Интервью

Катерина Шпица: «Я не грустная, просто умная»

— Мы никак не могли встретиться, потому что ты переезжала…

— Да. Трудоемкий процесс, занимает много времени.

— Откуда и куда? А главное, зачем?

— Хозяин квартиры, которую я снимала последние годы, планировал остаться еще на пять лет в дипломатической командировке, но в силу обстоятельств должен будет скоро вернуться с семьей в Москву. Он предупредил меня заблаговременно, но я буквально на следующий день после нашего разговора в моем же подъезде нашла квартиру, которая сдавалась срочно, и надо было успеть ее перехватить.

— Много переездов в жизни было?

— Конечно. Первый, самый важный, в 1998 году из Республики Коми в Пермь. Потом, в 2004-м, в Москву, и здесь я уже много перемещалась по съемным квартирам, пока не поселилась в небольшой собственной квартирке у метро «Аэропорт». Там мы жили, пока моему сыну Герману не исполнилось два года. Стало тесновато, и мы переехали в большую съемную, а свою я сдала. Тогда же ко мне из Перми перебрались родители, и мы прожили большой семьей под одной крышей больше трех лет. Теперь пришло время каждой хозяйке обрести свою кухню, и мы разъезжаемся. В моей же квартире за это время успели пожить три пары. Они заводили детей — в моей квартире все беременеют (улыбается) — и так же, как мы, съезжали, когда дети уже чуть подрастали и стремительным малышам уже не хватало взлетной полосы малюсенького коридора.

— Может, пора с кочевым образом артистки завязывать?

— Жилье ведь ни при чем. Я кочую только по долгу работы.

— А как же ощущение дома?

— Я умею создавать уют в любом месте обитания. Если же говорить про некий возрастной рубеж, когда хочется спокойствия в профессии, то надеюсь, такой момент не наступит. Даже второй ребенок, уверена, не подрежет крылья. На них же и полетит.

— А в работе ты такая же бесконфликтная или, наоборот, сложная?

— Я замечаю, что конфликтными часто называют людей, которые просто называют вещи своими именами. Вот, например, была у меня аховая ситуация. Закончили кино, в котором я снималась, будучи блондинкой. Но спустя почти год пришлось доснять и переснять несколько сцен. Я к тому моменту уже вернула свой цвет и была заявлена так в текущей картине, поэтому пришлось заняться изготовлением парика. Прежнего художника по гриму к работе не привлекли. Делал все независимый постижер по скриншоту, и меня ни разу не пригласили на примерку. Когда прямо в день съемки я увидела, что получилось, мне стало физически нехорошо: парик был в два раза гуще моих волос, длиннее и неподходящего оттенка. Позвала в грим-вагон режиссера, сообщили оперативно продюсеру, и новые гримеры — памятник им поставить — на коленке выстригли парик, тонировали спиртовыми красками, чтобы он стал хоть чуточку похож на то, что было. Позже мой агент передала мне, что продюсеру донесли, будто я после съемочного дня от злости в сердцах порвала парик! Хотя при трех свидетелях он был аккуратно снят и сдан. Вот как можно такое выдумать и зачем?! В тот раз я в очередной раз убедилась: как только ты неосторожно и недостаточно деликатно указываешь человеку с уязвленным самолюбием на его некомпетентность, он вряд ли уже отзовется о тебе хорошо.

— Часто злословят за спиной?

— Помню, был слух, что я во время съемок закрылась с режиссером в вагончике в понятных целях. Ну не знаю, у меня на такое в процессе съемок нет времени, да элементарно — сил. А жаль.

— Проекты, в которых ты участвуешь, — это высокое искусство?

— Для меня высокое искусство — это нечто, доступное для понимания лишь единицам. Редкая драгоценность. И нет столько материала, чтобы хватило на всех жаждущих сняться в таком кино артистов. Я смотрю правде в глаза: на данный момент я в авторском кино не реализована. При этом я люблю зрительское кино, ведь это прекрасно: пробуждать в людях пусть простые, но очень теплые чувства. Но что делать со своей внутренней сложностью, которой не с каждым поделишься? С меня намного меньше требуют, чем я могу, и шкур сдирают не столько, сколько с меня можно содрать.

Катерина Шпица / Фото: Алексей Сорокин

— У тебя есть этому объяснение?

— Это сложно: познать, в чем алхимия универсальности и стабильной успешности. Актерство, с одной стороны — ремесло, с другой — искусство. Ремесло и искусство при лучших исходных данных сливаются и становятся чрезвычайно сложным синтезом призвания и труда, которым ты кормишь себя и семью. Может, я заложница амплуа или моложавой внешности, может, это особенности моего пути…

— «Огни притона» был тем самым авторским фильмом, с которого стоило начинать?

— Так я с него и начала! Прекрасная картина, моя любимая роль, но, видишь, как получилось: он был снят в 2008 году, а вышел только в 2011-м. У меня за это время уже сложилась определенная актерская судьба и реноме. Следом я снялась в «Метро», и пошли коммерческие работы. Но в последнее время, кажется, наблюдается сдвиг в сторону заветного кино.

— Вроде латвийского фильма «То, что никто не видит»? Снят давно, даже участвовал пару лет назад в ММКФ.

— Долгий и мучительный релиз.

— Очередная попытка уйти из мейнстрима?

