Кино

«Убийцы цветочной луны»: Как жуткая реальная история превратилась в интригующий триллер

«Убийцы цветочной луны» вышли в зарубежный прокат. В комплекте – толпа звезд в больших и не очень ролях и внушительный хронометраж 3 часа 26 минут. Изначально предполагалось, что после ограниченного домашнего проката фильм оперативно появится на Apple TV+. Однако триумф «Оппенгеймера», который тоже шел 3 часа, но умудрился стать самым кассовым байопиком всех времен, убедил авторов «Убийц» в том, что публика не боится длинных картин. Поэтому онлайн-релиз отложили, дав ленте шанс подзаработать по привычной схеме.

Так что у российских зрителей, которые ждут не дождутся выхода фильма на стриминге (дата еще не объявлена), есть время подготовиться к просмотру. Для этого мы и создали материал с рассказом о том, почему «Убийцы» вообще носят столь витиеватое название, какая леденящая кровь история легла в их основу, кого играют Леонардо ДиКаприо с Робертом Де Ниро и что о своем свежем творении говорит сам Скорсезе.

Месяц, убивающий цветы

Индейцы племени осейдж, которое после нескольких переселений в первой четверти XX века обосновалось на территории штата Оклахома, называли май «месяцем, убивающим цветы». Все потому, что всюду распускавшиеся симпатичные цветочки не выдерживали борьбы с цветами покрупнее (цветочной луной, собственно, именовалось майское полнолуние). Те лишали их воды и света, что приводило к преждевременному увяданию. Аналогичное увядание настигло и осейджей.

Данную метафору, зловещую и поэтичную, вынес в заглавие своей книги американский журналист Дэвид Гранн. В оригинале его документальный роман 2017 года носит более пространное название «Убийцы цветочной луны: Убийства осейджей и рождение ФБР». В российском варианте оно стало сочнее – «Убийцы цветочной луны: Нефть. Деньги. Кровь». Можно было бы поворчать, что и тут, дескать, локализаторы постарались. Однако эта версия вполне исчерпывающе обнажает камни преткновения, из-за которых и разгорелись описанные в книге страсти.

Да будет кровь

Осев в Оклахоме, осейджи добились соглашения с властями, которое на первых порах никого не смущало. Один из его пунктов гласил, что любые полезные ископаемые, обнаруженные в недрах этих земель, становятся собственностью осейджей. Кто бы мог подумать, что вскоре после этого непривлекательная, неплодородная земля оросится темными брызгами: кругом забили нефтяные фонтаны, заразив лихорадкой всех, кто мечтал быстро озолотиться. Но прежде всего, конечно, озолотились осейджи. Денежные отчисления от добываемой нефти превратили их в богатейший в мире народ по среднему доходу на душу населения, с чем не могли смириться белые американцы (порой даже прислуживавшие зажиточным индейцам).

Во-первых, осейджам назначили специальных опекунов, без ведома которых они не имели права распоряжаться накопленными капиталами. Во-вторых, эти опекуны нередко объегоривали своих подопечных, мухлюя с полисами и кредитами. И наконец, в-третьих: весной 1921 года неизвестные злоумышленники объявили индейцам тайную, молчаливую, кровавую войну. Осейджи стали гибнуть один за другим. Кого-то находили с простреленной головой. Кого-то травили. Кого-то взрывали. Народ шепотом говорил о серийном убийце. Параллельно в округе Осейдж орудовали грабители банков и беглые преступники.

Богатые (и продолжавшие богатеть) индейцы вдруг оказались в атмосфере тотального беззакония, где на каждом шагу зверствовали бандиты, а некий недоброжелатель беспощадно их устранял. Обладатели нефтяных сокровищ нигде не чувствовали себя в безопасности. И никому не доверяли: в преступлениях могли быть замешаны политики, полицейские, врачи, коронеры, частные сыщики… Да кто угодно. А потом за дело взялся Джон Эдгар Гувер, в 1924 году возглавивший Бюро расследований (с 1935-го – ФБР). Он решил провести коренную перестройку работы правоохранительных органов и сделать раскрытие осейджского заговора своеобразной вывеской новой системы. Но осуществить задуманное оказалось куда сложнее, чем он полагал.

От книги к фильму

В такой обстановке и разворачивается действие «Убийц цветочной луны». Произведение это трудно отнести к какому-то одному жанру. Здесь и триллер, и детектив, и судебная драма, и чуть ли не хоррор, когда автор описывает жестокие злодеяния и общую атмосферу липкого страха, черной тучей окутавшую округ Осейдж. В целом это увлекательнейший документальный роман, написанный не менее лихо, чем избранные творения Ю Несбе и Жан-Кристофа Гранже, и проливающий свет на кошмарную, но забытую ныне главу истории XX века, которую лишили даже места в учебниках.

