«Кармен» в постановке Максима Диденко | КиноРепортер
КиноРепортер > Рецензии > Театр > «Кармен» в постановке Максима Диденко

«Кармен» в постановке Максима Диденко

31 мая 2019 / Эвелина Гурецкая
«Кармен» в постановке Максима Диденко

Фестиваль «Черешневый лес» открыл свою театральную программу в Концертном зале «Зарядье» экстравагантной постановкой истории о любви и смерти на все времена.

Новелла Проспера Мериме «Кармен», написанная в 1845 году, была представлена, кажется, в всех жанрах: опера, балет, множество постановок в драматических театрах. По мотивам «Кармен» в 2003 году вышли сразу два фильма. Один — совместного производства Италии, Великобритании, Испании, другой — российский, режиссера Александра Хвана. Но совместить сразу несколько жанров в одной постановке еще никто не решался. Спектакль «Кармен», постановка которого состоялась в рамках фестиваля «Черешневый лес» — это чистый эксперимент: и драма, и опера и балет одновременно. И целое соцветие звездных имен, среди которых несколько лауреатов премии имени Олега Янковского «Творческое открытие», которую «Черешневый лес» ежегодно вручает молодым талантам.

Сценическую композицию по мотивам новеллы Проспера Мериме и музыки Жоржа Бизе известному в театральных кругах экспериментатору Максиму Диденко предложил воплотить на сцене художник и театральный продюсер Павел Каплевич, которого называют основателем направления «полиформ». «Слово „полиформа“ недавно изобрел я, — признается Павел Каплевич. — . Это то, что можно слышать, видеть, ощущать. У нас „Кармен“ драма-опера-балет. А еще живопись и скульптура — такая вот сложная постановка». И в этом ничего удивительного нет. Ведь и саму новеллу создатели спектакля переиначили по-своему.

Хозе, совершивший убийство юной свободолюбивой Кармен, уже старик. Перед лицом смерти он предается воспоминаниям. В его сознании проносятся картины счастливой любви и страсти, сцены ссор и жестокая расправа с возлюбленной, нарушившей клятву. Так что все, что происходит на сцене в этом спектакле — плод воображения Хозе, фантомы его памяти.

Оценивать эксперимент — занятие неблагодарное. Его можно принимать — и  просто получать удовольствие. А если не принимать, то всегда можно найти, к чему придраться. Судя по реакции публики, «Кармен» Диденко большинство приняли. И впрямь, получилось завораживающее действо с великолепными оперными партиями и изысканными балетными номерами. В спектакле-эксперименте масса экспериментов как таковых. Так, роль Хозе исполняют одновременно артист театра и кино Александр Балуев, танцор Эдуард Ахметшин и тенор, солист Новой оперы и Мариинского театра, Хачатур Бадалян. Тексты для Александра Балуева не позаимствованы из первоисточника — там их просто по определению не могло быть — а написаны поэтом Михаилом Чевега. Для драматического артиста участие в такой постановке, по его словам, тоже стало экспериментом. Еще один эксперимент — музыка в исполнении ансамбля Questa Musica под управлением дирижера Большого театра Филиппа Чижевского, и необычные музыкальные инструменты, которыми солисты ансамбля владеют безупречно.

«Это в первую очередь музыкальный̆ спектакль с некоторыми элементами драмы, — поясняет Максим Диденко. — Все участники действа — и танцоры, и певцы — в меру своих умений присоединяются к этой музыке и высекают из нее искры. А музыкальные инструменты в нашей постановке самое примечательное. У нас есть ансамбль древних аутентичных инструментов, в основном арабских: например, сантур — средневековый арабский струнный ударный инструмент, лютня, древние флейты. Композитор Алексей Сюмак переоркестровал музыку Жоржа Бизе и сочинил для нашей „Кармен“ собственные произведения. Всё это объединилось в некую музыкальную вязь — я называю это так».

Кармен на сцене воплотили прима-балерина Большого театра Екатерина Шипулина (в составе с примой театра Станиславского и Немировича-Данченко Ксенией Шевцовой) и оперная дива Карина Хэрунц. В амплуа тореадора Эскамильо со знаменитой партией тореадора из оперы Бизе — солист Большого театра и миланского театра Ла Скала баритон Василий Ладюк. Костюмами и декорациями занималась Айдан Салахова, всемирно известная художница, чьи работы хранятся в собраниях Третьяковской галереи, Московского музея современного искусства и многих других музеев мира. Она придумала для героев спектакля необычные убежища-коконы, откуда они появляются в нужный момент и куда отправляются, когда их партия закончилась. Эти коконы свободно передвигаются по сцене, и каждый соответствует амплуа своего героя. А режиссером по пластике в «Кармен» выступит лауреат «Золотой маски» Владимир Варнава.

Читайте также

Свекровь или теща? Рецензия на фильм «Малефисента. Владычица тьмы» Кино
18 октября 2019
Свекровь или теща? Рецензия на фильм «Малефисента. Владычица тьмы»

Вторая часть истории про злобную фею, ставшую благодаря родительской любви милым ангелом, уступила оригиналу по всем параметрам.

Основано на «реальном дерьме»: Рецензия на фильм «Прачечная» Стивена Содерберга Кино
18 октября 2019
Основано на «реальном дерьме»: Рецензия на фильм «Прачечная» Стивена Содерберга

Netflix выпустил сатиру про «Панамский архив» с Мэрил Стрип, Антонио Бандерасом, Гари Олдманом и Шэрон Стоун.

Безумно грустные азиаты: Рецензия на фильм «Прощание» Кино
17 октября 2019
Безумно грустные азиаты: Рецензия на фильм «Прощание»

«КиноРепортер» о драмеди, которая стала одним из главных инди-хитов нынешнего года.

Звезда умерла: Рецензия на фильм «Джуди» с Рене Зеллвегер Кино
16 октября 2019
Звезда умерла: Рецензия на фильм «Джуди» с Рене Зеллвегер

На экраны вышел байопик о последних месяцах жизни иконы Голливуда.