Фото: Геннадий Авраменко
Иван Соснин родился на Урале: до подросткового возраста он жил в Кировграде Свердловской области, а школу оканчивал в Невьянске, – буколическом городке, затерянным между Нижним Тагилом и Екатеринбургом. Именно там будущий режиссер начал снимать первые видеоролики – сначала на фотоаппарат, а затем и на ручную камеру, подаренную мамой.
Профессию, впрочем, Соснин выбрал отнюдь не творческую – поступил на металлургический факультет Уральского федерального университета «потому что хорошо знал физику и математику, а еще потому, что ВУЗ давал общежитие». Но во время, свободное от изучения теплофизики промышленных печей, неизменно возвращался к излюбленному делу – съемкам.
Жажда творчества еще в студенческие годы привела молодого человека в рекламное агенство Red Pepper. Там он сначала придумывал слоганы и сценарии продающих роликов, а затем занялся непосредственной съемкой и монтажом. Проекты были исключительно локальными, а гонорары за них варьировались от 15 до 20 тысяч рублей.
Параллельно Соснин снимал малобюджетные музыкальные клипы – и с каждой новой работой повышал уровень мастерства. А еще встречал своих людей: например, на съемках «Гения» для группы «Сансара» познакомился с будущей супругой. В кадре Иван и Яна сыграли влюбленных, и экранный роман в итоге перерос в реальные отношения.
К съемкам музыкальных видео Соснин будет возвращаться и в дальнейшем: только в прошлом году вышел клип Дельфина «Кто твой друг?», над которым работал Иван. Хотя сейчас такие проекты – скорее исключение: «чтобы снять клип, мне нужно погрузиться в жизнь другого человека и понять, что конкретная тема значит для него, а не для меня».
Тогда же, в студенческие времена, Соснину экстренно пришлось делать решающий выбор – подготовка к диплому или съемки рекламы для крупного банка. Он выбрал второе, в чем одновременно проявились и его рационализм («я подумал, что такого шанса больше не будет»), и идеализм. До диплома Ивана в итоге не допустили, но и отступать стало некуда.
Вместе с профессиональными навыками росло и желание расширять горизонты – большие идеи уже не умещались в хронометраж рекламных роликов. И к 2016-му Red Pepper уже превратились в полноценный продакшен, а Соснин не только выпустил первый короткий метр под названием «Письмо», но и стал соучредителем компании.
А еще начал предлагать лояльным клиентам необычный подход к съемкам. Вместо однотипных продающих роликов – короткометражные фильмы с аккуратно встроенным в кадр продакт-плейсментом. В числе первых таких работ – док про незрячего фотографа Александра Журавлева, который снимал уральские горы на телефон Samsung, ориентируясь на собственные ощущения.
Но самым ярким и, пожалуй, кинематографическим примером можно назвать альманах «Иваново счастье», сборник из пяти короткометражек, снятых для бренда «Дядя Ваня». В центре сквозного сюжета оказывался вахтовик, который по дороге домой встречал самых разных людей – и почти все из них были Иванами (первоначально картину даже хотели назвать «Иваны, помнящие родство», но потом от этой идеи отказались).
Одного из героев – ушедшего из семьи отца, которого разыскивает повзрослевшая дочь, в новелле «Интервью» (2018), завоевавшей впоследствии «Золотого орла», сыграл Алексей Серебряков. Звездную кандидатуру предложил директор Red Pepper Film Данила Голованов. Соснин поначалу сомневался, но все же отправил артисту письмо с предложением. Сценарий Серебрякову понравился и он дал согласие на съемки, а вопрос с гонораром закрыли за счет спонсора.
«Получилось убить двух зайцев – выполнить обязательства перед заказчиком и реализовать личные амбиции», – говорит об этом опыте Соснин. Более того, реализовать их настолько успешно, что у альманаха вышло продолжение «Иваново счастье. Новые истории» (2021), в котором сыграло множество звезд. К некоторым новеллам, правда, руку приложили другие постановщики – Никита Власов и Сергей Рамз.
Иван признается, что поначалу на съемках со известными артистами его потряхивало – ведь до этого он видел их только по телевизору. А потом понял, что они не в первый раз снимаются у начинающих режиссеров, а потому готовы к потенциальным сложностям. Но было и то, что отличало Соснина от других молодых постановщиков. А именно – необычные затеи, в которых часто скрывались самые простые, но при этом невероятно обнадеживающие смыслы.
Своеобразными социальными экспериментами стали фильмы «Огоньки» (2018) про дружбу мальчика (Савелий Кудряшов) и бездомного дедушки (Федор Добронравов), «Голос моря» (2018), посвященный любви глухого рыбака (Кирилл Кяро) и певицы из прибрежного кафе (Ольга Сутулова), «Урок экологии» (2019) с Ириной Пеговой и Дмитрием Лысенковым, название которого говорит само за себя. А также «Портрет мамы» (2019), после которого на режиссера обрушился шквал писем от людей, наконец решившихся взять детей из детдома, и «Большая восьмерка» (2020), где главный герой пытается спасти бездомных собак от промышленного отстрела.
