Поэтапный выход из самоизоляции и карантина в разных странах вселяет надежду на возвращение к нормальной жизни уже в этом году. Индустрия развлечений и прежде всего кинотеатры начинают строить планы, которые уже не кажутся фантазиями. Если в Европе и в США уже открывают залы, значит можно рассчитывать на работу в летний сезон.
В Америке губернатор штата Техас Грег Эббот разрешил кинотеатрам открыться уже 1 мая. Многие сети, в том числе легендарная Alamo Drafthouse, от щедрого предложения отказались. Компания через официальный аккаунт в твиттере заявила:
«Открытие залов с соблюдением всех мер предосторожности требует новых регламентов и оборудования, которые повлекут и переподготовку персонала. Все это не нельзя делать с кондачка».
Но одна сеть Santicos открыла 3 своих кинотеатра в Сан-Антонио. Билеты продавались только на четверть мест, и зрителей усаживали через ряд. В отсутствие значимых премьер показали несколько старых хитов: «Человек-паук: Вдали от дома», «Стриптизерши» и «1917», а так же уже доступные в интернете новинки — «Бладшот» и «Тролли. Мировой тур». Кроме того зрителей пытались привлечь скидками — все билеты стоили только $5. За первый уик-энд мая сети удалось заработать $16 тыс. и обслужить 3200 клиентов. Это не самые большие деньги, но воодушевил отклик зрителей — люди готовы вернуться в кинотеатры. И этот опыт во всем мире посчитали позитивным примером.
В Европе ближайшие открытия запланированы уже на май, сначала в Чехии 11-го, потом в Германии 30-го, и на остальных территориях залы планируют постепенно открывать в течение июня. В России ослабление ограничительных мер только началось, например, в Москве некоторые стройки и промышленные предприятия возобновили работу после 12 мая. И пока точно не известно, когда разрешат работать ресторанам и кинотеатрам. Если власти будут снимать запреты в обратной последовательности, в которой их вводили, то ограничение на проведение массовых мероприятий исчезнет одним из последних.
Но не все кинотеатры от открытия удерживают только карантинные меры. Некоторые сети, прежде всего крупнейшая в Америке AMC, не видят смысла перезапускаться в отсутствие новых блокбастеров, которые привлекли бы в залы дополнительную публику. Студии в свою очередь не спешат запускать рекламные кампании и подтверждать даты выхода. Ситуация напоминает игру в поддавки — обе стороны готовы сдать свои позиции в любой момент.
Ближайшие большие релизы: «Довод» Кристофера Нолана 15 июля и «Мулан», предварительно перенесенная на 24 июля. К этим датам пока все готовятся, но если эпидемия не стихнет в Нью-Йорке и Лос-Анджелесе, и там не смогут открыть кинотеатры, студии отложат выпуск фильмов, а следом большие сети тоже повременят снимать замки. Для «Мулан» важен также китайский рынок, а в КНР, несмотря на успехи по борьбе с болезнью, экраны пока темные.
Бизнес кинопоказа сразу после эпидемии ждет другая напасть, повсеместная самоизоляция помогла расцвести новому заклятому врагу — стриминговым сервисам. Практически все компании, работающие в сегменте, заявили о привлечении значительного количества новых пользователей в первые месяцы весны. Так, у российских фирм, по данным ТАСС, рост составил более 30%. Эти результаты вызваны, в том числе, политикой «бесплатного месяца», которую ввели многие сервисы для новых подписчиков в период самоизоляции. Сколько клиентов останется, когда за все придется платить, станет ясно в начале лета. Но по косвенным данным можно судить о том, что россияне увлеклись домашними медиа-развлечениями надолго. Как пишут «Ведомости» — в марте, в последний месяц пока были открыты магазины, продажи телевизоров и планшетов в стране выросли в полтора раза по сравнению с тем же периодом в 2019-м. Смотрят на сервисах наши зрители в основном сериалы. Они если и составляют конкуренцию, то телевидению.
