Бастер Китон – человек, при упоминании которого у Чарли Чаплина, символа Великого немого, начинал дергаться глаз. Человек, который смешил свою киноаудиторию и при этом никогда не улыбался сам – ни в своих картинах, ни на публике. Человек, имя которого наряду с Чаплином и Гарольдом Ллойдом навсегда осталось в истории кинематографа. Человек, фильмы которого любят современные зрители, потому что они до сих пор остаются свежими, актуальными и зрелищными.
«Дом грубых манер» интересен прежде всего как режиссерский дебют Бастера Китона. Он снял его вместе с Роско Арбаклем, еще одной знаменитостью эпохи немого кино. Здесь Китон играет сразу три роли – повара, курьера и полицейского, что добавляет происходящему комичности, учитывая выражение его лица. В остальном перед нами типичная комедия того времени, с погонями, драками, швырянием друг в друга разных вещей и безумными акробатическими трюками.
По сюжету, хозяин дома (Роско Арбакль) случайно поджигает кровать, на которой спит, и тушит ее водой из чашки, неспешно прогуливаясь от комнаты до кухни несколько раз и при этом умудряясь повздорить с поваром и пофлиртовать с горничной.
Интересный факт: Знаменитый чаплиновский «танец с булочками» впервые появился в этом фильме, но именно Чарли сделал его культовым.
«Пугало» – 18-минутный шедевр, который может дать фору многим современным блокбастерам. В столь короткий хронометраж режиссеры Бастер Китон и Эдвард Ф. Клайв вложили историю двух друзей, которые в один миг становятся врагами из-за девушки. В комедии есть и погони (персонажа Бастера преследует собака), и пинки под зад (герой «превращается» в огородное пугало, чтобы пнуть отца своей возлюбленной), и драки, и даже удивительный «умный» дом в бараке друзей, которые живут вместе. Например, через специальный люк они отправляют недоеденный обед к хрюшкам, обитающим под домом.
Если хочется почувствовать себя ребенком, посмеяться до слез и просто насладиться хорошим кино, то «Пугало» обязательно к просмотру.
Интересный факт: Технические конструкции для фильма Бастер Китон соорудил сам – он с детства увлекался подобными вещами и конструировал, например, самоуничтожающиеся туалеты.
Фильм «Полицейские» называют лучшей короткометражкой Бастера Китона. На то, как он убегает от полицейских, можно смотреть вечно: причем бегает он не от одного или двух, а от доброй сотни людей.
Девушка поставила герою условие, что выйдет за него замуж только в том случае, если он станет успешным бизнесменом. Герой сразу же берет быка за рога и настраивает блюстителей закона против себя: ведь он не учел, что для превращения в бизнесмена нужно гораздо больше времени (и честных действий), чем один день.
В целом фильм – одна сплошная погоня: с кистоунскими копами (вымышленный фарсовый образ) и бесстрастным лицом Китона.
Интересный факт: Образ кистоунских копов Бастер не очень любил, но в «Полицейских» решил всласть его поэксплуатировать вместе со своим сорежиссером Эдвардом Ф. Клайвом.
«Шерлок-младший» – классическая комедия, в которой Бастер Китон играет роль молодого киномеханика, мечтающего стать сыщиком. Таким, как его любимый Шерлок Холмс, книжками о котором он зачитывается. В фильме он влюбляется в девушку, но, конечно же, у него есть соперник – тот подстраивает его обвинение в краже часов. Доказать свою невиновность герой не может, а потому не солоно хлебавши возвращается в кинотеатр, засыпает и видит сон, где он блистательно расследует громкое дело как самый настоящий сыщик.
«Шерлок-младший» – одна из первых картин с фильмом внутри фильма, приемом, который сейчас так знаменит среди режиссеров. Китон хотел, чтобы за постановку взялся Роско Арбакль, но тот отказался, поэтому сесть в кресло главного ему пришлось самому. «Шерлок-младший» стал первым фильмом, который он снял без соавторов. С ним же связан и печальный момент: на съемках одного из трюков в сцене с железной дорогой Китон сильно повредил шею и до конца жизни страдал от болей.
