«Кармен» в постановке Максима Диденко | КиноРепортер
КиноРепортер > Рецензии > Театр > «Кармен» в постановке Максима Диденко

«Кармен» в постановке Максима Диденко

31 мая 2019 / Эвелина Гурецкая
«Кармен» в постановке Максима Диденко

Фестиваль «Черешневый лес» открыл свою театральную программу в Концертном зале «Зарядье» экстравагантной постановкой истории о любви и смерти на все времена.

Новелла Проспера Мериме «Кармен», написанная в 1845 году, была представлена, кажется, в всех жанрах: опера, балет, множество постановок в драматических театрах. По мотивам «Кармен» в 2003 году вышли сразу два фильма. Один — совместного производства Италии, Великобритании, Испании, другой — российский, режиссера Александра Хвана. Но совместить сразу несколько жанров в одной постановке еще никто не решался. Спектакль «Кармен», постановка которого состоялась в рамках фестиваля «Черешневый лес» — это чистый эксперимент: и драма, и опера и балет одновременно. И целое соцветие звездных имен, среди которых несколько лауреатов премии имени Олега Янковского «Творческое открытие», которую «Черешневый лес» ежегодно вручает молодым талантам.

Сценическую композицию по мотивам новеллы Проспера Мериме и музыки Жоржа Бизе известному в театральных кругах экспериментатору Максиму Диденко предложил воплотить на сцене художник и театральный продюсер Павел Каплевич, которого называют основателем направления «полиформ». «Слово „полиформа“ недавно изобрел я, — признается Павел Каплевич. — . Это то, что можно слышать, видеть, ощущать. У нас „Кармен“ драма-опера-балет. А еще живопись и скульптура — такая вот сложная постановка». И в этом ничего удивительного нет. Ведь и саму новеллу создатели спектакля переиначили по-своему.

Хозе, совершивший убийство юной свободолюбивой Кармен, уже старик. Перед лицом смерти он предается воспоминаниям. В его сознании проносятся картины счастливой любви и страсти, сцены ссор и жестокая расправа с возлюбленной, нарушившей клятву. Так что все, что происходит на сцене в этом спектакле — плод воображения Хозе, фантомы его памяти.

Оценивать эксперимент — занятие неблагодарное. Его можно принимать — и  просто получать удовольствие. А если не принимать, то всегда можно найти, к чему придраться. Судя по реакции публики, «Кармен» Диденко большинство приняли. И впрямь, получилось завораживающее действо с великолепными оперными партиями и изысканными балетными номерами. В спектакле-эксперименте масса экспериментов как таковых. Так, роль Хозе исполняют одновременно артист театра и кино Александр Балуев, танцор Эдуард Ахметшин и тенор, солист Новой оперы и Мариинского театра, Хачатур Бадалян. Тексты для Александра Балуева не позаимствованы из первоисточника — там их просто по определению не могло быть — а написаны поэтом Михаилом Чевега. Для драматического артиста участие в такой постановке, по его словам, тоже стало экспериментом. Еще один эксперимент — музыка в исполнении ансамбля Questa Musica под управлением дирижера Большого театра Филиппа Чижевского, и необычные музыкальные инструменты, которыми солисты ансамбля владеют безупречно.

«Это в первую очередь музыкальный̆ спектакль с некоторыми элементами драмы, — поясняет Максим Диденко. — Все участники действа — и танцоры, и певцы — в меру своих умений присоединяются к этой музыке и высекают из нее искры. А музыкальные инструменты в нашей постановке самое примечательное. У нас есть ансамбль древних аутентичных инструментов, в основном арабских: например, сантур — средневековый арабский струнный ударный инструмент, лютня, древние флейты. Композитор Алексей Сюмак переоркестровал музыку Жоржа Бизе и сочинил для нашей „Кармен“ собственные произведения. Всё это объединилось в некую музыкальную вязь — я называю это так».

Кармен на сцене воплотили прима-балерина Большого театра Екатерина Шипулина (в составе с примой театра Станиславского и Немировича-Данченко Ксенией Шевцовой) и оперная дива Карина Хэрунц. В амплуа тореадора Эскамильо со знаменитой партией тореадора из оперы Бизе — солист Большого театра и миланского театра Ла Скала баритон Василий Ладюк. Костюмами и декорациями занималась Айдан Салахова, всемирно известная художница, чьи работы хранятся в собраниях Третьяковской галереи, Московского музея современного искусства и многих других музеев мира. Она придумала для героев спектакля необычные убежища-коконы, откуда они появляются в нужный момент и куда отправляются, когда их партия закончилась. Эти коконы свободно передвигаются по сцене, и каждый соответствует амплуа своего героя. А режиссером по пластике в «Кармен» выступит лауреат «Золотой маски» Владимир Варнава.

Читайте также

Добро пожаловать в обычный мир: Рецензия на фильм «Мертвые не умирают» Кино
10 июля 2019

Добро пожаловать в обычный мир: Рецензия на фильм «Мертвые не умирают»

Вслед за вампирами Джим Джармуш взялся за зомби — еще одну извечную тему в массовой культуре.

Soviet да любовь: Рецензия на третий сезон сериала «Очень странные дела» Рецензии
8 июля 2019

Soviet да любовь: Рецензия на третий сезон сериала «Очень странные дела»

«КиноРепортер» — о плохих русских и подростковых влюбленностях в продолжении культового сериала.

Дерзость и молодость: Рецензия на фильм «Человек-паук: Вдали от дома» Кино
4 июля 2019

Дерзость и молодость: Рецензия на фильм «Человек-паук: Вдали от дома»

Обманутые ожидания как главный двигатель сюжета.

Мутация современной культуры: Рецензия на фильм «Двойная жизнь» Кино
3 июля 2019

Мутация современной культуры: Рецензия на фильм «Двойная жизнь»

Мелодрама о тщете всего человеческого в бездушном мире цифровой реальности.