Кино

Комик, который никогда не смеялся

Бастер Китон – человек, при упоминании которого у Чарли Чаплина, символа Великого немого, начинал дергаться глаз. Человек, который смешил свою киноаудиторию и при этом никогда не улыбался сам – ни в своих картинах, ни на публике. Человек, имя которого наряду с Чаплином и Гарольдом Ллойдом навсегда осталось в истории кинематографа. Человек, фильмы которого любят современные зрители, потому что они до сих пор остаются свежими, актуальными и зрелищными.   

«Дом грубых манер» (1917)

«Дом грубых манер» интересен прежде всего как режиссерский дебют Бастера Китона. Он снял его вместе с Роско Арбаклем, еще одной знаменитостью эпохи немого кино. Здесь Китон играет сразу три роли – повара, курьера и полицейского, что добавляет происходящему комичности, учитывая выражение его лица. В остальном перед нами типичная комедия того времени, с погонями, драками, швырянием друг в друга разных вещей и безумными акробатическими трюками.

По сюжету, хозяин дома (Роско Арбакль) случайно поджигает кровать, на которой спит, и тушит ее водой из чашки, неспешно прогуливаясь от комнаты до кухни несколько раз и при этом умудряясь повздорить с поваром и пофлиртовать с горничной.

Интересный факт: Знаменитый чаплиновский «танец с булочками» впервые появился в этом фильме, но именно Чарли сделал его культовым.

«Пугало» (1920)

«Пугало» – 18-минутный шедевр, который может дать фору многим современным блокбастерам. В столь короткий хронометраж режиссеры Бастер Китон и Эдвард Ф. Клайв вложили историю двух друзей, которые в один миг становятся врагами из-за девушки. В комедии есть и погони (персонажа Бастера преследует собака), и пинки под зад (герой «превращается» в огородное пугало, чтобы пнуть отца своей возлюбленной), и драки, и даже удивительный «умный» дом в бараке друзей, которые живут вместе. Например, через специальный люк они отправляют недоеденный обед к хрюшкам, обитающим под домом.

Если хочется почувствовать себя ребенком, посмеяться до слез и просто насладиться хорошим кино, то «Пугало» обязательно к просмотру.

Интересный факт: Технические конструкции для фильма Бастер Китон соорудил сам – он с детства увлекался подобными вещами и конструировал, например, самоуничтожающиеся туалеты.  

«Полицейские» (1922)

Фильм «Полицейские» называют лучшей короткометражкой Бастера Китона. На то, как он убегает от полицейских, можно смотреть вечно: причем бегает он не от одного или двух, а от доброй сотни людей.

Девушка поставила герою условие, что выйдет за него замуж только в том случае, если он станет успешным бизнесменом. Герой сразу же берет быка за рога и настраивает блюстителей закона против себя: ведь он не учел, что для превращения в бизнесмена нужно гораздо больше времени (и честных действий), чем один день.

В целом фильм – одна сплошная погоня: с кистоунскими копами (вымышленный фарсовый образ) и бесстрастным лицом Китона.

Интересный факт: Образ кистоунских копов Бастер не очень любил, но в «Полицейских» решил всласть его поэксплуатировать вместе со своим сорежиссером Эдвардом Ф. Клайвом.

«Шерлок-младший» (1924)

«Шерлок-младший» – классическая комедия, в которой Бастер Китон играет роль молодого киномеханика, мечтающего стать сыщиком. Таким, как его любимый Шерлок Холмс, книжками о котором он зачитывается. В фильме он влюбляется в девушку, но, конечно же, у него есть соперник – тот подстраивает его обвинение в краже часов. Доказать свою невиновность герой не может, а потому не солоно хлебавши возвращается в кинотеатр, засыпает и видит сон, где он блистательно расследует громкое дело как самый настоящий сыщик.

