Мечту поставить «Капитанскую дочку» Сергей Безруков вынашивал давно: несколько лет назад на фестивале «Фабрика Станиславского» даже выпустил авторский эскиз. Он был размашистым – со взрывами, каскадерами, конниками. Но со временем постановщик свой подход переосмыслил, и на сцене Губернского театра появилась другая инсценировка знаменитого романа. При этом изначального размаха она не потеряла, а вот глубину приобрела.
Безруков говорит, что отталкивался от главы «Суд», где Петр Гринев (Олег Савостюк) предстает перед следствием и не называет имени своей возлюбленной Маши Мироновой (Александра Лукьянова), чтобы оградить ее от очной ставки с преступниками. «Вспоминая события, все как бы погружаются в них и погружают зрителя – без крови, без внешнего ужаса», – объясняет режиссер.
Происходящее действительно напоминает следственный эксперимент. Вот на сцене появляется писарь с лучиной и зажигает расставленные на канцелярских столах свечи. Аромат горящего воска смешивается с запахом древесины – приподнятая сцена почти полностью ей обита. В темноте проступают силуэты пленных. Слышатся песнопения на башкирском, дребезжат кандалы. Когда одного из мятежников пинком поднимают и окатывают водой, тот задыхается от холода и неожиданности. Брызги долетают до первых рядов.
Так же стремительно, без предупреждения прошлое будет вторгаться в настоящее. Юный офицер держит ответ перед следствием, и все, кого он называет, материализуются в пространстве – к удивлению и недовольству генерала Маврина (Сергей Вершинин), ведущего допрос. Вот сентиментальный старик Савельич (Юрий Колганов), готовый без раздумий сложить голову за молодого барина, а вот разъяренный отец (Григорий Фирсов), отрядивший наследника простым солдатом в далекую Белогорскую крепость. Ее-то и осадил Емельян Пугачев (Дмитрий Карташов) вместе со своим казачьим войском.
Дело принимает крутой оборот, и всех зрителей разом берут в понятые. Некоторым раздают меховые шапки – в отряде были башкиры, надо бы соответствовать. Казаки, гремя цепями, спускаются в зал, стражники выкатывают пушку и дают оглушительный залп. В нескольких метрах уже мастерят самодельную виселицу, откуда-то достают искусственную кровь. Страха действительно нет, только интерес к живейшему представлению: герои постоянно существуют на сцене, перебрасываясь взглядами, сжимая кулаки, дрожа от стыда. Ужаса прибавится во втором акте.
Начинается он с рождественских гуляний, во время которых Маша Миронова ищет встречи с императрицей. Пугачев в тюрьме, волнения улеглись, но посреди колядующих все так же неустанно бродит смерть. Картинка станет еще более сюрреалистичной, когда по царскому повелению все бросятся восстанавливать события заново: генерал со смешной маской под мышкой, встревоженные придворные, растерянные скоморохи. Капитанская дочка начнет говорить, и плохо станет Гриневу. Затем – всем остальным.
События того дня Маша переживает по-настоящему – ее горе бьет наотмашь, рикошетом расходясь по собравшимся. Она рыдает у тела казненного отца и при виде матери кричит так пронзительно, что хочется зажать уши. И непросто поверить, что для студентки Александры Лукьяновой это дебют. Не меньшая ответственность и на Олеге Савостюке: первый акт он завершает со связанными руками и петлей на шее. Во взгляде – неверие в такую жестокую судьбу, но ее безусловное принятие.
Шокирующий опыт, особенно для 22 лет. Ему, впрочем, вполне можно дать и 16 – особенно когда он крутит в руках игрушечных солдатиков. При этом актерам обстоятельства явно играют на руку: сложно сказать, кто больше напуган таким неотрывным вниманием со стороны, – они сами или их герои. И возможность перевести дух, спрятать лицо в ладонях, выглядит не юношеской блажью, а жизненной необходимостью.
Пугачев, как и у Пушкина, воспринимается как второстепенная, одновременно мистическая и очень реальная фигура. Почти что злой рок, и даже закованный в кандалы властвует над всем. Присутствие атамана кажется страшным сном, более всего – когда он появляется в алом кафтане, накинутом на плечи, и только звук цепей, опутывающих его руки и ноги, возвращает всех к реальности. Он спокоен, даже вальяжен, но способен враз перемениться. Чем сменится бокал с вином в его руках – крестом или мечом – предугадать невозможно.
Бешеная энергетика заставляет вспомнить знаменитую картину Ильи Репина, запечатлевшего Ивана Грозного в момент страшного откровения. И отсылка, похоже, сознательная: та же кровь на руках, тот же непреднамеренный, вышедший из-под контроля акт насилия. И если в Петре Гриневе верность и честь не вступают друг с другом в противоречие, в Пугачеве невероятным образом сплетаются жестокость и милосердие. И конечно, неуемная казацкая удаль. Она же позволяет мятежникам бесстрашно сплясать в последний раз – перед лицом самой смерти.
В итоге Сергею Безрукову и его команде удалось невероятное. Во-первых, сохранить авторский текст в малейших деталях. Во-вторых, правильно донести заложенные два столетия назад смыслы – о верности Отечеству, цене предательства, значимости прощения – по-христиански всеобъемлющего. В-третьих, оживить происходящее так, чтобы даже самые юные зрители смогли прочувствовать всю тяжесть событий. В том числе благодаря актерам, которые должны параллельно существовать в двух временных плоскостях и испытывать физический дискомфорт, – на коленях здесь оказываются очень часто.
И тем ценнее, что дело государственной важности на сцене Губернского театра превращается в захватывающее приключение, которое проживается на одном дыхании. Независимо от возраста: для школьников это уникальный способ познакомиться с классикой, а для взрослых – шанс прочувствовать ее заново, всем своим существом.
13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…
Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…
В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…
В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…
20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…
Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…