Америка ворвалась в ревущие 1920-е на волне века джаза, в нервной атмосфере сухого закона и расцвета преступности. На фоне глобальных перемен немногие обратили внимание на большую трагедию маленького племени осейдж, которое владело богатейшими нефтяными месторождениями в Оклахоме. В 1921 году таинственные недоброжелатели начали устранять индейцев одного за другим, охотясь за их капиталами. В центре кровавой серии нераскрытых убийств оказывается Молли Беркхарт (Лили Гладстоун), чей муж Эрнест (Леонардо ДиКаприо) приходится племянником влиятельному скотоводу Уильяму Хэйлу (Роберт Де Ниро). Не стоит ли за преступлениями кто-то из них?
Жуткой реальной истории, которая легла в основу «Убийц цветочной луны», мы уже посвятили подробный материал. Где поведали о том, как одноименный документальный триллер Дэвида Гранна превратился в фильм за авторством Мартина Скорсезе, и собрали яркие реплики режиссера о своем детище. Ни на что не намекаем, но знакомство с этим текстом облегчит вам жизнь при просмотре картины и поможет лучше ее понять. Теперь же давайте разберемся, каким, собственно, получилось кино, которое авансом записывали в число самых горячих новинок года, а недавно осыпали семью номинациями на «Золотой глобус» (больше только у «Барби» с «Оппенгеймером» – 9 и 8 соответственно).
Если коротко, «Убийцы» – мощь. Одинаково впечатляющая на всех уровнях: от того, как история рассказана, до того, как она разыграна, поставлена и, что немаловажно, закончена. Обо всем по порядку, впрочем. В ленте Скорсезе главным героем является Эрнест Беркхарт в исполнении Лео ДиКаприо, хотя на страницах книги Гранна они с Молли были второстепенными персонажами. Как так?
Штука в том, что сценарист Эрик Рот, Марти и примкнувший к ним Лео радикально изменили точку зрения на описанные события, превратив Беркхарта в центральное действующее лицо. И добавив ему биографических деталей. Нам сообщают, например, что он воевал, служил в качестве повара, а на гражданке работал водителем – где и познакомился с Молли, которую однажды подвез.
Мы привыкли к тому, что ДиКаприо за редчайшим исключением играет положительных героев, которым охотно сопереживаешь. В «Цветочной луне» же он влез в шкуру первостатейного подонка, беспринципного негодяя, вдобавок слегка обделенного интеллектом: Эрнест мгновенно превращается в послушную куклу в руках еще большего мерзавца Хэйла, истинного вдохновителя осейджского заговора. Скорсезе чуть ли не с первых сцен принимается гладить зрителя против шерсти – слыханное ли дело, позвать на ведущие роли своих любимых артистов, а затем превратить их слаженный тандем в дьявольский дуэт душегубов, чью совесть не отбелить всеми стиральными порошками на планете.
Светлую сторону силы здесь представляют Молли Беркхарт, которую тоже медленно устраняют, и Том Уайт (Джесси Племонс) – агент из конторы Эдгара Дж. Гувера, возглавивший расследование оклахомского террора. Но первая в основном молча страдает, а второй расслабленно ведет допросы, скрывая железную целеустремленность за отеческим «выложи-ка мне все, сынок».
То есть Скорсезе в очередной раз доказывает, что ему куда интереснее наблюдать за рождением и распространением в человеческих сердцах зла, вязкой темной субстанции, которая чернилами просачивается в потаенные уголки души и даже самое невинное признание – «я люблю тебя» – превращает в ядовитую угрозу (тревожный рокот барабанов как рефрен всего фильма усиливает параноидальное чувство надвигающегося кошмара).
Не сказать, что ДиКаприо в проявлениях своей злодейской сущности сверхъестественно убедителен – он просто привычно хорош. Зато Де Ниро выдает настоящий мастер-класс по циничному манипулированию окружающими. Реальный Хэйл, судя по книге Гранна, тоже прикидывался всеобщим любимцем и клялся в симпатиях к многострадальным осейджам, сплетая за их спинами смертоносную паутину. Казалось, что после «Ирландца» Де Ниро нечего добавить в персональную сокровищницу гангстерских ролей. Однако в «Убийцах» он вновь сыграл своеобразного босса подпольного мира: когда Эрнест почтительно называет его королем и подставляет зад под смачную порку в наказание за промашку, перед мрачным величием Хэйла натурально трепещешь.