«Шерлок-младший» – одна из первых картин с фильмом внутри фильма, приемом, который сейчас так знаменит среди режиссеров. Китон хотел, чтобы за постановку взялся Роско Арбакль, но тот отказался, поэтому сесть в кресло главного ему пришлось самому. «Шерлок-младший» стал первым фильмом, который он снял без соавторов. С ним же связан и печальный момент: на съемках одного из трюков в сцене с железной дорогой Китон сильно повредил шею и до конца жизни страдал от болей.

Интересный факт: В советском прокате фильм выходил под названием «Одержимый».

«Семь шансов» (1925)

Герой Китона попадает в ситуацию, когда ему нужно жениться до семи часов вечера, – в таком случае он получит огромное наследство. Молодой и крайне нерешительный человек уже много лет влюблен в девушку, но никак не может признаться ей в своих чувствах. Друг решает помочь ему с проблемой, но по-своему – он дает объявление в газете о деньгах и супружестве, и героя начинает преследовать толпа невест.

Комедия получилась легкой и курьезной, но сам Китон ее не любил, потому что изначально снимать не хотел. Однако пришлось, поскольку у него были финансовые обязательства перед Джозефом М. Шенком – продюсером и влиятельным человеком в киноиндустрии. Он-то и заставил Китона заняться экранизацией успешного бродвейского спектакля, который тот ненавидел. В результате фильм стал успешным и собрал неплохую кассу (почти $600 тыс.).

Интересный факт: В титрах только герой Китона назван по имени – Джеймс Шеннон. Остальные обозначены как его девушка, ее отец, его партнер и так далее.   

«Генерал» (1926)

Орсон Уэллс однажды сказал: «Да, конечно, я люблю Чаплина, я написал для него сценарий «Месье Верду», но перед Китоном я просто благоговею. Я только что пересмотрел «Генерала», это фильм неописуемой красоты!» Сегодня эту картину Бастера Китона и Клайда Брукмана называют одной из лучших в истории кинематографа и поют ей дифирамбы. Но когда она только появилась на экранах, зрители и критики встретили ее более чем прохладно.

Самое начало войны между Югом и Севером. Юный Джонни Грэй (собственно, Бастер Китон) вместе с отцом и братом своей возлюбленной идет записываться в армию Конфедерации, однако ему отказывают, не объясняя причин. Аннабель Ли разочаровывается в возлюбленном, называет его трусом и отвергает. Но тут вмешивается случай – паровоз «Генерал», на котором работал Джонни, угоняют южане, взяв в плен и девушку. Он бросается в погоню и всех спасает, заработав тем самым офицерский чин.

Интересный факт: Для съемок сцены битвы у реки было использовано сразу шесть камер, а военных изображали 500 национальных гвардейцев из Орегона.

«Кинооператор» (1928)

Бастер Китон в роли уличного фотографа, который влюбляется в девушку, работающую в компании по производству документального кино. Он устраивается туда же, чтобы быть рядом с ней, но неожиданно увлекается новым для себя жанром. Он все делает неправильно, однако в конце концов все же становится настоящим профессионалом.  

Сорежиссером фильма стал Эдвард Седжвик, с которым Китон впоследствии работал над несколькими звуковыми проектами. «Кинооператор» был первой картиной Китона для студии Metro Goldwyn Mayer. Позднее он назвал опыт сотрудничества с ними «величайшей ошибкой в своей карьере» – компания лишила его творческого контроля над его же произведениями.   

Интересный факт: полная копия фильма была обнаружена в 1968 году в Париже – до этого картина считалась утерянной.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

«Королевство»: Окружены, но не сломлены

Группа подростков решает отметить выпускной на всю катушку – они арендуют роскошный коттедж, устраивают ужин при свечах и распивают элитный…

24 минуты назад

В «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится премьера спектакля «На дне»

13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…

15 часов назад

«УничтоЖанна»: Супергероика категории Ы

Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…

16 часов назад

В Театре Мимики и Жеста премьера – инклюзивный спектакль «Итак, мы начинаем!»

В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…

18 часов назад

Сокровища Урала в новом российском кино. Часть 2

В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…

20 часов назад

Объявлены лауреаты премии «МедиаБренд»

20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…

22 часа назад