на «Сандэнсе» и South by Southwest. Среди них — новые работы Кейси Аффлека, Джулианны Мур, Алисии Викандер, Элизабет Мосс, Кейт Уинслет и Риза Ахмеда. 

«Звук металла» (2019)

Барабанщик Рубен (выбеленный Риз Ахмед с татуировкой Please Kill Me поперек груди) теряет слух в разгар гастрольного тура. Его подружка мгновенно бьет тревогу и всеми силами пытается подбодрить героя. Но чуда не происходит, и бывший аддикт, оглохший на 80% и все еще не понимающий, что его жизнь разделилась на до и после, в полной растерянности отправляется в общину для глухих. Впрочем, вместе с четким распорядком дня, набором инклюзивных техник и чутким наставником в жизнь героя не приходит смирение: Рубен все еще надеется вернуть себе слух с помощью дорогостоящей операции.

«Звук металла» — типичное инди, интересное в первую очередь бенефисом Риза Ахмеда. На его лицо тенями ложатся все стадии проживания горя — и отчаяние, и подавленность, и умиротворение. Мир вокруг него постепенно угасает, и зритель оказывается на одной волне с героем — вместо диалогов здесь работает изображение, но и работа со звуком довольно искусна. Так, порой эффект полного погружения в жизнь Рубена настолько реалистичен, что пугает до мурашек.

«Мир грядущий» (2020)

В центре сюжета этого необычного вестерна оказываются две фермерские семьи, живущие на фронтире. Их нехитрый быт полон лишений, голод и холод подступают со всех сторон, а неподалеку ходит смерть. Эбигейл и Талли (Ванесса Кирби и Кэтрин Уотерстон) постепенно сближаются в желании не сдаваться суровому климату и человеческому отчуждению. Женская солидарность противостоит жестокосердию и властности мужчин. Точнее, мужчины — неестественно положительный персонаж Кейси Аффлека на фоне героя Кристофера Эббота выглядит едва ли не безупречным. Но скользящий удар по основам патриархата здесь — не главное.

«Мир грядущий» можно назвать костюмированной драмой с эпистолярными замашками — картинку неизменно сопровождает закадровый голос героини, а объяснение между ней и подругой сердца происходит именно в письмах. Это в принципе довольно жанровое кино: в меру чувственное и атмосферное, не слишком вычурное и без перебора с символизмом. Уверенность одной героини контрастирует с робостью другой, а не слишком изысканная поэтичность сталкивается с беспощадной природой, создавая напряжение, звенящее предчувствием неизбежного.

«Глории» (2020)

Биографический фильм о Глории Стайнем — американской феминистке, активистке, журналистке (и мачехе Кристиана Бэйла), которая активно боролась за права женщин в конце 1960-х — начале 1970-х. Создательница «Фриды» и «Через Вселенную» Джули Тэймор умещает в 130 минут всю насыщенную жизнь иконы феминизма: детство в семье незадачливого торговца антиквариатом и душевнобольной экс-писательницы, путешествия по Индии, журналистскую карьеру, создание журнала Ms. и превращение в фем-активистку, не желающую мириться с сексизмом, сексуальными домогательствами и царящими в обществе устаревшими взглядами.

Своенравную Стайнем играют сразу четыре актрисы. В детстве — Райан Кира Армстронг, в подростковом возрасте — Лулу Уилсон, в молодости и зрелости — оскароносные Алисия Викандер и Джулианна Мур. В финале появится настоящая 83-летняя Глория, выступающая на «Марше женщин» — всемирной акции протеста, организованного после женоненавистнического высказывания Дональда Трампа. Разновозрастные Глории советуются друг с другом в призрачном автобусе, повествование строится нелинейно и периодически разбавляется яркими эпизодами — то оммажем к «Волшебнику страны Оз», то анимационной вставкой с Буддой. Сценарий, напоминающий википедийную статью, оживляют сочная картинка оператора Родриго Прието и обалденные винтажные костюмы Сэнди Пауэлл. Перенасыщено, но содержательно.