— У слова «очередная» какой-то неприятный оттенок безнадежности. Да и не хочу я уходить из мейнстрима. Я хочу сидеть на двух стульях. Это вопрос шпагата. (Смеется.) Данный фильм — классная возможность сняться у интересного, думающего молодого режиссера с прекрасным партнером. Я болею за таких людей. Поэтому, когда понадобилось, под свое имя сделала краудфандинг на planeta.ru, чтобы закончить фильм.

— Почему тебе захотелось впрячься в это?

— Мне понравилась идея фильма. Он очень необычный. Фильм-поиск, фильм-размышление о доверии, об одиночестве. Я с удовольствием работаю с дебютантами. Магическое ощущение — видеть, как на твоих глазах рождается режиссер. В этом году на ММКФ у меня был показ фильма — «Молодое вино» Петра Олевского. Еще один дебютант на моем творческом пути, который задается очень любопытными вопросами.

— Может, надо внешность менять, типаж, чтобы не только блокбастеры предлагали?

— А что я могла бы изменить, даже если бы хотела? Цвет волос я уже меняла и потом пыталась с ним пожить. Выхлопа мало. Налысо побриться ради роли? Да легко! Увеличить грудь? Бюстгальтер в помощь. Рост мне уже не изменить, а самое главное, глаза как отражение души, личности — не вынешь. А еще я не буду бежать не на свой поезд. Сходила недавно на пробы. По синопсису героиня — мать двух подростков 12 и 14 лет. Ну куда мне? Я отдаю себе отчет в том, что у меня субтильная внешность и миловидное лицо, которое, кстати, мало что говорит о силе характера. Разумный продюсер скажет: как она будет смотреться рядом со своей экранной дочерью, которую сама может сыграть при определенном усилии гримеров? Ничего, будут роли, которые не зависят от внешности.

— В театре та же схема?
— Полагаю, театр — моя ближайшая перспектива более глубокой самореализации. В театре нет крупных планов, я долго могу оставаться в героинях. С удовольствием сейчас играю Джульетту в Театре Булгакова у Сергея Алдонина в «Ромео и Джульетте» и Друзиллу в «Калигуле» МГТ, читаю стихи с Анатолием Белым. Что поменять в себе, чтобы поменять что-то в кино, не знаю.

— А завести протекцию можно?

— Не мой случай. У меня никогда не было никакой протекции. Какой я камень по ценности, покажет время, но огранка моя — только собственный труд.

— В съемке для «КиноРепортера» у тебя два образа: нежная и роковая. Какой образ тебе ближе?

— Пожалуй, в пиджаке на голое тело.

— Смелый образ…

— Ага, встала грудью на защиту профессии. (Смеется.) Вообще, заметила, что проект за проектом раздеваюсь. В «Крымском мосту» Тигран Кеосаян очень хотел сделать крупный план ню. За этот кадр с голой грудью в родной Перми мне даже присудили антипремию «Ржавый бублик». Я вас умоляю! От этого ни моя грудь, ни я как актриса не стали хуже, а решение режиссера — есть решение режиссера. Дальше: в недавнем «Молодом вине», в сериале «Казанова» для Первого… Столько, сколько мы целовались в кадре с Антоном Хабаровым, мне не выпадало, кажется, за всю мою киножизнь. Тело — это актерский инструмент, но важно, чтобы обнаженка была художественно оправдана!

— А в детстве кто был авторитетом для тебя?

— Точно не медийные люди. Родители, учителя, сверстники, которых я уважала за глубину личности и тип мышления. Но я — за независимость. У меня нет проблем с самооценкой, и я очень не люблю сравнения. Даже если это самая красивая актриса всех времен и народов. Я хочу быть собой. Да и моего ребенка не позволяю сравнивать с кем-либо. Я всегда прошу: «Пожалуйста, не надо, у него свой ритм развития». Я всегда за самобытность и оригинальность.

— Если судить по соцсетям, не самая популярная позиция…

— Соцсети — отдельная тема. Мне стало настолько претить суждение по внешности, что когда мне пишут в инстаграме «Ой, какая няшка», сразу блокирую. Няшка! Что за слово такое?! Некоторые подписчики всерьез высказывают претензии, что перестали видеть во мне «ту милую девочку». Товарищи, мне скоро 34! У меня 7-летний сын и большая социальная ответственность. Размещаю, например, один из своих портретов, где я спокойная или насладившаяся увиденным, прочитанным, прожитым. Только ленивый «провидец» не напишет: «Катерина, вы такая грустная. У вас все хорошо?» Эти беспочвенные предположения меня умиляют, а раньше раздражали, я расстраивалась, потому что люди не видят того, что глубже. Раз и навсегда отвечаю всем психоаналитикам-любителям и сочувствующим: «Я не грустная — я просто умная». И да! Я счастливая.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

В «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится премьера спектакля «На дне»

13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…

13 часов назад

«УничтоЖанна»: Супергероика категории Ы

Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…

15 часов назад

В Театре Мимики и Жеста премьера – инклюзивный спектакль «Итак, мы начинаем!»

В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…

16 часов назад

Сокровища Урала в новом российском кино. Часть 2

В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…

19 часов назад

Объявлены лауреаты премии «МедиаБренд»

20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…

21 час назад

Назови меня своим именем: Как телевидение завоевывает интернет

Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…

23 часа назад