Сюрреалистическая анимационная фантазия о банде похитителей арт-объектов.
Рубен Брандт — психиатр, который просит своих пациентов рисовать свои страхи и желания. Его собственные сны постоянно наполнены картинами, герои которых оживают, захватывают и терроризируют героя. Новая клиентка Брандта — ворующая ценности на заказ акробатка Мими, которая проваливает задание из-за непреодолимой тяги к предметам искусства. Узнав о навязчивых идеях, преследующих психиатра, Мими объединяется с другими пациентами и уговаривает Брандта собрать коллекцию из картин, преследующих его во снах.
«Ограбление по Фрейду» — дебютный полнометражный фильм словенско-венгерского художника, скульптора и фотографа Милорада Крстича, в фильмографии которого раньше значилась только одна работа — «Моя малышка меня оставила». Эта короткометражка получила в 1995 году «Золотого медведя» в Берлине и была отмечена наградой на престижном анимационном фестивале в Анси. Уже в ней видны те элементы, которые позднее появятся в «Ограблении по Фрейду»: сюрреализм, психоанализ и сексуальность. Для Крстича, которому на момент премьеры полнометражного дебюта исполнилось 66 лет, он стал своего рода попыткой поговорить об отношениях с окружающими нас визуальными образами.
Бэкграунд Крстича дал фильму оригинальную авторскую стилистику, которая заимствует узнаваемые элементы из картин разных художников, но уникальным образом перерабатывает и смешивает их. В результате получился динамичный и необычный мультфильм, рассчитанный на взрослую аудиторию и активно использующий эстетику нуара и криминальных приключенческих фильмов. «Ограбление» строится вокруг похищения тринадцати реально существующих картин, но они не главные визуальные референсы для режиссера. Вселенная Рубена Брандта (имя героя составлено из фамилий Рубенса и Рембрандта) насыщена явными и не очень отсылками, а иногда и просто готовыми образам: советскими плакатами, рекламными постерами, странными объявлениями. Это экскурсия по музеям, откуда похищаются классические картины, но также и по сознанию, бесконечным потоком воспринимающему визуальную информацию. В «Ограблении» есть сюжет и логическая последовательность событий, но следить гораздо интереснее за деталями. Например, в этом мире можно проскользнуть под дверь, потому что от мамы тебе досталось семейное 2D.
Мини-энциклопедия мирового искусства. «Ограбление по Фрейду» — это крупный для Венгрии проект, комбинирующий 2D и 3D анимацию, и итог шестилетнего коллективного труда команды из более чем 150 художников. Не менее емкой была и работа юристов: целый отдел согласовывал с музеями и галереями использование образов, созданных Ботичелли, Ван Гогом, Пикассо, Гогеном, Хоппером, Уорхолом и другими мастерами. Музыка и звуковое оформление играют здесь такую же важную роль, как и сам рисованный мир. Музыки в «Ограблении» действительно много, и одним из запоминающихся треков становится джазовый кавер на Oops!… I Did It Again Бритни Спирс. Крстич вдохновлялся не только живописью, но и кино: в этой аудиовизуальной симфонии можно увидеть влияние главных режиссеров в истории кинематографа: от Мельеса до Тарантино и Линча.
Одной из самых запоминающихся сцен становится первая погоня за ограбившей галерею Мими: сильное влияние нуара, изобритательный экшн и постоянное напряжение погружают в сюрреалистический мир, в котором среди быстро сменяющих друг друга кадров улавливаются знакомые образы.
- «Бархатная Бензопила» — фильм от Netflix о том, как люди обходятся с искусством и как искусство обходится с людьми в ответ.
- «Искусство видеть» (Ways of Seeing) — британская четырехсерийная передача искусствоведа Джона Бергера про воздействие искусства и желание им владеть.
- «С любовью, Винсет» — еще одна изобретательная европейская анимация, воспроизводящая стилистику известного художника (на этот раз — только Ван Гога).
Комментарии