Ирландия. Что первым приходит в голову, когда слышишь о ней? Лепреконы, трилистник, пабы, культовая песня Zombie группы The Cranberries. Но все чаще в этом списке всплывает фамилия МакДона. Это те самые братья-режиссеры Джон Майкл и Мартин, чьи фильмы сравнивают с произведениями Гая Ричи и Квентина Тарантино за чрезмерное порой насилие, черный юмор и филигранные диалоги.
Братья появились на свет в Лондоне, но при этом считают себя полноценными ирландцами. Их родители переехали в Великобританию ради лучшей жизни. Семья жила в Лондоне в ирландских общинах, а каждое лето все они проводили в гостях у родственников в Ирландии. Так что родная страна оставалась с мальчиками на протяжении всего их взросления.
В отличие от тех же сестер Вачовски и братьев Коэн, МакДона почти никогда не работали вместе. Исключениями являются, разве что, короткометражка «Вторая смерть» и «Однажды в Ирландии» Джона Майкла, в которых его младший брат Мартин выступил в роли исполнительного продюсера. Это может показаться странным: ведь на первый взгляд они не сильно отличаются друг от друга в творческом плане.
Во-первых, МакДона без ума от таланта Брендана Глисона (мы тоже, поэтому недавно выпустили подборку лучших ролей ирландца). В общей сложности актер появился в четырех полных метрах режиссеров: по два на брата, не считая дебютной короткометражки Мартина.
Во-вторых, они оба бросили школу. Джон Майкл сделал это, когда ему стукнуло 17 лет. Мартин, вдохновившись примером старшего брата, ушел из школы в 16. Мечтая стать писателями, юноши оказались без работы. Следующие несколько лет им пришлось жить за счет государства.
В-третьих, отметим их большую – чисто ирландскую – любовь к черному юмору. И Мартин, и Джон Майкл используют комедию как инструмент для глубокого изучения морали и нравственности. Черный юмор также позволяет братьям не скатываться в полнейшую безысходность, оставляя в картинах элементы легкости, абсурда, а порой и надежды.
Так почему же они до сих пор не поработали в дуэте? Ответ банально прост: между ними долгое время наблюдалось соперничество – как это бывает у братьев, В детстве Джон Майкл и Мартин часто дрались, и хотя с возрастом потасовок становилось все меньше, их конфронтация не закончилась, а просто перешла в иную, творческую плоскость. Вот как вспоминает об этом Джон Майкл:
«Раньше между нами было дружеское соперничество, но оно исчезло, когда «Однажды в Ирландии» обогнал «Залечь на дно в Брюгге» по домашним кассовым сборам. Мартин – успешный драматург, что меня, на самом деле, не очень волнует, поскольку я не люблю театр. Даже когда он получил «Оскар» за короткометражный фильм «Шестизарядный», меня это не особо беспокоило. А вот когда он снял «Брюгге», я действительно начал злиться. Но это уже в прошлом».
Соперничество друг с другом являлось творческой мотивацией для обоих, но, даже находясь в равных условиях, Мартин добился успеха намного раньше брата. Причем сделал он это, как ни странно, сначала на театральном поприще. Когда Мартину исполнилось 24 года, он написал 7 пьес всего за 10 месяцев, и уже через некоторое время 4 его постановки шли в Лондоне. Сегодня Мартин известен как талантливый драматург, а 3 премии Лоуренса Оливье и 5 номинаций на «Тони» служат явным тому подтверждением.
Пока младший брат был занят театральным творчеством, Джон Майкл пробовал свои силы в кино. В качестве сценариста и режиссера одновременно. В 2000 году он выпустил первый короткометражный фильм «Вторая смерть», которому, правда, не удалось снискать большой славы.
Спустя 3 года на широкие экраны вышла «Банда Келли» по сценарию Джона Майкла. Лента с Хитом Леджером и Орландо Блумом в главных ролях, как и короткий метр, не показала впечатляющих результатов, и старший МакДона пропал с кинорадаров на целых 8 лет.