Неудивительно, что война за экранизацию «Убийц» вспыхнула еще до их публикации. Имя Дэвида Гранна в киноиндустрии было на слуху – его книги и раньше переносились на экран. В 2016 году статья Гранна в «Нью-Йоркере» послужила вдохновением для «Настоящего преступления» с Джимом Керри, которое и правда стало настоящим преступлением для любителей кино и поклонников Джима. Зато «Затерянный город Z» по одноименному роману не только собрал топовый каст во главе с Робертом Паттинсоном, Томом Холландом и Чарли Ханнэмом, но и сам по себе оказался захватывающей, чисто херцоговской приключенческой авантюрой.

За ним последовали джентльменская драма «Старик с пистолетом» с Робертом Редфордом в роли обаятельного грабителя и «Испытание огнем» – суровая лента о мужчине, обвиненном в убийстве собственных детей, от оскароносного Эдварда Цвика («Легенды осени», «Последний самурай»). Также в разработке томятся мини-сериал «Белая тьма» о полярном исследователе Генри Уорсли, которого сыграет Том Хиддлстон, и «Вэйджер» о загадочном кораблекрушении фрегата в XVIII веке. Экранизацией последнего романа займутся Мартин Скорсезе и Леонардо ДиКаприо. Они же связались и с «Убийцами цветочной луны», опередив в гонке за права Джорджа Клуни, Брэда Питта и Дж. Дж. Абрамса.

Несложно понять, что здесь привлекло Лео с Марти. Первый всегда ратовал за сохранение культуры коренных народов. Второй ухватился за возможность рассказать драматичную частную историю на фоне глобальных переломных событий (вспоминаем «Банды Нью-Йорка»). Так что труд Гранна попал в надежные руки – благо в сценарий его превращал опытный Эрик Рот, работавший над «Форрестом Гампом», «Своим человеком» и «Загадочной историей Бенджамина Баттона». Старт съемок несколько раз откладывался, в том числе из-за пандемии COVID-19, но в 2021 году они благополучно прошли в округе Осейдж, предложив жителям Оклахомы почти 8000 рабочих мест.

Рокировка ДиКаприо

С бэкграундом разобрались. Теперь пришло время определиться с действующими лицами: за кем Дэвид Гранн наблюдает особо пристально и кого в фильме Скорсезе сыграли Леонардо ДиКаприо, Роберт Де Ниро, Брендан Фрейзер и прочие звезды? Из персонажей книги на звание ведущего героя больше всех претендует Том Уайт, специальный агент Бюро расследований. Когда-то он служил техасским рейнджером и снискал всеобщее уважение, а в ревущих двадцатых возглавил расследование убийств осейджей с благословения Гувера. Именно он собрал команду агентов под прикрытием и распутал хитроумный заговор, после чего ушел из бюро и поработал начальником нескольких тюрем.

Сперва ДиКаприо присматривался как раз к роли Уайта. Образцового хорошего парня, законника старой закалки, который не отступает с праведного пути и до победного преследует негодяев. Специально для него сценарный образ Уайта и создавался. И ранний драфт сценария, по словам Эрика Рота, был довольно близок к оригиналу. А потом Лео потребовал переписать отдельные фрагменты и в итоге предпочел совершенно другую роль, из-за чего проект, принадлежавший Paramount, и получил дополнительную поддержку со стороны Apple: студийные боссы опасались, что решение ДиКаприо негативно повлияет на коммерческие перспективы картины, усилив ее мрачный тон. 

О деньгах, впрочем, мы позже поговорим. В любом случае Лео можно понять – с актерской точки зрения куда привлекательнее выглядела выбранная им роль Эрнеста Беркхарта, мужа представительницы осейджей Молли Беркхарт: убийство ее сестры Анны считается началом эпохи террора. Вот как Эрнеста описывает Дэвид Гранн: «28-летний белый красавчик, готовый актер массовки вестерна: короткие темно-русые волосы, голубые глаза, квадратный подбородок. Слегка подкачал лишь нос, которому, видимо, досталось раз-другой во время драки в баре… Эрнест прикладывался к самогону и играл в покер с плохими парнями, однако за его грубостью угадывалась нежность и даже неуверенность в себе».

Дабы избежать спойлеров, просто уточним, что характер Эрнеста буквально соткан из противоречий. И ангелы с демонами сражаются за его душу вплоть до завершения расследования. Причем на страницах книги Беркхарт был важным, но, по сути, второстепенным героем – любопытно взглянуть, как Рот, Скорсезе и ДиКаприо изменили его сюжетную роль для превращения в центральное действующее лицо.

