Рассказываем, как режиссеры влюбили весь мир в свои меланхоличные картины, насквозь пропитанные черным юмором.
Ирландия. Что первым приходит в голову, когда слышишь о ней? Лепреконы, трилистник, пабы, культовая песня Zombie группы The Cranberries. Но все чаще в этом списке всплывает фамилия МакДона. Это те самые братья-режиссеры Джон Майкл и Мартин, чьи фильмы сравнивают с произведениями Гая Ричи и Квентина Тарантино за чрезмерное порой насилие, черный юмор и филигранные диалоги.
Братья появились на свет в Лондоне, но при этом считают себя полноценными ирландцами. Их родители переехали в Великобританию ради лучшей жизни. Семья жила в Лондоне в ирландских общинах, а каждое лето все они проводили в гостях у родственников в Ирландии. Так что родная страна оставалась с мальчиками на протяжении всего их взросления.
В отличие от тех же сестер Вачовски и братьев Коэн, МакДона почти никогда не работали вместе. Исключениями являются, разве что, короткометражка «Вторая смерть» и «Однажды в Ирландии» Джона Майкла, в которых его младший брат Мартин выступил в роли исполнительного продюсера. Это может показаться странным: ведь на первый взгляд они не сильно отличаются друг от друга в творческом плане.
Во-первых, МакДона без ума от таланта Брендана Глисона (мы тоже, поэтому недавно выпустили подборку лучших ролей ирландца). В общей сложности актер появился в четырех полных метрах режиссеров: по два на брата, не считая дебютной короткометражки Мартина.
Во-вторых, они оба бросили школу. Джон Майкл сделал это, когда ему стукнуло 17 лет. Мартин, вдохновившись примером старшего брата, ушел из школы в 16. Мечтая стать писателями, юноши оказались без работы. Следующие несколько лет им пришлось жить за счет государства.
В-третьих, отметим их большую – чисто ирландскую – любовь к черному юмору. И Мартин, и Джон Майкл используют комедию как инструмент для глубокого изучения морали и нравственности. Черный юмор также позволяет братьям не скатываться в полнейшую безысходность, оставляя в картинах элементы легкости, абсурда, а порой и надежды.
Так почему же они до сих пор не поработали в дуэте? Ответ банально прост: между ними долгое время наблюдалось соперничество – как это бывает у братьев, В детстве Джон Майкл и Мартин часто дрались, и хотя с возрастом потасовок становилось все меньше, их конфронтация не закончилась, а просто перешла в иную, творческую плоскость. Вот как вспоминает об этом Джон Майкл:
«Раньше между нами было дружеское соперничество, но оно исчезло, когда «Однажды в Ирландии» обогнал «Залечь на дно в Брюгге» по домашним кассовым сборам. Мартин – успешный драматург, что меня, на самом деле, не очень волнует, поскольку я не люблю театр. Даже когда он получил «Оскар» за короткометражный фильм «Шестизарядный», меня это не особо беспокоило. А вот когда он снял «Брюгге», я действительно начал злиться. Но это уже в прошлом».
Соперничество друг с другом являлось творческой мотивацией для обоих, но, даже находясь в равных условиях, Мартин добился успеха намного раньше брата. Причем сделал он это, как ни странно, сначала на театральном поприще. Когда Мартину исполнилось 24 года, он написал 7 пьес всего за 10 месяцев, и уже через некоторое время 4 его постановки шли в Лондоне. Сегодня Мартин известен как талантливый драматург, а 3 премии Лоуренса Оливье и 5 номинаций на «Тони» служат явным тому подтверждением.
Пока младший брат был занят театральным творчеством, Джон Майкл пробовал свои силы в кино. В качестве сценариста и режиссера одновременно. В 2000 году он выпустил первый короткометражный фильм «Вторая смерть», которому, правда, не удалось снискать большой славы.
Спустя 3 года на широкие экраны вышла «Банда Келли» по сценарию Джона Майкла. Лента с Хитом Леджером и Орландо Блумом в главных ролях, как и короткий метр, не показала впечатляющих результатов, и старший МакДона пропал с кинорадаров на целых 8 лет.