В это время Мартин, добившись успеха на одном поприще, решается попробовать себя в кино, к которому он всегда стремился. Начав с короткометражки «Шестизарядный» в 2004 году, отмеченной «Оскаром», Мартин медленно, но верно проложил путь к своему культовому дебюту – «Залечь на дно в Брюгге». Одни называют его лучшим во всей фильмографии режиссера. Другие считают самым скучным из проектов режиссера. Так или иначе, картина не оставила равнодушным практически никого, и после «Брюгге» многие зрители и критики стали пристальнее следить за творчеством наглого ирландца. Родной брат был в их числе.
Джон Майкл не хотел сдаваться и проигрывать брату в их долгом соперничестве. Он был уверен, что может снять полный метр ничуть не хуже, а то и лучше. Просто для этого нужно самостоятельно заниматься и сценарием, и постановкой.
Использовав некоторые наработки из «Второй смерти», старший МакДона снимает первую полнометражку – «Однажды в Ирландии». Дебют Джона Майкла приводит в восторг изрителей, и критиков, и сенсационная лента становится самым коммерчески успешным ирландским фильмом. После релиза картины соперничество братьев проходило в более спокойном ключе, а сам МакДона-старший оттачивал режиссерское видение и стиль.
В одном из ранних интервью Мартин описывал свои отношения с братом так: «Любовь, любовь, любовь и крошечная искра ненависти». Младший брат считал Джона Майкла «сварливой занозой в заднице», но после триумфа «Однажды в Ирландии» его мнение слегка изменилось.
«Теперь, к счастью, он стал успешной занозой в заднице», – пошутил МакДона-младший.
С перерывом в несколько лет оба режиссера выпускают по 3 новые картины. Вот только успешность Джона Майкла остается нестабильной. Вслед за блистательной «Голгофой» он снимает проходные ленты «Война против всех» и «Прощенные», что не могло не огорчить поклонников его творчества.
Мартин же выдавал один хит за другим: «Семь психопатов», «Три билборда на границе Эббинга, Миссури» и, наконец, «Банши Инишерина». С каждой новой работой МакДона-младший эволюционирует и показывает, что ему еще есть куда расти, а свой магнум опус он пока не создал.
Неприкосновенность собственного текста – одно из незыблемых правил Мартина. В театре в этом плане гораздо легче, считает МакДона. Ведь там автор пьесы – король, и вся труппа его практически боготворит. В кино же ситуация иная, поскольку, по словам Мартина, режиссеры могут заменить каждую третью строчку в сценарии, исправить «Как дела?» на «Как поживаешь?», а после со спокойной душой обозначить свое соавторство.
Вот почему МакДона-младший работает сразу в двух амплуа – сценариста и постановщика. На площадке он превращается в тирана, неуклонно следующего собственному тексту и требующего этого от остальных. Что до любви к юмору, то черная комедия навсегда останется важнейшим жанром для Мартина. Он так и говорит – это, дескать, все, что он умеет делать.
«Это все равно что сказать Диего Марадоне: «Значит, ты можешь только играть в футбол, да?», – однажды заметил режиссер.
Несмотря на различия, оба брата снимают меланхоличные, приземленные, порой мрачные и депрессивные картины, в которых при этом всегда присутствует юмор. Пусть даже черный, провокационный и неполиткорректный. Под определенным углом их произведения не просто схожи – они еще и дополняют друг друга.
У МакДона практически один вектор развития творчества на двоих: оба начинали с короткого метра, их первой полноценной работой стали низкобюджетные криминальные драмы, а их новые ленты выходят буквально одна за другой. При этом каждый из них смог найти свое место в киноиндустрии, обрести нишу, в которой им комфортно работать и совершенствоваться независимо друг от друга.
И пока Джон Майкл собирается с силами, чтобы замахнуться на новую картину, Мартин любуется своими недавними «Золотыми глобусами» и готовится к «Оскару» – его «Банши Инишерина» поборется сразу за 9 статуэток, включая номинации «Лучший фильм» и «Лучший режиссер».
13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…
Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…
В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…
В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…
20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…
Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…