Одна из последних работ постановщика на социальную тему, «30 секунд» (2024), без лишней сентиментальности рассказывающая о профессии больничного клоуна, была признана киносообществом на высочайшем уровне: лента с Сергеем Гилевым и Ольгой Лерман прокатилась по фестивалям и завоевала второго «Золотого орла» за лучший короткометражный фильм.
Социальную линию в Red Pepper Film продолжают и сейчас: недавно режиссер Кирилл Лукин снял документальную новеллу об инвалидах, для которых фридайвинг стал способом выйти из изоляции и почувствовать настоящую свободу.
После первых успехов в медиа и на фестивалях к Ивану Соснину начали обращаться с предложениями снять полный метр. Затею удалось реализовать совместно с«Газпром-Медиа», однако окончательный сюжет роуд-муви «Далекие близкие» (2022) сложился из личных наблюдений режиссера: он видел, как его собственная мама училась пользоваться смартфоном, знал про отца подруги, который был географом и при этом очень мало путешествовал.
Два бытовых момента в итоге дали толчок трогательной истории. Здесь же ярко проявилась и глубоко личная для самого Соснина тема, характерная для всего его творчества. В узком смысле – это поиск отца, его любви и признания. В широком – поколенческие отношения, в которых неизменно возникают противоречия.
«Раз я не видел отца, незнаком с ним, то могу фантазировать на этот счет: какой была бы моя жизнь, если бы у меня был отец, какие бы у нас были отношения, какие конфликты. Я начинаю собирать пазл этого несуществующего отца из героев фильмов. Чуть-чуть Серебрякова, чуть-чуть Сытого. И все эти образы понемножку – фоторобот фэнтезийного отца», – говорит режиссер.
Несмотря на то, что Соснин предпочитает работать в авторском жанре («я сам пишу и сам стараюсь набрать команду») сценарий полнометражного дебюта ему помогала отшлифовать Маша Меленевская («Обычная женщина»). Кстати, в этом году они совместно с Фондом поддержки регионального кинематографа запустили сценарную лабораторию ФПРК, на участие в которой было подано 459 заявок со всех концов страны. Отбор прошло 12 конкурсантов, которым предстоит снять собственные работы под руководством опытных киноделов.
Желание показать просторы родной страны двигало режиссером и на съемках «Далеких близких». Соснина все убеждали, что он не прогадал с жанром роуд-муви: героев в кадре ведет сама дорога, а значит энергетический импульс уже задан. Главное – правильно распорядиться персонажами и их историями, не потерять контроль. Но Иван мечтал о том, чтобы его фильм подталкивал людей путешествовать, «чтобы они захотели не только позвонить родителям после просмотра, но и проехаться по России, посмотрели, какая у нас красивая страна».
По этой же причине Соснин принципиально отказывается жить и работать в столице: «Снимать в Москве проще, но почему я должен работать там, когда Россия настолько богата и разнообразна?»
В другом интервью режиссер признавался, что иногда придумывает необычные локации для своих картин, чтобы оказаться в незнакомом месте и напитаться его энергией. Правда, иногда, ее может оказаться слишком много – съемки сериал «Юг» (2024), в котором герой Ярослава Могильникова ищет отца по нескольким регионам страны, физически и морально вымотал постановщика. В итоге от работы над сериалами он пока что отказался. Кстати, именно из-за «Юга» Соснин успел снять только пилотную серию «Мамонтов» – правда, внимательно следил за дальнейшим производством и публично благодарил создателей за то, что они сохранили выбранных им актеров.
В числе потенциальных локаций режиссер называл Кавказ, Дальний Восток (частично этот замысел удалось реализовать благодаря короткометражке «Чернильное море» о сыне-моряке, чья связь с отцом, кажется, безвозвратно оборвалась) и Калининград (кстати, оттуда родом Алена Мирошникова, сыгравшая инопланетянку в «Пришельце»).
На родной земле Соснин тоже снимает с удовольствием: того самого «Пришельца» (2024), ставшим первым независимым полным метром студии, снимали под Новоуральском, где действительно стоит дом из мусора, возведенный местным умельцем. Историю о неумении людей находить общий язык взяли в конкурс ММКФ «Русские премьеры», где она стала одним из главных украшений программы.
А год спустя в ту же секцию пожаловали «Легенды наших предков» – масштабное фэнтези о журналисте (Александр Яценко), который в компании дочери-подростка (Александра Бабаскина) отправляется спасать фантастический тварей местного разлива. Интересно, что впоследствии вышла реальная «Красная книга мифических существ», отражающая самобытный мир, в котором авторская фантазия (образы волшебных героев разрабатывали с помощью ИИ) тесно сплелась с древними преданиями.
