Интервью

Константин Хабенский: «Я научился играть агрессивно»

10 утра. Команда «КиноРепортера» собирается у служебного входа МХТ им. Чехова. Константин Хабенский уже на работе. По дороге к его кабинету видим бюсты Станиславского, Немировича-Данченко, Олега Ефремова, Олега Табакова – главных людей в истории легендарного театра. У подножия постаментов – живые цветы. Мимо проходят молодые актеры и сотрудники МХТ, приветливо здороваются. Новый худрук ждет у кабинета с улыбкой, жмет руку и искренне извиняется за перенос интервью (накануне в назначенное время «вызвали наверх»). В который раз убеждаемся: реально большой артист ведет себя всегда адекватно и человечно. Хабенский одет со вкусом – удобные брюки, лонгслив, спортивные туфли, все гармонирует по цвету. В том числе и бейсболка, которую актер мнет в руках. Узнав, что мы планировали снимать без головного убора, уносит ее в свой кабинет: «А то потеряю».

Пока выставляется свет, вспоминаем наше предыдущее интервью, приуроченное к выходу режиссерского дебюта Константина – военной драмы «Собибор». Он тут же увлеченно выдает нам своего рода сиквел той истории:

— Сразу после прошлой нашей встречи у фильма появились польские прокатчики. Концлагерь Собибор, как известно, находился на территории Польши, и мы знали, скажем так, непростое отношение властей и к тем событиям, и, возможно, к нашему фильму. Тем не менее нашлись смельчаки, которые взяли картину в польский прокат, и она весьма убедительно там прошла.

Вновь сесть в режиссерское кресло не думаете?

— Ну скажем так, от себя эту мысль не гоню, хотя не могу назвать себя режиссером. Мне повезло встречаться с настоящими мастерами этого дела, и я понимаю, что не из их числа. Режиссуре все-таки надо учиться – и в теории, и на практике. И потом нужен определенный склад ума, умение создавать свои миры и увлекать в них других людей. Если режиссер еще и работать с артистами умеет, это двойное счастье! Чтобы вновь войти в эту воду, мне нужно тщательно подобрать материал, не повторяться и быть уверенным в своей команде. Так что я не тороплюсь – у меня и без того хватает дел и забот.

Мы бы еще добавили «…и сфер деятельности»! Накануне интервью побывали на премьере нового спектакля МХТ им. Чехова «Враки, или Завещание барона Мюнхгаузена», заглавную роль в котором сыграл Константин. И пьесу они с режиссером постановки Виктором Крамером писали вместе.

Чем вас не устроила пьеса Григория Горина?

— Она была, безусловно, хороша для своего времени. Там (пьеса Горина легла в основу фильма Марка Захарова «Тот самый Мюнхгаузен» с Олегом Янковским в главной роли, – КР) и идеализм определенный прочитывается, и актуальные на тот момент мысли, прописанные между строк. Но мы с Виктором Моисеевичем решили, что расскажем немного другую историю, как, собственно, поступили и с «Маленьким принцем» (речь о спектакле «Не покидай свою планету», который идет на сцене «Современника», – КР). Книга всегда позиционировалась как детская сказка, потому что так легче было продавать, но, изучив воспоминания Экзюпери и внимательно прочитав повесть, мы пришли к выводу, что на самом деле это горькая исповедь человека, который оглядывается на прожитую жизнь. Похожая ситуация и с Мюнхгаузеном. Мало кто знает, что это реальный человек из очень знатного рода с многовековой историей и за всеми его невероятными байками стоит непростая биография, включающая, в частности, плен. Мы попытались вскрыть болевые точки барона, который, чтобы не очерстветь, не потерять интерес к жизни, придумывал свои миры. Он втягивал в них людей против воли, но тем не менее они постепенно погружались в его фантазии. Это, кстати, к тому, что я говорил о режиссерах.

И все же вы изрядно повеселились на сцене. Пуляли в зал бумажки, кривясь, поедали кислую вишню, которой на самом деле нет… Для вас этот спектакль, получается, тоже такая эскапическая история – три часа веселья несмотря ни на что?