Скорсезе пока не довелось снять вестерн в типичном понимании, хотя он всегда об этом мечтал. Некоторые с готовностью вешают сей ярлык на «Убийц цветочной луны» – потому, вероятно, что здесь фигурируют хмурые мужчины в шляпах, а камера умницы Родриго Прието, с вестернами знакомого не понаслышке («Горбатая гора», «Местный»), искусно передает живописную бескрайность оклахомских пейзажей. Но «Убийцы» – вестерн примерно в той же условной степени, что и «Нефть» Пола Томаса Андерсона. Или, если угодно, вестерн в том смысле, какой вкладывает в это понятие сам Скорсезе, возвышая свое кино от частной драмы до эпического рассказа о сломе эпох, символом которого стала нефтяная лихорадка.
Дикий Запад из фильмов Джона Форда – с бравыми стрелками, красотками из салунов и честными шерифами – скрылся за горизонтом вместе с ослепительно пылающим солнечным диском. А вытеснившая его холодно мерцающая луна бросила тусклый отблеск на Запад иного образца, где ковбойская романтика пала в неравном бою с монументальной поступью прогресса. Причем менее диким новый Запад не стал. Просто жестокие убийства теперь совершались не лицом к лицу, на напряженной дуэли или в яростной драке, а за спиной, исподтишка, порой растягиваясь на долгие недели и месяцы (как было с той же Молли, которой подмешивали яд в инсулин). А осуществляли их не дикари и проходимцы с большой дороги, а благообразные белые джентльмены с аристократичными манерами.
Один из этих джентльменов, Уильям Хэйл, в беседе с готовым расколоться Беркхартом заявляет: «Люди не вспомнят. Им все равно». Незачем, дескать, его сдавать, ведь память о заговоре рано или поздно исчезнет во времени, как слезы под дождем. Эта ремарка оказалась пророческой. Хэйл и Беркхарт загремели в кутузку, но вышли на свободу по УДО, а леденящая душу повесть об их злодеяниях миновала страницы учебников и мало-помалу позабылась. До тех пор, пока за дело не взялся Гранн, который раскопал страшные подробности об эре террора и пришел к выводу, что в реальности подобных преступлений было гораздо больше: «Количество погибших осейджей может исчисляться десятками и даже сотнями… практически все общество было соучастником системы убийств».
Чтобы напомнить миру о темных пятнах американской истории, Мартин Скорсезе не только снял «Убийц цветочной луны», но и завершил фильм радиоспектаклем, где уважаемые люди вроде Джека Уайта и самого Марти рассказывают о том, как сложилась судьба ключевых героев тех событий. «Об убийствах не было ни слова» – такова финальная фраза картины, звучащая из уст Скорсезе, когда он вспоминает о смерти Молли Беркхарт. Никто не гарантирует, что о терроре опять не забудут через пять, десять, пятьдесят лет. Но если однажды это произойдет, то и к новому игровому проекту стоило бы вернуться. А что, почему нет?
Единственная претензия к «Убийцам» – даже не претензия, а констатация факта – сводится к тому, что в сериальном формате этот материал прижился бы более гармонично. Дело не в том, что фильм на три с половиной часа осилит не каждый: Скорсезе давно приучил поклонников к внушительному хронометражу. Просто слишком уж много в этой печальной саге деталей, нюансов, действующих лиц. Тому же Тому Уайту в ленте явно уделили маловато внимания, если Племонса в значимой для сюжета роли одной левой переигрывает эпизодический Брендан Фрейзер в образе крикливого адвоката. Но подобные упущения лишь возвращают с небес на землю и напоминают, что в неидеальном мире не существует идеального кино. Зато кино настоящее – авторское, большое, важное – существует. И это, заметьте, отнюдь не «Барби».
13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…
Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…
В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…
В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…
20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…
Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…