Какая-то в державе датской гниль: Рецензия на фильм Брайана Де Пальмы «Домино» | КиноРепортер
КиноРепортер > Рецензии > Кино > Какая-то в державе датской гниль: Рецензия на фильм Брайана Де Пальмы «Домино»

Какая-то в державе датской гниль: Рецензия на фильм Брайана Де Пальмы «Домино»

7 июня 2019 / Дмитрий Молчанов
Какая-то в державе датской гниль: Рецензия на фильм Брайана Де Пальмы «Домино»

Разваливающийся на глазах антитеррористический триллер, снятый ветераном жанра в Дании.

Июнь 2020 года, Копенгаген. Местный полицейский Кристиан (Николай Костер-Вальдау) преследует преступника по имени Эзра (Эрик Эбони), тяжело ранившего его напарника Ларса (Сёрен Маллинг), но в самый последний момент добычу уводят у него из-под носа люди, похожие на агентов спецслужб. Выясняется, что Эзра позарез нужен ЦРУ — с его помощью агент Джо Мартин (Гай Пирс) рассчитывает выйти на одного из главарей ИГИЛ, готовящего теракт. Вскоре к преследованию Эзры подключается Алекс (Кэрис Ван Хоутен), коллега и старая знакомая Кристиана и Ларса, у которой в этом деле есть личный мотив.

Де Пальма, как и Вуди Аллен, в этом веке открыл для себя живописные европейские локации. Результаты работы знаменитого американца в Старом Свете были разными: лихая «Роковая женщина» для многих стала guilty pleasure, а то и вовсе культовым кино; стилизованная сверх всякой меры «Страсть» (ремейк снятого двумя годами раньше «Преступления из-за любви» Алена Корно) мало кому понравилась, но все же попала в конкурс Венеции. Словом, до планки лучших американских работ Де Пальмы его командировки в Европу не дотягивали, но до откровенных провалов дело не доходило, пока не появилось «Домино» — типичный «потбойлер» в VOD-формате с позаимствованными из одного популярного сериала артистами.

Сам Де Пальма неоднократно заявлял в прошлогодних интервью, что с «Домино» все плохо: «Это был мой первый опыт работы в Дании и, скорее всего, последний». По словам режиссера, большая часть съемочной группы получила оплату с огромной задержкой, производство то и дело откладывалось (помимо Дании, кино снимали в Голландии, Бельгии, Испании и Италии), а когда фильм был закончен и готов к выходу на экраны, Де Пальма не имел ни малейшего представления о его прокатной судьбе. Больше того, некоторые источники утверждают, что Де Пальма практически не принимал участия в окончательном монтаже. В итоге в США фильм отправился прямиком в VOD-сегмент, а в Европе вышел в кинопрокат лишь в нескольких странах.

Из истории, придуманной норвежцем Петтером Скавланом (сценаристом байопика «Кон-Тики», военного триллера «12-й человек» и трех концертов в честь лауреатов Нобелевской премии мира), Де Пальма кое-как скроил полуторачасовое кино, в котором пересечения сюжетных линий представляются надуманными, ключевые эпизоды — притянутыми за уши, а герои — недораскрученными.

В результате «Домино» больше похоже не на антитеррористический актуальный евротриллер (как, вероятно, и задумывалось), а на странный травелог, который, соригинальничав, решили приправить острым сюжетом. Протолкнув действие, будто в полузакрытую дверь, в ближайшее будущее (всего-то на пару лет вперед), Скавлан с Де Пальмой отчего-то не учитывают даже уже существующих реалий — например, мер безопасности, которые после терактов последних лет приняты в полиции европейских стран. Складывается впечатление, что действие «Домино» разворачивается как минимум в начале нулевых — когда полиция Европы еще не поставлена на уши, вмешательство американцев в антитеррористические дела воспринимается враждебно, а секьюрити на массовых мероприятиях (вроде красной дорожки на международном кинофестивале или корриды) считает ворон, как в старом добром прошлом веке.

Но проколы по части достоверности происходящего и режиссерско-монтажный сумбур — еще полбеды: похоже, «Домино» не принял всерьез ни один из снимавшихся в нем актеров. Это касается и обеих звезд «Игры престолов», и, в особенности, Гая Пирса, который, судя по потерянному виду, так и не понял, что он вообще тут делает.

После прохладного приема «Страсти» Де Пальма пытается вернуться в колею уже обкатанными методами — оттачивая форму (содержание фильма его, кажется, вообще не интересует). В паре моментов это даже получается: порой «Домино» похож на характерную для Де Пальмы стилизацию под джалло, а в самом начале картины ветеран не без изящества цитирует «Головокружение» Хичкока. К сожалению, все портит самоцитирование, пиком которого становится пафосная кульминационная сцена на корриде под болеро в саундтреке Пино Донаджо — с невыносимым, изматывающим рапидом и дикими, как в финале «Кэрри», ракурсами. Без самоиронии это выглядит как нелепый сеанс аутотренинга, цель которого — убедить себя самого, что есть еще порох в пороховницах.

Это эпизод с терактом на красной дорожке, в котором используется полиэкран (одним из излюбленных приемов Де Пальмы еще со времен «Кэрри») — бинокулярное представление кровавого события формируется изображениями с камер двух смартфонов.

  • «Интернэшнл» — еще один триллер из серии «галопом по европам», снятый немцем Томом Тыквером;
  • «Роковая женщина» — яркий пример позднего (причем европейского) Де Пальмы с парой роскошных эпизодов, которые хочется пересматривать бесконечно;
  • «Бритва» — классический эпатажный триллер Де Пальмы, визуальное решение которого проскальзывает в видеоряде «Домино».

«Домино» уже в прокате. 

Читайте также

Свекровь или теща? Рецензия на фильм «Малефисента. Владычица тьмы» Кино
18 октября 2019
Свекровь или теща? Рецензия на фильм «Малефисента. Владычица тьмы»

Вторая часть истории про злобную фею, ставшую благодаря родительской любви милым ангелом, уступила оригиналу по всем параметрам.

Основано на «реальном дерьме»: Рецензия на фильм «Прачечная» Стивена Содерберга Кино
18 октября 2019
Основано на «реальном дерьме»: Рецензия на фильм «Прачечная» Стивена Содерберга

Netflix выпустил сатиру про «Панамский архив» с Мэрил Стрип, Антонио Бандерасом, Гари Олдманом и Шэрон Стоун.

Безумно грустные азиаты: Рецензия на фильм «Прощание» Кино
17 октября 2019
Безумно грустные азиаты: Рецензия на фильм «Прощание»

«КиноРепортер» о драмеди, которая стала одним из главных инди-хитов нынешнего года.

Звезда умерла: Рецензия на фильм «Джуди» с Рене Зеллвегер Кино
16 октября 2019
Звезда умерла: Рецензия на фильм «Джуди» с Рене Зеллвегер

На экраны вышел байопик о последних месяцах жизни иконы Голливуда.