Герои и злодеи

Главного антагониста, дядюшку Эрнеста Уильяма Хэйла, изобразил талисман Скорсезе Роберт Де Ниро. Внешне здорово напоминающий того, реального человека, который обладал невероятной властью в округе Осейдж и носил неофициальное звание Короля Осейдж-Хиллс. Он начал свой путь обычным ковбоем, погонщиком скота. Но мало-помалу скопил капитал, скупил пастбища, заступил на должность помощника шерифа, нацепил бриллиантовую булавку масонской ложи и превратился во влиятельнейшую фигуру, способную по щелчку пальцев распоряжаться людскими жизнями, стоящую над законом и правосудием.

Роль Тома Уайта отошла оскаровскому номинанту Джесси Племонсу, супругу Кирстен Данст и скромной звезде авторского кино. Он снимался не только у того же Скорсезе в «Ирландце», но и у Джейн Кэмпион («Власть пса»), Чарли Кауфмана («Думаю, как все закончить»), Стивена Спилберга («Шпионский мост», «Секретное досье»), Пола Томаса Андерсона («Мастер»), блистал в сериалах «Во все тяжкие» и «Фарго». Экранной женой ДиКаприо Молли, чья семья особенно пострадала в эпоху террора, стала индианка Лили Гладстоун. Ее отец принадлежал к племени черноногих, а детство она провела в резервации в штате Монтана. Что не помешало ей блестяще учиться и получить степень бакалавра изящных искусств в сфере театра.

На экране Лили дебютировала в 2013 году, в малоизвестной драме Арно Деплешена «Джимми Пикард». А в 2016-м появилась в расхваленной критиками ленте Келли Райхардт «Несколько женщин» вместе с Лорой Дерн, Кристен Стюарт и Мишель Уильямс. За «Убийц» ей прочат как минимум номинацию на «Оскара», что сделает Лили первой в истории представительницей коренных народов, которая замахивается на победу в категории «Лучшая женская роль».

Среди прочих ярких образов – звезда кантри Джейсон Исбелл в роли Билла Смита, мужа Риты Смит из осейджей. Их устранение стало во всех смыслах одним из наиболее громких (дом Смитов взлетел на воздух). Другой кантри-певец Стерджил Симпсон заделался бутлегером и скользким типом по имени Генри Грэммер, замешанным во множестве грязных делишек. В маленькой роли артиста на радио появляется Джек Уайт из The White Stripes.

Обладатель двух «Золотых глобусов» Джон Литгоу примеряет костюм прокурора, а Брендан Фрейзер играет адвоката на службе Хэйла. Причем в каст «Убийц» он попал еще до камбэка с «Китом». Ну и по традиции в камео мелькнет сам Мартин Скорсезе – в качестве продюсера радиошоу, ставящего точку в деле осейджей.

Считаем деньги

Как мы уже сказали, производство «Убийц цветочной луны» обошлось в $200 млн (гонорар Лео составил $30 млн). В первый уик-энд фильм заработал в мире $44,2 млн, что стало лучшим результатом для Скорсезе аж с февраля 2010-го. Тогда «Остров проклятых» на старте собрал $41,4 млн. Эта сумма выглядит еще более внушительной с учетом хронометража картины и отсутствия ее продвижения силами звезд: актерская забастовка-то пока не завершилась. В домашнем прокате «Убийцы» уступили только фильму-концерту Тейлор Свифт The Eras Tour, а в международном и вовсе его обогнали. Тот, правда, вышел на неделю раньше и уже окупился, принеся певице-продюсеру $178,7 млн при бюджете $15 млн.

А вот «Убийцы» едва ли озолотят Paramount и Apple подобно тому, как нефть озолотила многострадальных осейджей. О чем вообще говорить: все картины Скорсезе в совокупности принесли меньше денег, чем «Аватар» или «Мстители: Финал» ($2,4 млрд). А его самая кассовая работа «Волк с Уолл-стрит» добыла скромные $406,8 млн. Но вложения в проекты Скорсезе делаются не ради несусветных барышей – это не финансовые, а репутационные инвестиции. Нет, конечно, и тут можно прогореть. Функционеры из Netflix наверняка были расстроены, когда «Ирландец» стоимостью $160 млн не преуспел ни в одной из десяти оскаровских номинаций. Но обсуждаемым событием все равно стал, и «Убийцам цветочной луны» шумиха тоже обеспечена. А там и до «Оскаров» с «Глобусами» дело дойдет.

На Rotten Tomatoes триллер занимает шестую позицию среди скорсезовских творений с приличным рейтингом 92% – даже «Бешеный бык», «Отступники» и «Таксист» расположились ниже (первую строчку внезапно оккупировал музыкальный док «Последний вальс»). На портале CinemaScore, который формирует оценки фильмов на основе премьерных отзывов зрителей, «Убийцы» лишь в третий раз в карьере легендарного режиссера обзавелись отметкой А- (два других случая – «Отступники» и «Славные парни»). То есть статистические показатели свидетельствуют, что кино вышло исключительным. И критики от него в восторге, и зрители нахваливают в большинстве своем. Даже те, кто книжку Гранна не читал.