— Театр – это не место грусти. Я стараюсь с радостью проводить время и на репетициях, и на сцене. Если тебе неинтересно, то зрителю тем более. Мы, кстати, хотели купить для спектакля вишню, но потом подумали, что он будет идти не раз и не два и закупка ягод станет проблемой, особенно не в сезон. В итоге мы включили нашу фантазию и умение изображать ощущения, чему учат на первом курсе, и, мне кажется, это зацепило зал. (Улыбается.) А работа со зрителем – важная составляющая сегодняшнего театра. Необходим диалог!

Мы переключаемся на разговор о «Чемпионе мира» и тут же отмечаем, как мгновенно, словно по щелчку внутреннего тумблера, меняется наш собеседник. Пока мы говорили о Мюнхгаузене, он практически был им: с лица не сходила мечтательная улыбка, Константин сидел свободно, откинувшись на спинку стула… Стоило спросить его про Корчного, как он тут же посуровел, подался вперед, опершись локтями в стол, а ответы стали более размеренными. Для полноты картины не хватало лишь шахматной доски на столе…

В советское время тот поединок, которому посвящен фильм, подавался как бой света против тьмы, ведь Корчной был перебежчиком, предателем Родины. Сейчас, когда в кино не принято все делить на черное и белое, что стало стержнем в образе вашего героя?

— Страсть, жажда и всепоглощающая любовь к игре. Я читал и его собственные мемуары, и воспоминания о Викторе, и, конечно, злодеем его называли не зря. Для него не существовало границ, в том числе и территориальных, чтобы войти в большую игру. В последние годы он был, мягко говоря, не в лучшей спортивной форме – ноги отказывали, но он продолжал фанатично играть. Корчной отдал свою жизнь доске и шахматной философии. Я встречал таких людей – музыкантов, режиссеров, врачей, – которые всецело посвящают себя своему делу. Не всякий на такое способен, и это достойно уважения. Хотя, конечно, это не отменяет того факта, что Виктор – персонаж отрицательный.

Так негодяев же играть интереснее!

— Во многом поэтому я их в последнее время довольно часто играю. (Смеется.) Нас еще в институте (Константин окончил Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии (ЛГИТМиК), мастерская В.М. Фильштинского, – КР) учили «играя отрицательного, ищи в нем положительного». Оправдывать этого человека было и приятно, и местами комично, даже фарсово. Корчной любил эпатировать, мог пнуть соперника ногой под столом, обозвать. Никогда не скрывал своих эмоций. Он же, между прочим, не признал тогда поражение! И не было никакого «ох, я бедный, несчастный». Буквально на следующий день сел в самолет и улетел в Бразилию, чтобы принять участие в очередном турнире. Вот такой персонаж, которого разгадывать и разгадывать!

Аня Тейлор-Джой рассказывала, что, готовясь к съемкам в сериале «Ход королевы», заучивала партии, потому что в кадре надо было быстро реагировать на ходы соперника. Вы тоже так делали?

— Конечно! Учились правильно брать фигуры, нажимать на часы, что очень важно. У нас сейчас уже не такая шахматная страна, хотя мы все болеем за Яна (российский гроссмейстер Ян Непомнящий в декабре поборется за звание чемпиона мира с действующим чемпионом, норвежцем Магнусом Карлсеном, – КР), а раньше все знали, как у гроссмейстеров работают руки. Так что мы смотрели кинохронику, изучали пластику наших героев. Делали все, чтобы у зрителей создалось ощущение, что за доской сидят люди, не далекие от шахмат. А что касается «Хода королевы»: у нас в сценарии было несколько довольно интересных сцен, от которых пришлось отказаться, потому что нечто подобное уже сняли в том сериале.

А вы вообще до фильма играли в шахматы?

— На любительском уровне. Но во время съемок я научился играть в шахматы агрессивно. Видимо, так вошел в образ, что мне передалась и манера игры Корчного. И я понял, что это работает: когда ты ходишь агрессивно и неожиданно, это иногда путает твоего визави и вынуждает делать ошибки.

