Этой весной вышел сериал «Медленные лошади» с Гари Олдманом в роли шпиона старой закалки. Его Джексон Лэмб пережил множество передряг, своими глазами видел, как пала Берлинская стена, побывал в застенках Штази, а теперь присматривает за списанными агентами из МИ5 в подразделении «Слау-Хаус», знаменующем закат карьеры сотрудников – как правило, ранний и совершенно точно бесславный.
В их числе оказывается Ривер Картрайт (Джек Лоуден), проваливший важное тренировочное задание. Если бы не высокопоставленный дедушка, его бы вышвырнули на улицу с волчьим билетом, а пока что герой вынужден вымаливать прощение начальства, копаясь в чужом мусоре. Бессмысленное на первый взгляд занятие выводит Ривера на след параноидального правого журналиста Роберта Хобдена (Пол Хилтон), который в последние годы растерял влияние, но не профессиональную хватку, а потому подозревает, что грядет что-то серьезно нехорошее. Догадки подтверждаются, когда в Лондоне похищают Хасана Ахмеда (Антонио Аакил) – британца пакистанского происхождения с очень непростым дядей.
Беднягу обещают публично казнить, а ответственность на себя берет радикальная группировка «Сыны Альбиона». Общество шокировано, СМИ предвкушают кровавую развязку, спецслужбы подняты на уши, но отследить националистов ни у кого не получается. Кроме того, в МИ5 разгорается борьба за власть, сопряженная с попытками подставить ближнего своего, что не способствует быстрой и счастливой развязке, обеспечив погони, допросы с пристрастием, стрельбу и случайные жертвы.
– Зачем тебе пистолет?
– Затем, что вся операция – дерьмо!
«Медленные лошади» даже начинаются как крупнобюджетный боевик – со сцены задержания террориста в аэропорту. Затем градус напряжения резко падает, обдавая и героев, и зрителей холодной волной рутины. А потом вновь начинает ползти вверх – и уже не останавливается до самого финала. В кадре – подставы, сразу несколько «кротов», витиеватая ругань, встречи в пустынных подворотнях, лихорадочное создание фейков, попытки договориться, откровенный шантаж и большая тайна, которая маячит за углом. О ее содержании можно догадаться, но вот обстоятельства куда важнее.
Наблюдать интересно в первую очередь за матерыми агентами – самим Джексоном Лэмбом, словно вышедшем из очередного романа Ле Карре (кстати, 10 лет актер играл икону шпионского мира Джорджа Смайли), и его основной противницей Дайной Тернер (Кристин Скотт Томас). Эти двое торгуются, спорят и играют в покер, где ставка – человеческая жизнь. Поскольку Лэмба втягивают в происходящее буквально против его воли, ситуация повергает его в ужас – Джексон умеет видеть дальше своего носа и прекрасно знает, что попытка человека поставить себя выше правил приводит к катастрофе. Хороши и Джонатан Прайс в роли деда Ривера Картрайта, и Саския Ривз, которая играет секретаря Кэтрин Стэндиш.
На фоне старой гвардии молодые агенты выглядят порой как слепые котята. Однако ситуации, в которых они оказываются, заставляют их действовать быстро, полагаясь на навыки и личные убеждения, что создает отличный внутренний конфликт и не лишает происходящее нужной динамики. Да и зарождение командного духа отлично показывают. Кроме того, сюжет лихорадочно переключается между тремя группировками – сотрудниками «Ридженс-Парка», «слау-хаусцами» и «Сынами Альбиона», не давая зрителю расслабиться или заскучать.
Шесть серий зрителя держит в напряжении шпионская линия, а развлекает английский юмор. Больше всех отжигает, конечно, Лэмб. В ипостаси токсичного начальника, который мастерски использует все доступные ему рычаги давления и где-то глубоко внутри все-таки переживает о своих подопечных, он абсолютно органичен. Слушать его лучше в оригинале, чтобы прочувствовать издевательские интонации, щедро сдобренные руганью, и уловить нюансы, которые сложно перевести на другой язык без потери смысла. А еще чтобы послушать, как Джексон подпевает культовой I’m Gonna Be (500 Miles) от The Proclaimers, – вот умеет же человек эффектно появиться.
Другие, впрочем, тоже не отстают. Бонусом – колкие перепалки между коллегами, высмеивание традиционной английской надменности и некомпетентности спецслужб (головной офис МИ5 выглядит как иллюстрация сразу к двум расхожим выражениям – про банку с пауками и левую руку, которая не знает, что делает правая). Да даже шутки про мусульман – Хасан Ахмед как раз придумывает сценарии для таких стендапов.
Глобализм и мультикультурализм тоже затрагивают – но аккуратно, темы-то для островитян на самом деле болезненные. Поэтому в память больше западает вывеска китайского ресторана «Новая империя», куда заходит поесть Лэмб, а не внутрипарламентские перипетии. Большая политика в целом остается за кадром – понятно и то, чьими руками все делается, и то, что нутро у многих игроков давно прогнило. Но пару важных струн «Медленные лошади» затрагивают, да и интригу нагнетают мастерски. Так что последующие сезоны (а сериал продлили сразу до четвертого), скорее всего, тоже станут качественным развлечением, не лишенным смысла.
Группа подростков решает отметить выпускной на всю катушку – они арендуют роскошный коттедж, устраивают ужин при свечах и распивают элитный…
13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – спектакль «На дне» по одноименной пьесе…
Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…
В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…
В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…
20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…