Мартин говорит

Ну и в заключение поделимся с вами несколькими любопытными подробностями об «Убийцах цветочной луны» из уст их творца. Естественно, многие постановщики восхищаются шедеврами Мартина Скорсезе и вдохновляются ими при создании собственных опусов. Но куда интереснее, когда сам Марти вспоминает ленты, так или иначе на него повлиявшие. Особенно если референсы эти оказываются весьма неожиданными. Так, в одном из интервью он признался, что на повествовательное решение «Убийц» повлиял… Ари Астер!

«Мне нравится стиль и темп качественных хорроров вроде «Солнцестояния» и «Всех страхов Бо» Ари Астера, – говорит Скорсезе. – Темп этот восходит к фильмам категории B от продюсера Вэла Льютона – «Людям-кошкам» или «Я гуляла с зомби» Жака Турнера. Чуть медленнее. Чуть тише».

Кто-то называет «Убийц» вестерном, хотя к его типичным представителям картина явно не принадлежит. Во всяком случае, не больше чем, скажем, «Нефть» Пола Томаса Андерсона. Правда, корни ленты уходят именно в золотой век вестернов, в середину XX столетия, когда Джон Форд выпустил «Искателей», а Фред Циннеман – «Ровно в полдень».

«Я всегда мечтал снять вестерн, – признается Марти. – Но, по-моему, дверь этого жанра захлопнул Сэм Пекинпа своей «Дикой бандой». Вестерн стал чем-то другим. Чем-то, что более не отражает ценностей современной Америки».

С книгой Дэвида Гранна Скорсезе познакомил их с ДиКаприо менеджер Рик Йорн. Еще в 1970-х режиссер побывал в индейской резервации в Южной Дакоте и ужаснулся условиям, в которых жили люди. Он охарактеризовал свой опыт как «шок» и «откровение», а во время чтения «Убийц цветочной луны» понял, что наконец-то может выразить чувства, давно закипавшие в нем. И вынести сведения о жуткой главе американской истории за пределы коренных общин.

Мартин вспоминает, что однажды вечером они с Лео, Эриком Ротом и еще несколькими сподвижниками устроили читку сценария на 200 с лишним страниц. И в какой-то момент осознали, что у них иссякло вдохновение. Поэтому Скорсезе решил изменить точку зрения на описанные события, сделать больше отступлений и акцентировать внимание не столько на расследовании убийств, сколько на отношениях Молли с Эрнестом. Нельзя позволить детективной истории затмить частную.

«Как-то раз Лео пришел ко мне и спросил: «Сердце фильма – где оно?» Я ответил: «Ну, оно там, где Эрнест и Молли». Он продолжил: «Но если я сыграю Тома Уайта, мы получим просто каноничный образ техасского рейнджера». Действительно ли нужно снимать ленту в таком ключе? Я не мог найти выход из ситуации. И тут он предложил: «А не сыграть ли мне Эрнеста?»

Скорсезе подхватил идею ДиКаприо, и они перекроили концепцию сценария, позднее поставив студию перед фактом. Смена ракурса, по мнению Лео, позволила точнее отразить смысл ленты.

«Не было ощущения, что мы докопались до самой сути, – считает он. – Мы не погрузились в историю осейджей. Но крошечный эпизод с участием Эрнеста и Молли вызвал у нас такую бурю эмоций на читке сценария, что мы начали глубже зарываться в нюансы их отношений – странных, запутанных, не похожих ни на что, испытанное мною ранее».

И продолжительность «Убийц цветочной луны» их со Скорсезе ничуть не смущает. «Нам было о чем рассказать», – лаконично заявил ДиКаприо. Мартин выразился пожестче – но кто, если не он, имел на это право:

«Люди сетуют, вот, мол, фильм идет больше трех часов. Но послушайте, перед телевизором вы легко можете и пять часов просидеть. Да и многие театральные постановки столько же длятся. А на сцене реальные актеры, нельзя просто встать и пойти прогуляться. Им-то вы оказываете уважение. Так уважьте же и кино».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

В «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится премьера спектакля «На дне»

13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…

8 часов назад

«УничтоЖанна»: Супергероика категории Ы

Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…

10 часов назад

В Театре Мимики и Жеста премьера – инклюзивный спектакль «Итак, мы начинаем!»

В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…

11 часов назад

Сокровища Урала в новом российском кино. Часть 2

В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…

14 часов назад

Объявлены лауреаты премии «МедиаБренд»

20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…

16 часов назад

Назови меня своим именем: Как телевидение завоевывает интернет

Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…

18 часов назад