Вашим визави по фильму стал Иван Янковский – ваш партнер по фильму «Огонь». Когда нужно играть конфликт, налаженный контакт все равно важен?

— В этих двух фильмах у нас обоих совершенно иные персонажи по характеру и судьбам. Но то, что нам до «Чемпиона» довелось поработать в паре, безусловно, было на пользу. Я знал, как с Ваней общаться, – когда можно подойти, а когда лучше его оставить одного, чтобы посидел и подумал. Он не боялся что-то у меня спрашивать, когда в чем-то сомневался. У нас произошла хорошая актерская спайка. Кстати, познакомились мы двадцать лет назад, когда Ванин отец Филипп Олегович снимал «В движении» (драма 2002 года, – КР).

Большой спорт, и шахматы в том числе, – это всегда большие амбиции, борьба не только талантов, но и характеров. И все то же самое, мне кажется, можно сказать об актерской профессии…

— Наш мастер Вениамин Михайлович Фильштинский учил нас, что обязательно должна быть воля. Именно она – тот стержень, на который насаживается все остальное: если есть талант, то талант, если есть ремесло, то ремесло, если есть удача, то удача, и так далее. Воля необходима, чтобы актер смог пройти ту дорогу, которая ему отмерена. И конечно, это вопрос преданности своему делу. Я убежден, что если ты в своей профессии стараешься работать честно, то однажды она тебя отблагодарит – повернется к тебе лицом и скажет: «А, это ты? Пошли!» Когда это произойдет – сразу или очень поздно – никто не знает, и нужно иметь волю, чтобы дождаться этого момента. Я знаю массу примеров того, как многие актеры не дожидались, уходили, чтобы заниматься семьей, обеспечивать и себя, и близких. И это понятно… Остаются сумасшедшие в основном. (Улыбается.)

А если бы ваша судьба сложилась иначе, хватило бы вам воли всю жизнь играть зверей в провинциальном ТЮЗе?

— И вновь обращусь к словам своего мастера. На протяжении всех пяти лет обучения он повторял: «Найдите в себе мужество уйти из профессии». Вот так мы учились! Когда нам в ЛГИТМиКе раздавали корочки, ректор сказал: «Я вас поздравляю, вы теперь студенты первого курса. Не факт, что все закончат обучение. Из тех, кто закончит, не факт, что все попадут в театр и будут работать по профессии. Из тех, кто будет работать по профессии, не факт, что все будут счастливы… В добрый путь!» Я до сих пор помню эту речь. Наверное, я в этом смысле lucky man и благодарен судьбе, что без серьезных потерь прохожу пороги реки жизни, хотя были и крушения. И спасибо ей, что она подкидывает мне все новые и новые испытания. В том числе и недавнее назначение худруком МХТ. Я это принял, дальше будем смотреть.

Мне кажется, в некотором смысле для десятков детей по всей России судьбой стали вы. Сколько лет вы уже занимаетесь творческим развитием детей из разных регионов? За это время многие из них уже выросли и стали актерами…

— Мы не ставили перед собой цель сделать из наших ребят актеров и актрис, режиссеров и художников. Мы хотели просто раскрыть грани тех талантов, что в них сидят. Чтобы они могли красиво излагать свои мысли и не боялись смеяться и плакать при всех. Чтобы любили себя и людей, которые рядом с ними. Чтобы чуть пораньше раскрылись, потому что со многими это случается лишь к концу жизни. Из этого получился большой проект под названием «Оперение», который сейчас уже живет своей жизнью. А из него выросли молодежные театры в разных городах и другие культурные движения. Конечно, кто-то выбрал для себя непростой путь актера, хотя мы в студии в том числе старались избавить их от розовых очков на этот счет. Сейчас в вузах Москвы, Петербурга, Новосибирска учится немало студентов, которые вышли из нашей студии.

Это действительно большой и очень значимый проект Константина Хабенского. Показы его спектакля «Поколение Маугли» принесли уже свыше 23 млн рублей на операции детям с опухолями головного и спинного мозга. 2 млн из них собраны 21 ноября спектаклем с Данилой Козловским (Балу) и Катериной Шпицей (Багира). Ранее в представлении участвовали Екатерина Гусева, Полина Гагарина, Диана Арбенина, Тимур Родригез. И конечно, назревает вопрос, как при такой колоссальной занятости Хабенский успевает сниматься.