«Девять дней» (2020)

Работник чистилища Уилл, обитающий в пыльном домишке посреди потусторонней пустыни, часами наблюдает за живущими на Земле душами, чьи жизни транслирует на зернистых экранах набор стареньких телевизоров. Однажды одна из его любимиц — умница-виолончелистка Аманда — внезапно кончает с собой. Теперь Уиллу нужно в течение 9 дней интервьюировать несколько душ, чтобы выбрать одну, которая получит жизнь в новом теле и займет место Аманды.

Экзистенциальное фэнтези снял дебютант Эдсон Ода. Ленту сложно назвать по-настоящему изобретательной: похожие сюжеты получали более интересное развитие в «После жизни» Хирокадзу Корээды и «Небе над Берлином» Вима Вендерса. «Девять дней» не избежали претенциозных разговоров о смысле жизни, но спасет то, что их ведут обаятельные герои в исполнении Уинстона Дьюка («Мы», «Черная Пантера»), Зази Битц («Джокер»), Бенедикта Вонга («Доктор Стрэндж») и Билла Скарсгарда («Оно»). Они рассказывают о маленьких радостях, которые ценят в жизни. У одних это песок, приставший к пальцам ног, у других — ветер, обдувающий высунутую из окна машины руку. Простую мораль про чудо существования Ода доносит до зрителей в рукодельной стилистике, напоминающей работы Мишеля Гондри.

«Сладкая жизнь» (2020)

Билли и Нико (Лана и Нико Рокуэлл) чаще всего предоставлены сами себе. Мать (Керин Парсонс) их бросила, а отец (Уилл Пэттон) находит спасение от тоски и бедности на дне бутылки. Из-за беспробудного пьянства нерадивого папашу отправляют в рехаб, и сестра с братом переезжают к матери, которая живет с другим мужчиной, нахальным качком Бо (М.Л. Йозефер). Но и на новом месте все складывается не слава богу: здоровяк распускает руки и оказывает ребятам нездоровые знаки внимания. Тогда Билли и Нико решают бежать с новым знакомым Маликом (Джабари Уоткинс) — таким же неприкаянным подростком.

Американский режиссер с русскими корнями Александр Рокуэлл снял в «Сладкой жизни» всю свою семью — жену и двоих детей. Драма в духе «Проекта Флорида» говорит и о домашнем насилии, и об алкоголизме, и даже о педофилии. Безысходность положения детей в неблагополучных семьях подчеркнута черно-белой гаммой фильма с редкими вкраплениями цвета — в те моменты, когда Билли, кажется, счастлива. Тем не менее финал дает надежду на радужное будущее. Жаль лишь, что для этого ребенок должен не только заплакать, но и пролить кровь.

«Черный дрозд» (2020)

Лили (Сьюзен Сарандон) страдает от неизлечимой болезни и просит мужа Пола (Сэм Нил) об эвтаназии в домашних условиях. За пару дней до выбранной даты смерти в их доме собирается вся семья — старшая дочь Дженнифер (Кейт Уинслет) с мужем и сыном, младшая Анна (Миа Васиковска) со своей партнершей и близкая подруга Лиз (Линдси Дункан), чтобы попрощаться с Лили и отпраздновать Рождество в середине лета. Слово за слово оказывается, что не все присутствующие до конца откровенны друг с другом и согласны с добровольной кончиной хозяйки дома.

Разговорная драма Роджера Мишелла («Ноттинг Хилл») — ремейк датского фильма «Тихое сердце» 2014 года, в котором кое-что «осовременно»: например, Анна встречается с девушкой, а не с мужчиной. Поначалу статичная камера Майка Или просто фиксирует реальность, лишь ближе к середине ленты добавляя эффект присутствия, тем самым приближая зрителя к героям и конфликту каждого из них. В главных ролях сплошь звезды. Главная тема здесь — личный выбор и готовность окружающих с ним мириться. Ведь даже в таких скорбных обстоятельствах человек остается эгоистом.

