Сериалы

Каким получился первый эпизод антологии «Голос перемен»

Антология BBC и Стива МакКуина («12 лет рабства», «Вдовы») состоит из 5 частей, связанных друг с другом только тем, что описываемые в них события разворачиваются в Лондоне в среде темнокожих иммигрантов из Вест-Индии и их потомков с конца 1960-х до 1980-х. Пять полнометражных эпизодов, в той или иной степени основанных на реальных событиях, составляют колоритную панораму жизни лондонского карибского комьюнити — жизни сложной, пестрой и, несмотря на трудности и невзгоды, красивой.

Для МакКуина это не просто жанровый коктейль (с ингредиентами в диапазоне от антирасистской судебной драмы до эксперимента в духе «Экстаза» Гаспара Ноэ), но и opus magnum, и своего рода личное дело — попытка составить пестрый коллаж из воспоминаний детства, баек старожилов и документированных фактов. Необычный формат, который до сих пор использовали главным образом хоррормейкеры, оказался идеальным и в случае с историко-драматической зарисовкой.

Любопытно, что оригинальное название мини-сериала Small Axe переводится как «маленький топорик» и заимствовано из ямайской поговорки, которая цитируется и в одноименной песне  Боба Марли:  So if you are the big tree / We are the small axe / Ready to cut you down («Если вы — большое дерево, / То мы — маленький топорик, / Готовый его срубить»).

«Мангроув» – место силы

К концу 1990-х район Ноттинг-Хилл стал настолько респектабельным, что «дослужился» до места действия голливудского ромкома с Джулией Робертс и Хью Грантом. Однако в 1960-е здесь все было по-другому:  после Второй мировой это место облюбовали темнокожие выходцы с островов Карибского бассейна, и власти, как и некоторые белые лондонцы с консервативными взглядами, были от этого не в восторге. Столкновения на расовой почве стали обычным делом, и полиция в этих конфликтах вставала на сторону белых. Особенно усердствовал по части притеснения иммигрантов констебль Пулли (Сэм Спруэлл). И когда Фрэнк Кричлоу (Шон Паркес), человек импульсивный, но мирный, открыл в Ноттинг-Хилле ресторан «Мангроув», Пулли был тут как тут. Для себя полицейский мгновенно определил заведение как притон, в котором царят наркомания и разврат, и этого дикого домысла оказалось достаточно, чтобы с завидной регулярностью терзать Кричлоу и его работников всевозможными проверками (их результатом стало, например, неправомерное лишение «Мангроува» лицензии на реализацию алкогольных напитков) и обысками. Рейды Пулли больше напоминали погромы, чем стандартные полицейские операции, и в определенный момент этот беспредел переполнил чашу терпения Кричлоу.

Но из себя вывели не только ресторатора, далекого от политических баталий («Я просто открыл ресторан острой кухни!», — в сердцах восклицает Фрэнк), но и завсегдатаев «Мангроува» — борцов за права цветного населения. Среди последних оказались, например, представительница «Черных пантер» Алтея Джонс (Летишиа Райт) и активист Даркус Хоу (Малачи Кирби). Протест перерос в демонстрацию и беспорядки районного масштаба. Девятерых зачинщиков (включая Кричлоу, Джонс и Хоу) привлекли к суду, результатом которого стало оправдание подсудимых присяжными — несмотря на грязную игру стороны обвинения. Правда, преследования не прекратились и после благоприятного для иммигрантов вердикта, но это МакКуин оставляет за кадром.

В кадре же почти всю первую половину фильма (на самом деле язык не поворачивается назвать двухчасовую картину эпизодом мини-сериала) оккупирует кухонный реализм в духе Кена Лоуча и Майка Ли. Спустя час убаюкивающего, но познавательного повествования, режиссер резко переключает жанровые регистры, и «Мангроув» становится судебным триллером, невольно напрашивающимся на сравнение с  вышедшим чуть раньше «Судом над чикагской семеркой». В отличие от американской ленты, под завязку упакованной искрометными отточенными диалогами (Аарон Соркин, как всегда, держит марку) и бойко смонтированной, «Мангроув» — трогательно-старомодное сочетание лирики и пафоса: МакКуин здесь играет скорее на территории громогласной судебно-тюремной драмы «Во имя отца». Так же, как и в знаменитой картине Джима Шеридана, в «Мангроуве» есть только хорошие и плохие: МакКуин не боится демонизировать власти и полицию в лице инфернального констебля Пулли, потому что, в сущности, творит из баек и отредактированных воспоминаний подобие мифа, а мифология редко предполагает полутона.

И, конечно же, в МакКуине время от времени просыпается художник-провокатор, всегда умеющий неожиданно отстраниться от объекта повествования, вдруг остановив взгляд на, казалось бы, незначительных деталях. Так, камера внезапно «залипает» на алюминиевом дуршлаге, упавшем на пол кухни, а в другом эпизоде долго вглядывается в ножки стула. В юные годы МакКуин сетовал на консервативное преподавание в знаменитой школе искусств Тиш: «Там вам бы никогда не разрешили подбросить камеру в воздух», — сказал однажды режиссер. Теперь он творит что заблагорассудится даже в рамках телеформата — в «Мангроуве» МакКуин, разумеется, всегда помнит, на экране какого размера зритель в этот раз увидит его картину (и всю антологию в целом). Но и тут он находит время и место для нестандартных решений — тех самых завитушек авторского почерка, которые сближают такие разные (но рассказывающие более или менее об одном) фильмы,  как душераздирающие «12 лет рабства», «Вдовы» с их запредельным цинизмом и «Мангроув».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

«Королевство»: Окружены, но не сломлены

Группа подростков решает отметить выпускной на всю катушку – они арендуют роскошный коттедж, устраивают ужин при свечах и распивают элитный…

38 минут назад

В «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится премьера спектакля «На дне»

13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…

15 часов назад

«УничтоЖанна»: Супергероика категории Ы

Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…

17 часов назад

В Театре Мимики и Жеста премьера – инклюзивный спектакль «Итак, мы начинаем!»

В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…

18 часов назад

Сокровища Урала в новом российском кино. Часть 2

В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…

20 часов назад

Объявлены лауреаты премии «МедиаБренд»

20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…

23 часа назад