Теперь вы взяли на себя еще и руководство одним из главных театров в стране. Не скажется ли это на количестве ваших новых актерских работ?

— На какое-то время пришлось от всего отказаться. Потому что либо быть везде и ничего не успеть, то есть сделать, но плохо, либо сосредоточиться на одном деле, чтобы его как-то перезапустить, отладить, и тогда уже заняться собой. Я не собираюсь ниоткуда уходить, отказываться от чего-то. Я просто понимаю, что нужно сделать честный выбор. Либо постараться сделать так, как я и моя команда считаем правильным для театра, либо не стоит вообще этим заниматься.

За достаточно короткое время мы потеряли сразу несколько театральных легенд. Им на смену пришли молодые таланты. В частности, худруками стали Евгений Миронов, Сергей Безруков, Владимир Машков, а теперь и вы. Как думаете, эта смена поколений изменит лицо современного театра?

— Думаю, непременно! Хотя дело не столько в возрасте художественного руководителя, сколько в его опыте и в том, с какой командой он будет работать. Чтобы получилось что-то по-настоящему значимое, нужны люди, мыслящие широким спектром.

Хабенский смотрит на часы и всем своим видом показывает, что времени у нас почти не осталось. В дверях стоят люди с документами на подпись. Ну что же — это уже не просто интервью с артистом. Константин Юрьевич теперь и администратор, и руководитель, человек, который отвечает за судьбы членов труппы.

11 января у вас юбилей. Какие-то планы по этому поводу строите?

(Смеется.) В декабре 2016 года, когда мне исполнялось 45, мне начали активно отовсюду звонить. Особенно настойчивы были редакторы с «первой кнопки»: «Срочно нужно записать эту программу, и эту, и вот ту!» А у меня был какой-то дикий режим, и я понимал, что никуда я не влезаю никак. Все кивают на Эрнста, мол, он очень просил. Я набрался наглости и позвонил ему: «Дорогой Константин Львович! Скажите мне, пожалуйста, вы считаете, что при таком моем графике жизни я до 50 не дотяну?» Он посмеялся: «Все, даю отбой, ждем полтинника!» Надеюсь, вы меня тоже не хороните?

Смеетесь? Мы же только что записали вас в молодые таланты!  

Фото: Евгений Смирнов

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

«Сто лет тому вперед» собрал в прокате миллиард рублей

У российских миллиардников очередное пополнение. На этот раз шестое по счету. Фантастическая лента «Сто лет тому вперед» собрала в прокате…

4 часа назад

Энди Серкис снимет нового «Властелина колец»

Warner Bros. работает над новым фильмом по «Властелину колец». Лента получит подзаголовок «Охота на Голлума», а срежиссирует ее Энди Серкис.…

5 часов назад

«Семь черных бумаг»: Про страшные сказки и не менее страшную реальность

В российский прокат выходит нетипичная военная драма «Семь черных бумаг», которую в конце апреля показали в одной из конкурсных программ…

6 часов назад

Рейтинг доверия россиян: Михалков, Хабенский и Машков – в первой десятке

Исследовательский холдинг РОМИР традиционно представил рейтинг инфлюенсеров, демонстрирующий уровень доверия россиян к публичным персонам. Лидером списка по-прежнему остается телеведущий Владимир…

11 часов назад

Изабелль Юппер возглавит жюри Венецианского кинофестиваля

Французская актриса Изабель Юппер станет президентом жюри основного конкурса Венецианского кинофестиваля. Об этом организаторы киносмотра сообщили на официальном сайте. По…

12 часов назад

Вдохновение к жизни: Шедевры о войне, снятые во время Великой Отечественной

Если вы думаете, что в годы Великой Отечественной войны советское кинопроизводство переживало не лучшие времена, то глубоко заблуждаетесь. Напротив, кинематограф…

13 часов назад