«Ширли» (2020)

Начало 1950-х. Фред и Роуз (Логан Лерман и Одесса Янг), счастливая молодая пара, останавливаются в доме эксцентричных профессора-литературоведа Стэнли Хаймана (Майкл Стулбарг) и писательницы Ширли Джексон (Элизабет Мосс). Фред начинает работу в университете, и дружба с его начальником Хайманом сулит более крепкие профессиональные позиции. Чтобы пожить у них подольше, Роуз соглашается взять на себя работу по дому, а также приглядывать за Ширли, которая избегает людей и давно не выходит на улицу. Их знакомство вдохновляет писательницу на следующий роман.

Новый фильм Жозефин Декер («Мадлен Мадлен») использует многие реальные факты из жизни создательницы «Призрака дома на холме» и ее мужа, однако «Ширли» не байопик, а в некотором роде напряженный психологический триллер, до последнего момента держащий зрителя на эмоциональных качелях, а также история о творческой дружбе двух женщин в консервативном обществе. Их поначалу вынужденные отношения перерастают в симпатию, которая освобождает творческую и сексуальную энергию героинь. Ширли — состоявшаяся писательница и «университетская жена», живущая в натянутых и конкурентных отношениях с не менее талантливым, но подавляющим ее мужем. Депрессивные персонажи на грани нервного срыва ― конек Элизабет Мосс. Она привносит в роль немного от каждой из подобных своих героинь и создает образ женщины, которую непреодолимые жизненные обстоятельства буквально сводят с ума.

«Цена победы» (2020)

В центре сюжета — соревнование на выносливость, победитель которого получит новенький грузовик. Нужно лишь простоять, прикасаясь одной рукой к заветной машине, дольше соперников. Каждый час — перерыв в пять минут, каждые шесть — в 15. Сидеть, облокачиваться или спать запрещено. Среди участников — молодой отец (Джо Коул из «Боев без правил» и «Острых козырьков»), мать-одиночка средних лет, умник с катетером, религиозная фанатичка, парочка реднеков-расистов и чужак.

В основе драмы немца Бастиана Гюнтера — реальный конкурс, который ежегодно проводили в техасском городе Лонгвью на протяжении 20 лет, пока одно из мероприятий не закончилось трагически. Про абсурдное соревнование сняли культовый в США документальный фильм Hands on a Hard Body. Его игровую версию перед смертью планировал сделать Роберт Олтмен, а в начале 2000-х лента стала основой для одноименного мюзикла, номинированного на 3 премии «Тони». В отличие от этих проектов, «Цена победы» — не легковесная комедия про эксцентричных чудаков, а социальная драма про экономическую безысходность и погоню за американской мечтой.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

В Санкт-Петербурге пройдет фестиваль «Влюбленные в искусство»

С 2 по 5 декабря Санкт-Петербург будет принимать гостей VIII Международного кинофестиваля «Влюбленные в искусство». В этом году в программу…

12 часов назад

Москва не сразу строилась: Фильмы, которые снимали чересчур долго

Снять фильм – не раз плюнуть. Ведь помимо финансов нужно найти достойную команду и актерский состав, не говоря уже о…

13 часов назад

Эмир Кустурица как актер: Яркие роли прекрасного режиссера

Как говорится, талантливый человек талантлив во всем. Зрители знают Эмира Кустурицу прежде всего как талантливого режиссера, подарившего нам такие замечательные…

17 часов назад

Объявлена программа «Эха» фестиваля «Послание к человеку»

С 18 по 27 октября Санкт-Петербург принимал гостей фестиваля «Послание к человеку», который собрал кинематографистов со всех уголков света. Однако…

2 дня назад

W – значит Вакаливуд

Немногие найдут Уганду на карте Африки. И не каждый отважится махнуть в эту страну, одну из беднейших в мире, в…

2 дня назад

Живее всех живых: Активное посмертие в российском и зарубежном кино

Смерть порою кардинально меняет жизнь. Причем не только того, кого она постигла, но и окружающих. После смерти жизнь нередко становится…

2 дня назад