На Первом канале – премьера сериала о знаменитом итальянском авантюристе.
Что мы знаем о Джакомо Казанове? Авантюрист, путешественник, картежник, дуэлянт, а главное – ловелас, чьи любовные похождения сделали его имя нарицательным. Несмотря на мемуары и массу других письменных свидетельств, реальные факты биографии венецианца и личность как таковая еще при его жизни так густо перемешались с мифами, что, где правда, а где ложь, сказать было невозможно. А потому и сериалу «Казанова в России» в том, что касается исторической подоплеки, трудно что-то предъявить. Да и надо ли? Тем более что итальянский плут действительно приезжал в Санкт-Петербург и бывал при дворе Екатерины Великой.
Режиссеры Илья и Антон Чижиковы сняли довольно лихой авантюрный детектив с массой колоритнейших персонажей, сюжетных линий и перипетий. Это своего рода гибрид «Трех мушкетеров» Александра Дюма и «Пигмалиона» Бернарда Шоу – тут и увлекательная история с документом, который может компрометировать царственную особу (как знакомая нам всем охота за подвесками Анны Австрийской), и светский анекдот про неотесанную крепостную девушку Таню, которую Казанова на спор превратил в даму из высшего общества (в точности как профессор Хиггинс из цветочницы Элизы Дулиттл).
При этом в действие вовлечены ложи масонов и иезуитов, в равной степени заинтересованные в том, чтобы завладеть тем самым документом, беспощадный наемный убийца, у которого с венецианцем личные счеты, итальянская ведьма, также имеющая на Казанову зуб, его давняя любовь и, наконец, императрица и ее секретная служба и фавориты. В общем, десятки самых разных персонажей, которых, кстати, играют популярные актеры сразу нескольких поколений.
В прологе сериала показано, как в 1762 году, взойдя на престол в результате дворцового переворота, Екатерина II (Марьяна Спивак) предварительно (что и стало условием) подписала документ, согласно которому она обязалась добровольно передать власть своего сыну Павлу, как только он достигнет совершеннолетия. Расписка была секретной, однако факт ее существования просочился, и завладеть ею мечтают самые влиятельные теневые силы Европы. Ведь с помощью этого листочка бумаги можно превратить императрицу в свою марионетку и через нее влиять на мировую политику.
Два года спустя Джакомо Казанову (Иван Босильчич) спасает из застенков венецианской инквизиции, куда он угодил за распутство, его приемный отец, сенатор Маттео Брагадин (Вениамин Смехов). Но не за спасибо: в качестве благодарности за освобождение, Казанова, который, как и Брагадин, состоит в масонской ложе, должен отправиться в Россию, чтобы отыскать некую даму, завладевшую той самой распиской императрицы. Причем, кто эта женщина, пока неизвестно, как и то, как завладеть документом. И тут могут пригодиться таланты известного обольстителя.
Между тем задачу усложняет отправившийся вслед за Казановой убийца Луиджи Мануччи (Артем Ткаченко). Мало того, что посылает его «конкурирующая организация» – ложа иезуитов, у киллера с Джакомо свои счеты: именно за совращение его сестер тот угодил в застенки, и позор может смыть лишь кровь. А уж когда о пропаже компромата узнает Екатерина, в игру вступает ее верный пес – опытный и хитрый старый служака Степан Шешковский (Сергей Баталов).
К счастью для киношников, в их распоряжении были прекрасно отреставрированные дворцы Санкт-Петербурга и его предместий, а уж костюмов после «Тайн дворцовых переворотов» и еще десятков фильмов и сериалов об эпохе Екатерины – с избытком. Так что в том, что касается богатой картинки, сомневаться изначально не приходилось. Главное – связность повествования и, конечно, игра актеров.
В сценарий довольно элегантно вплетены реальные люди (а к таковым относятся не только сам Казанова, Екатерина и ее приближенные, но и Брагадин, и даже Мануччи), хотя обстоятельства и их взаимоотношения претерпели некоторые изменения. Да и как иначе, если сама история с документом о том, что императрица в действительности лишь регент, – плод буйной фантазии авторов, и сериал в целом на историчность не претендует? Линия юной селянки Тани, в первых сериях не очень связная, вскоре тоже встраивается в сюжет как родная.
Что до актеров, то, глядя на Ивана Босильчича («Гостиница «Россия»), трудно поверить, что он серб, а не итальянец. Даже несмотря на то, что итальянский акцент у него не очень получился, а тембр голоса фантастически похож на его соотечественника Милоша Биковича (кажется даже, что он Ивана и озвучивал, но нет). Босильчич красив, высок и плечист, и то, что девушки пленяются им с первого взгляда, выглядит вполне естественным. Притом что сценаристы не пошли по проторенному пути, и их Казанова не гоняется за каждой юбкой. Наоборот, он твердит, что все это слухи, и по факту единственной его любовницей в первых 4 сериях (а возможно, и остальных) является итальянская певица Марселина в исполнении Эмилии Спивак.
Хороша и Мария Скуратова, знакомая любителям авторского кино по главной роли в драме «Два билета домой» (2018). Ее плавное преображение из своевольной крестьянки в очаровательную светскую даму – интереснейшая актерская задача, за которую любая актриса готова стоять насмерть. У Тани есть характер и обаяние, и при этом она на удивление естественно выглядит в обеих ипостасях без особых ухищрений гримеров.
Да и играть им выпало с потрясающими партнерами. Вениамин Смехов в роли Брагадина дает такого престарелого Атоса, что выглядит вольным или невольным приветом легендарному «Д’Артаньяну и трем мушкетерам» Георгия Юнгвальда-Хилькевича. Очень колоритен в роли папы римского Климента XIII Валерий Баринов. Прекрасны Валерий Кухарешин и Анатолий Лобоцкий в ролях братьев Воронцовых. А Степан Шешковский в исполнении Сергея Баталова очаровывает тем, сколько силы, ума и власти в этом с виду безобидном и обходительном старике.
При этом нельзя не сказать и об их молодых коллегах. Марьяна Спивак, хоть и мало походит на портреты Екатерины (вообще, если проследить, кто играл императрицу в разные годы, можно изрядно позабавиться, насколько эти актрисы друг на друга не похожи), отлично показала всю властность и решительность этой великой женщины. Богатый образ в силу некоторых трансформаций достался Артему Ткаченко. А Антона Филипенко в роли импресарио Локателли практически невозможно узнать.
Сериал не выглядит вампукой и, что важно, не оставляет ощущения чего-то пафосного, сделанного с неоправданной претензией. «Казанова в России» – это увлекательная и развлекательная история, которую, будь в ней еще и песни, можно было сравнить с «Гардемаринами», только сделанными на более высоком техническом уровне (все же время на месте не стоит). И все же нельзя не отметить, что тем, кто хорошо знаком с историей страны, будет тяжело смириться с тем, как вольно с ней тут обращаются.
Комментарии