Кино

«Край надломленной луны»: Каким получился призер ММКФ

Старт несложному вроде бы сюжету о трех женщинах дает младшая из героинь – Соня (Маша Лобанова). Девушка сбегает из дома, и на ее поиски бросаются мама (Виктория Толстоганова) и старшая сестра Саша (Анна Шепелева). Соня оказывается на их старой даче, куда уже много лет никто не приезжал. Однако долгожданное воссоединение не приносит в семью мир. Выясняется, почему, собственно, дочь пустилась в бега. 

Оказалось, что мать соврала ей о смерти отца-американца: на самом деле женщина просто сбагрила его за океан, решив, что девочкам без него только лучше будет. Вокруг отсутствующей, нарочито мифической фигуры горе-папаши и выстроен фильм, неуловимо напоминающий разговорные драмы Ингмара Бергмана

Но у дебютантки в полнометражном кино Светланы Самошиной все живее, колоритнее и понятнее. Во многом благодаря сценарию Наталии Мещаниновой, автору «Аритмии», «Войны Анны» и недавнего «Снегиря».

В промежутках между выяснением отношений герои спорят о том, что круче – Москва или Питер, беседуют с карпами и аппетитно жарят картошечку. При этом затаенные обиды прорываются наружу, показной цинизм перекрывает сожаления, а желание задеть ближнего затмевает остатки здравого смысла.

Бьющими наотмашь фразами одна взрослая женщина пытается воспитывать другую и не понимает, почему та огрызается. Никто не хочет признавать чужой правды. Все страдают и одновременно пытаются ранить друг друга еще больнее.

Но показано это очень тонко: Мещанинова вновь демонстрирует умение резать без ножа. Здесь и фразы вроде «не лезь в нашу семью», обращенные к члену этой самой семьи, и нескрываемое желание сделать все что угодно, лишь бы горе-отец приехал и все опять стало хорошо. Детская и взрослая перспективы переплетаются причудливым образом, максимализм сталкивается с опытом. А тот, как правило, негативный. И новые кусочки сюжетной мозаики работают как калейдоскоп, раскрывая историю с разных сторон.

Весна под Питером. Три женщины пытаются восстановить затопленный летний домик. Разочарование в жизни сменяется то отчаянием, то надеждой. Иногда – и тем и другим сразу: алкоголь старшая дочь Саша покупает в магазинчике «Благодать», а от нового знакомого (Артем Быстров) вместо очередного шанса забыться получает душевное тепло, а зрители – одну из лучших постельных сцен без секса. 

Все вместе поражает откровенностью и узнаваемостью типажей, проблем, ситуаций: нечто подобное вполне могло бы произойти со многими из нас. Жюри 45-го ММКФ тоже это оценило: режиссерский дебют Самошиной получил серебряного «Святого Георгия» в конкурсе «Русские премьеры». А открытый финал – точно незаживающая рана: терзает и после того, как экран чернеет, а в зале вспыхивает спасительный свет. 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

Объявлена программа «Эха» фестиваля «Послание к человеку»

С 18 по 27 октября Санкт-Петербург принимал гостей фестиваля «Послание к человеку», который собрал кинематографистов со всех уголков света. Однако…

19 часов назад

W – значит Вакаливуд

Немногие найдут Уганду на карте Африки. И не каждый отважится махнуть в эту страну, одну из беднейших в мире, в…

21 час назад

Живее всех живых: Активное посмертие в российском и зарубежном кино

Смерть порою кардинально меняет жизнь. Причем не только того, кого она постигла, но и окружающих. После смерти жизнь нередко становится…

1 день назад

«Я верю в силу пластической операции»: 30 громких цитат Скарлетт Йоханссон

22 ноября 40-летие отмечает одна из самых успешных актрис современности – Скарлетт Йоханссон. В кино она дебютировала еще подростком, а…

2 дня назад

«Калина красная»: Поэзия шукшинской прозы в Театре на Бронной

Если калина, то красная, если режиссер, умеющая переносить на сцену прозу о национальном характере, то Марина Брусникина. Со дня смерти…

2 дня назад

Обратный ход: Фильмы с реверсивным повествованием

Нелинейная драматургия – инструмент, безусловно, интересный. Но и работает он исключительно в умелых руках, поскольку одного разброса сцен в хаотичном…

2 дня назад