Рецензии

«Клеопатра»: Балет-блокбастер в Кремле

В сентябре в Государственном Кремлевском Дворце состоится большая премьера, которой грезил художественный руководитель театра «Кремлевский балет». Репетиции «Клеопатры» начались в пандемию. И продолжились уже без отца-основателя: Андрей Петров ушел из жизни в апреле этого года. Тем не менее, соратники довели постановку до зрителей.

«В последние репетиции даже перекрывались входы в залы от посторонних, потому что шел сложный процесс», – говорит директор театра Николай Троицкий перед генеральным прогоном.

Грандиозность «Клеопатры» захватывает сразу – и дело вовсе не в размере сцены. Хотя и ее надо заполнить роскошной мебелью, гигантскими скульптурами, десятками слуг, воинов и жрецов. А еще музыкой – царственной и зловещей. На генеральной репетиции артисты и музыканты впервые работали сообща, о чем зрителей честно предупредили до начала спектакля. Технических нестыковок почти не случилось, и можно лишь гадать, насколько отточенной выйдет светская премьера, до которой остаются недели усиленных репетиций.

Музыкой действительно хочется наслаждаться с закрытыми глазами – воображение мгновенно рисует свои картины. Но делать этого не рекомендуется: на сцене разворачивается настоящий блокбастер. Парадные шествия и пиры сменяются батальными эпизодами и подлыми заговорами, а порой происходящее и вовсе выходит за рамки земного. Клеопатра несколько раз обращается к божественным покровителям Египта, и те соглашаются показать ей будущее. Чаще оно оказывается нерадостным, но все дары и проклятия судьбы царица принимает с достоинством.

«Андрей Борисович грезил этой женщиной, считал, что она не коварная соблазнительница, как ее показала Элизабет Тейлор, а большой государственный деятель, – объясняет видение постановщика Троицкий. – И постоянно говорил о красоте».

Красоты в «Клеопатре» тоже хватает, как и обнаженных тел. И порой происходящее скатывается в неприкрытый эротизм, но не в вульгарную пошлость. Тело здесь олицетворяет исключительно здоровый дух. Клеопатра (прима-балерина Олеся Росланова) – сильная женщина, независимая и в политике, и в любви. Партнеры ей под стать: что Гай Юлий Цезарь (Михаил Евгенов), что Марк Антоний (Даниил Росланов) не просто так вошли в историю.


Оба романа – красивых и пламенных – поначалу кажутся почти идентичными. Все внешние проявления, которые так цепко захватывают внимание в первом акте, отвлекают от главного во втором. Рим снова сменяет Александрию, заманчиво мерцает золото, пестрят одежды придворных. Массовые сцены утомляют и царицу, оказавшуюся на троне в одиночестве, и зрителя.

На этом фоне вторая романтическая линия сначала выглядит повторением первой, но затем движения проявляют суть изменений: хрупкость и подобие покорности улетучились, а на смену им пришли уверенность и сила. Теперь это танец равноценных партнеров, воля и любовь в нем идут рука об руку.

Продуманность и скрупулезность постановки поражает. Артисты блистают, не уступая друг другу ни в пластике, ни в эмоциональном отыгрыше, а хореография удивляет – движения египтян отсылают к иероглифам, походка римлян – к властной империи. От многочисленных поддержек захватывает дух, а прием слоу-мо подчеркивает драматизм момента.

Кроме того, в «Клеопатре» необычным образом сочетается световые решения и видеоинсталяции, неожиданные восточные мотивы и практически цирковые трюки. И, конечно, на балет стоит идти ради эмоционального потрясения. Причем неоднократного: между триумфом первого акта и финальными минутами заложен огромный спектр чувств.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

«Голый пистолет»: Лиам Нисон и Памела Андерсон не извиняются за шутки

Возрождение культовой пародии про лейтенанта полиции, кажется, само по себе звучит как шутка. Спустя три десятилетия после триквела с Лесли…

17 часов назад

Константин Хабенский сыграет Мольера в спектакле «Кабала святош»

Премьера постановки «Кабала святош» по пьесе Михаила Булгакова состоится в МХТ имени Чехова 4 сентября. Роль Мольера в спектакле Юрия…

17 часов назад

Мобильный кинотеатр будет курсировать в знаковых местах Москвы

С 17 августа в рамках Московской международной недели кино по столице начнет курсировать первый московский мобильный кинотеатр, который покажет фильмы…

17 часов назад

Любимые герои в исполнении Олега Табакова

Телеканал «Мосфильм. Золотая коллекция» провел опрос среди зрителей, определив любимых героев в исполнении Олега Табакова. Самым любимым персонажем, сыгранным Олегом…

22 часа назад

Олег Табаков об актерском мастерстве, театре и жизни

Олег Павлович Табаков создал в кино и театре целую галерею запоминающихся и любимых зрителями образов. Любой ребенок знал, что его…

23 часа назад

Русское географическое общество впервые проведет свой документальный фестиваль

Русское географическое общество с 18 по 25 августа проведет в Москве первый Всероссийский фестиваль документальных фильмов. Смотр, получивший название «РГО объединяет…

2 дня назад