В это время Мартин, добившись успеха на одном поприще, решается попробовать себя в кино, к которому он всегда стремился. Начав с короткометражки «Шестизарядный» в 2004 году, отмеченной «Оскаром», Мартин медленно, но верно проложил путь к своему культовому дебюту – «Залечь на дно в Брюгге». Одни называют его лучшим во всей фильмографии режиссера. Другие считают самым скучным из проектов режиссера. Так или иначе, картина не оставила равнодушным практически никого, и после «Брюгге» многие зрители и критики стали пристальнее следить за творчеством наглого ирландца. Родной брат был в их числе.
Джон Майкл не хотел сдаваться и проигрывать брату в их долгом соперничестве. Он был уверен, что может снять полный метр ничуть не хуже, а то и лучше. Просто для этого нужно самостоятельно заниматься и сценарием, и постановкой.
Использовав некоторые наработки из «Второй смерти», старший МакДона снимает первую полнометражку – «Однажды в Ирландии». Дебют Джона Майкла приводит в восторг изрителей, и критиков, и сенсационная лента становится самым коммерчески успешным ирландским фильмом. После релиза картины соперничество братьев проходило в более спокойном ключе, а сам МакДона-старший оттачивал режиссерское видение и стиль.
В одном из ранних интервью Мартин описывал свои отношения с братом так: «Любовь, любовь, любовь и крошечная искра ненависти». Младший брат считал Джона Майкла «сварливой занозой в заднице», но после триумфа «Однажды в Ирландии» его мнение слегка изменилось.
«Теперь, к счастью, он стал успешной занозой в заднице», – пошутил МакДона-младший.
С перерывом в несколько лет оба режиссера выпускают по 3 новые картины. Вот только успешность Джона Майкла остается нестабильной. Вслед за блистательной «Голгофой» он снимает проходные ленты «Война против всех» и «Прощенные», что не могло не огорчить поклонников его творчества.
Мартин же выдавал один хит за другим: «Семь психопатов», «Три билборда на границе Эббинга, Миссури» и, наконец, «Банши Инишерина». С каждой новой работой МакДона-младший эволюционирует и показывает, что ему еще есть куда расти, а свой магнум опус он пока не создал.
Неприкосновенность собственного текста – одно из незыблемых правил Мартина. В театре в этом плане гораздо легче, считает МакДона. Ведь там автор пьесы – король, и вся труппа его практически боготворит. В кино же ситуация иная, поскольку, по словам Мартина, режиссеры могут заменить каждую третью строчку в сценарии, исправить «Как дела?» на «Как поживаешь?», а после со спокойной душой обозначить свое соавторство.
Вот почему МакДона-младший работает сразу в двух амплуа – сценариста и постановщика. На площадке он превращается в тирана, неуклонно следующего собственному тексту и требующего этого от остальных. Что до любви к юмору, то черная комедия навсегда останется важнейшим жанром для Мартина. Он так и говорит – это, дескать, все, что он умеет делать.
«Это все равно что сказать Диего Марадоне: «Значит, ты можешь только играть в футбол, да?», – однажды заметил режиссер.
Несмотря на различия, оба брата снимают меланхоличные, приземленные, порой мрачные и депрессивные картины, в которых при этом всегда присутствует юмор. Пусть даже черный, провокационный и неполиткорректный. Под определенным углом их произведения не просто схожи – они еще и дополняют друг друга.
У МакДона практически один вектор развития творчества на двоих: оба начинали с короткого метра, их первой полноценной работой стали низкобюджетные криминальные драмы, а их новые ленты выходят буквально одна за другой. При этом каждый из них смог найти свое место в киноиндустрии, обрести нишу, в которой им комфортно работать и совершенствоваться независимо друг от друга.
И пока Джон Майкл собирается с силами, чтобы замахнуться на новую картину, Мартин любуется своими недавними «Золотыми глобусами» и готовится к «Оскару» – его «Банши Инишерина» поборется сразу за 9 статуэток, включая номинации «Лучший фильм» и «Лучший режиссер».
Комментарии