Интересный факт: В советском прокате фильм выходил под названием «Одержимый».
Герой Китона попадает в ситуацию, когда ему нужно жениться до семи часов вечера, – в таком случае он получит огромное наследство. Молодой и крайне нерешительный человек уже много лет влюблен в девушку, но никак не может признаться ей в своих чувствах. Друг решает помочь ему с проблемой, но по-своему – он дает объявление в газете о деньгах и супружестве, и героя начинает преследовать толпа невест.
Комедия получилась легкой и курьезной, но сам Китон ее не любил, потому что изначально снимать не хотел. Однако пришлось, поскольку у него были финансовые обязательства перед Джозефом М. Шенком – продюсером и влиятельным человеком в киноиндустрии. Он-то и заставил Китона заняться экранизацией успешного бродвейского спектакля, который тот ненавидел. В результате фильм стал успешным и собрал неплохую кассу (почти $600 тыс.).
Интересный факт: В титрах только герой Китона назван по имени – Джеймс Шеннон. Остальные обозначены как его девушка, ее отец, его партнер и так далее.
Орсон Уэллс однажды сказал: «Да, конечно, я люблю Чаплина, я написал для него сценарий «Месье Верду», но перед Китоном я просто благоговею. Я только что пересмотрел «Генерала», это фильм неописуемой красоты!» Сегодня эту картину Бастера Китона и Клайда Брукмана называют одной из лучших в истории кинематографа и поют ей дифирамбы. Но когда она только появилась на экранах, зрители и критики встретили ее более чем прохладно.
Самое начало войны между Югом и Севером. Юный Джонни Грэй (собственно, Бастер Китон) вместе с отцом и братом своей возлюбленной идет записываться в армию Конфедерации, однако ему отказывают, не объясняя причин. Аннабель Ли разочаровывается в возлюбленном, называет его трусом и отвергает. Но тут вмешивается случай – паровоз «Генерал», на котором работал Джонни, угоняют южане, взяв в плен и девушку. Он бросается в погоню и всех спасает, заработав тем самым офицерский чин.
Интересный факт: Для съемок сцены битвы у реки было использовано сразу шесть камер, а военных изображали 500 национальных гвардейцев из Орегона.
Бастер Китон в роли уличного фотографа, который влюбляется в девушку, работающую в компании по производству документального кино. Он устраивается туда же, чтобы быть рядом с ней, но неожиданно увлекается новым для себя жанром. Он все делает неправильно, однако в конце концов все же становится настоящим профессионалом.
Сорежиссером фильма стал Эдвард Седжвик, с которым Китон впоследствии работал над несколькими звуковыми проектами. «Кинооператор» был первой картиной Китона для студии Metro Goldwyn Mayer. Позднее он назвал опыт сотрудничества с ними «величайшей ошибкой в своей карьере» – компания лишила его творческого контроля над его же произведениями.
Интересный факт: полная копия фильма была обнаружена в 1968 году в Париже – до этого картина считалась утерянной.
Путешественники – люди, для которых дорога становится профессией и судьбой. Их путь ведет сквозь горные шторма, океанские просторы, снежные пустыни…
Российский рынок онлайн-видеосервисов продолжает расти поразительными темпами. Согласно последнему отчету аналитической компании TelecomDaily, за первые шесть месяцев 2025 года общая выручка легальных…
Мультсериал «Царь горы» неожиданно вернулся спустя 15 лет после закрытия, да еще и в концептуально обновленном виде. Теперь это анимационный…
Возрождение культовой пародии про лейтенанта полиции, кажется, само по себе звучит как шутка. Спустя три десятилетия после триквела с Лесли…
Премьера постановки «Кабала святош» по пьесе Михаила Булгакова состоится в МХТ имени Чехова 4 сентября. Роль Мольера в спектакле Юрия…
С 17 августа в рамках Московской международной недели кино по столице будет курсировать первый мобильный кинотеатр, который покажет фильмы на…