Хозяева кинотеатров больше боятся, что зрители предпочтут теперь смотреть полнометражное кино у себя дома, а не в их залах. Эти опасения не беспочвенны, например в Okko вторую и третью строчки по просмотрам в праздники заняли отечественный «Отель «Белград» и голливудские «Тролли. Мировой тур». Первым отечественным фильмом, выпущенным в новых условиях сразу онлайн, минуя кинотеатры, стал «Спутник». Космический триллер с Оксаной Акиньшиной вышел 23 апреля сразу онлайн на нескольких площадках, и ее можно было посмотреть как по подписке, так и за отдельную плату. Сервисы позже отчитались о большом успехе такого показа — по их словам в последнюю неделю апреля «Спутник» был лидером просмотров. Правда, никто не назвал конкретные цифры, поэтому трудно оценить, насколько довольны онлайн-запуском создатели картины.
Без конкретных цифр сложно понять и перспективы таких релизов в будущем. Возможно, поэтому у нас традиционные кинотеатры не видят пока конкурентов среди онлайн-собратьев. Отечественные сервисы преимущественно вкладываются в сериальный оригинальный контент, а главный мировой игрок Netflix еще не тратит миллионы долларов на создание российских эксклюзивов, как он это делает в Европе и Азии.
Заметные сдвиги под влиянием новой реальности в каналах выпуска и монетизации фильмов, скорее всего, начнутся в США. И студии-мейджоры могут стать союзниками интернет-компаний в борьбе с залами. Еще в прошлом году окно между выпуском в кинотеатры Америки и на носителях или VOD составляло 3 месяца. Если кто-то выкладывал фильмы раньше, это приводило к конфликту с киносетями или с Национальной ассоциацией владельцев кинотеатров. Студии студии много лет норовят сократить этот промежуток, чтобы зритель, не остывший еще от массированной рекламной кампании, купил себе фильм еще раз.
Эпидемия и меры властей по борьбе с ней помогли дистрибьюторам сузить окно. Так, Sony выпустила «Бладшот» онлайн всего через 12 дней после премьеры, а Disney, вопреки прошлогодним заверениям Боба Айгера соблюдать размеры окна, выложил анимационную ленту «Вперед» через 15 дней. Universal вовсе попыталась проигнорировать старое соглашение с кинотеатрами и выпустила «Тролли. Мировой тур» 10 апреля сразу в интернет. Компания выбрала премиальный формат релиза — пользователи могли посмотреть картину за $19,99 на таких платформах как Apple TV. Это намного дороже, чем в среднем стоит один билет в кино в США. Уже в конце месяца студия отчиталась о сборах — $100 млн. Для сравнения предыдущая часть франшизы, вышедшая в 2016 году, заработала в Северной Америке за все время проката $153 млн. Учитывая, что кинотеатры забирают половину выручки, а онлайн-платформы только 20%, Universal уже получила больше ($76,5 млн против $77 млн). Скептики заметили, что эти деньги все равно не окупают бюджет ленты $100 млн, и выразили сомнения в точности подсчетов. В любом случае выход «Троллей» и их успех стали историческим событием.
Генеральный директор конгломерата NBCUniversal Джефф Шелл заявил, что даже когда залы после пандемии откроются, они продолжат выпускать фильмы онлайн вместе с релизом в кинотеатрах. Глава AMC, самой большой сети мультиплексов в США, Адам Арон в ответ выпустил официальное заявление.
«С этого момента AMC не будет показывать фильмы Universal в наших залах в Северной Америке, в Европе и на Ближнем Востоке».
Другие сети обошлись без ультиматумов, но тоже осудили студию и призвали Голливуд соблюдать промежуток между релизами.
«Тролли. Мировой тур» стали первым кирпичом в священное окно, вокруг которого держатся договоренности между производителями контента и теми, кто его показывает на больших экранах. Все внимание сейчас приковано к следующим большим релизам, вынужденным выходить онлайн, — это «Скуби-ду», запланированный на 15 мая, и диснеевский «Артимис Фаул», выпускаемый в июне. Если они повторят успех «Троллей», то можно говорить о приходе нового мира без окон, когда показ фильма в зале станет одним из второстепенных способов заработать на нем денег. Основную выручку студии будут качать из интернета, причем с помощью собственных сервисов, таких как Disney+, где не надо ни с кем делиться даже 20% со сборов. Как только это приблизится к норме на Западе, все изменения быстро проявятся и в России.
13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…
Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…
В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…
В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…
20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…
Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…