Саму концепцию фильма Иван Соснин придумал, когда гулял с собственной дочерью – родителями режиссер и его супруга, продюсер Яна Шмайлова, стали в 2021 году. На этапе разработки команде пришлось выбирать между несколькими фольклорными существами, но в итоге выбор пал на владыку леса (Антон Кузнецов), повелительницу рек и озер (Наталья Павленкова) и хозяина гор (Юрий Колокольников).
Эффектные образы создавали при помощи грима (когда стукнули уральские 35 градусов жары, Антон Кузнецов чуть не задохнулся в своем волосатом костюме), а вместе с живописными пейзажами (команда две недели каталась по округе, подбирая места получше) появился аутентичный колорит. Так, один из второстепенных героев, одинокий старик, рассказывал местную легенду на языке одной из малых народностей, проживающих в регионе.
Этот простой эпизод отражает одну из основных тем картины – поиск взаимопонимания, общности. А еще – воспитание уважения: «несмотря на то, что мы живем в одной стране, важно показать, что рядом с нами может жить человек, у который разговаривает на языке его малой родины, и мы должны его уважать, пытаться найти с ним общее, даже если мы его не понимаем».
Неудивительно, что картины Ивана Соснина находят отклик и за рубежом. «Легенды» получили международную награду на фестивале в Пуэрто-Рико. «Пришелец», которого сам Соснин называет «русским народным сай-фаем», был включен в основной конкурс калифорнийского фестиваля Cinequest, а также получил международную награду на Международном кинофестивале в Дакке (Бангладеш). «Иваново счастье» было признано лучшим дебютом на английском «Золотом единороге», «Чернильное море» оценили на мальтийском «Золотом рыцаре», а «Интервью» взяло статуэтку на смотре в японском Саппоро, до этого побывав в Германии, Турции и Канаде.
Сам Соснин тоже черпает вдохновение в зарубежных проектах: в числе любимых авторов он называл не только классиков советского кино, вроде Эльдара Рязанова и Леонида Гайдая, но также Дэмьена Шазелла, раннего Ксавье Долана и Мартина МакДона. Всех трех режиссеров, к слову, отличает умение оригинально и выразительно транслировать собственные переживания, подчас до трагичности глубокие, и во что бы то ни стало следовать за мечтой.
Режиссер по-прежнему отказывается от предложений, которые идут вразрез с его авторским видением – в число отвергнутых проектов совсем недавно вошла игровая экранизация известного мультфильма. И планирует дальше снимать «бытовые сказки» – истории об обыкновенных людях, с которыми приключаются невероятные события.
Хотя Соснин шутит, что ему уже неудобно проговаривать в каждом фильме проблемы отцов и детей, в вопросе жанра он себя не ограничивает. В озвученных планах – фантастический фильм про тюрьму будущего и музыкальное кино про бардов («не знаю почему, может быть, потому что мама у меня любит слушать эти песни»). А еще желание снимать для всех, на стыке «детского» и «взрослого».
Хотя оно осуществилось уже давно: редкие критики «самого доброго режиссера» страны упрекают его в слишком наивном, по-детски непосредственном взгляде на мир. При этом забывая, что быть добрым – это всегда выбор.
Правда в том, что фильмы Ивана Соснина наполнены такой кристальной чистотой и такой любовью к ближнему, что просто не могут не выделяться на фоне других работ, зачастую переполненных чернухой, провинциальной хтонью и прочими «фестивальными» псевдоатрибутами. Впечатление усиливает непривычность происходящего: вдруг оказывается, авторское кино про глубинку может быть светлым и добрым, а личный взгляд на мир – находить отклик в сердцах миллионов людей.
«Мне хочется снимать кино, после которого хочется жить», – говорит Иван Соснин. Человек, который не только сам открыт этому миру, но и готов открывать его для всех остальных. Иногда в самом буквальном смысле: «Если мы со съемочной командой, с камерой и актерами смогли доехать до этих точек, то зритель должен быть уверен, что он тоже сможет». Поэтому в день рождения режиссера ему хочется пожелать новых чудесных открытий. Да и нам всем тоже.
Ветеран русско-турецкой войны 1877–1878-го (Сергей Безруков), пороху изрядно нюхнувший и супостатов немало положивший, возвращается в родные пенаты. Представляющие собой избушки…
12 ноября отмечает юбилей всеми любимый Райан Гослинг. За образом харизматичного актера скрывается множество неожиданных историй: от детских выходок в…
В феврале 1983 года в советский прокат вышла трагикомедия «Вокзал для двоих». После «Иронии судьбы» и «Служебного романа» она стала…
17 и 18 февраля в Москве состоится знаковое событие в медиаиндустрии – форум CSTB.PRO.MEDIA 2026, который уже более 28 лет…
В жилом комплексе «Аркония» на Манхэттене опять творится недоброе. Швейцар Лестер, оттрубивший на своем посту 32 года, найден в фонтане…
Нет, она не дочь пресс-секретаря президента. Уроженка Челябинска, Анна Пескова в свое время дважды покорила Москву, вошла во вкус и…