Гендерная революция в популярном жанре – от «Чужого» и «Терминатора 2» до «Вышки» и «Вызова».
Выжить и спасти других долгое время доверяли киногероям-мужчинам. И вот все чаще сценарии посвящают женской отваге. Только за последний год вышло три фильма о дамах, оказавшихся в жутких условиях, – «На краю», «Вышка», «Одна». А скоро увидит свет и многообещающий «Вызов» про космический подвиг врача в исполнении Юлии Пересильд. Рассказываем, как произошел гендерный сдвиг в жанре.
Фильмы о выживании (survival films) – идеальный зрительский аттракцион. Ставки здесь выше некуда: либо герои преодолеют себя и сделают невозможное, либо погибнут. Помощи со стороны не будет – таков закон жанра.
Вокруг могут быть горы или пустыня, бескрайние снега или тесные стены пещеры, открытый космос или хитроумный лабиринт, но это всегда среда, враждебная человеку. Чтобы выбраться, нужна сила, выносливость, решительность и рассудительность. Такие качества есть не у всех, поэтому по мере развития сюжета кто-то обязательно умирает.
Создатели фильмов в этом жанре долгое время были категоричны: женщины – «слабый пол», о них нужно заботиться, а думать о спасении и что-то предпринимать – дело мужчин. Такой невольный сексизм позволял мужским персонажам выглядеть героически.
Хотя и на заре жанра были свои исключения: например, неунывающая журналистка Конни Портер из хичкоковской «Спасательной шлюпки» 1944 года. Героиня в исполнении Таллулы Бэнкхед продолжала бороться за жизнь в открытом море, даже когда мужчины опускали руки.
В начале славных дел
Одним из первых фильмов о выживании во враждебной среде с главной героиней-женщиной стал «Чужой» (1979) Ридли Скотта. Офицер Рипли, сыгранная Сигурни Уивер, – культовый персонаж, изменивший гендерные установки в жанровом кино.
В первом варианте сценария главный герой был мужчиной, но авторы решили поменять его пол, чтобы максимально противопоставить пришельцу. Мало того, Рипли оказывается единственной, кому удается убить Чужого и спастись.
Фильм получил «Оскара» за лучшие визуальные эффекты, а актриса – номинации на премию Британской киноакадемии и премию «Сатурн». Последующие продолжения – «Чужие» (1986) и «Чужой 3» (1992) – только укрепили статус Рипли в массовой культуре.
После такого успеха количество женских персонажей в жанровом кино стало быстро расти. В 1980-х мир познакомился с Сарой Коннор (Линда Хэмилтон), которая стала иконой после выхода второй части «Терминатора». В 1990-е на экранах появились Никита (Анн Парийо), солдат Джейн (Деми Мур) и Лилу (Милла Йовович).
Но все они были героинями боевиков или фантастики. В картинах о выживании продолжали верховодить мужчины: «Выжить», «На грани», «Изгой», «Вертикальный предел». Все изменилось, когда в 2005 году начинающий британский режиссер Нил Маршалл снял фильм «Спуск».
На глубине с собой
Мужские ансамбли в фильмах о выживании встречались с самого начала. Зритель знал, что скучно не будет: избыток тестостерона и привычка командовать приводят к конфликтам на ровном месте – что уж говорить о смертельной опасности. При этом в решающий момент мужчины готовы сплотиться и дать отпор судьбе.
Взять хотя бы «Полет Феникса» (1965), «Избавление» (1972) или «Выжить» (1992). А вот женских ансамблей в лентах о выживании почти не было. Пока Маршалл не перевернул все с ног на голову и не снял фильм сразу с шестью героинями. Причем это не жертвы обстоятельств, а туристки, которые отправляются исследовать пещеры.
«Спуск» – фильм ужасов, разыгранный по правилам клаустрофобного триллера. Смертоносное зло здесь появляется только в самом конце, а большую часть времени мы следим за путешествием подружек по подземным пещерам в горах Аппалачи. Во главе с Джуно (Натали Джексон Мендоса) и Сарой (Шона МакДональд) они рассчитывали на легкое приключение, но попали в ловушку и оказались заперты под землей. Главный источник страха – замкнутые пространства. Девушки весь фильм проводят в темноте и тесноте. Им приходится ползти там, где мужчины просто не смогли бы пролезть.
Маршалл признается, что при работе над лентой ориентировался на «Избавление» Джона Бурмена. Но если в картине 1972 года герои-мужчины объединялись и давали отпор терроризирующему их отребью из глубинки, то в «Спуске» героини ругаются и бросают друг друга. То, что общество не простило бы мужчинам, позволительно женщинам. Режиссер превращает гендерный стереотип в смелый драматургический ход. Зритель намного больше сопереживает испуганным девушкам.
Уязвимость героинь быстро сменяется ожесточенной борьбой за выживание, когда на них нападают слепые мутанты. Чтобы выбраться на поверхность, девушки не останавливаются ни перед чем – даже если на пути оказываются друзья. И тут зритель понимает, что женщины ни в чем не уступают мужчинам: ни в силе, ни в решимости, ни в жестокости. Очевидная истина, которую до этого стыдливо прятали в жанре ужасов и почти не показывали в массовом кино.
Чтобы задумка сработала, Маршалл пригласил в фильм неизвестных на тот момент артисток. У зрителей не было очевидной фаворитки, а значит, можно было не жалеть героинь и дать больше свободы каждой из них. При бюджете $5 млн картина заработала $57 млн и получила продолжение. После беспощадного «Спуска» героини на экране могли позволить себе все.
Звезды и технологии
Когда в 2008 году Альфонсо Куарон задумывал камерный фильм о преодолении трудностей, это казалось просто очередным шагом в карьере популярного мексиканского режиссера. Но в итоге «Гравитация» стала гигантским скачком для всего жанра survival film. На главную роль Куарон решил взять женщину. Так в ленте появилась оскароносная Сандра Буллок в компании Джорджа Клуни.
По сюжету, большую часть времени доктор Стоун, героиня Буллок, должна была просто болтаться в космосе – не самое заманчивое описание как для продюсеров, так и для зрителей. Но благодаря таланту и изобретательности команды «Гравитация» стала новым словом в технологических аспектах кинопроизводства и получила 7 «Оскаров».
Буллок готовилась к роли полгода, на съемках каждый день надевала скафандр и залезала в лайтбокс, где часто проводила по 10 часов. Прямо как доктор Стоун: одна, без людей, в полной тишине – только голос режиссера в наушниках. Актриса должна была представить себе сцену и сыграть ее хирургически точно. Все дело в свете: одно лишнее движение – и появлялась ненужная тень. В общей сложности съемки заняли 4,5 года. Но оно того стоило: при бюджете около $100 млн фильм заработал почти $750 млн.
Выжившие творят чудеса
В 2010-х жанр survival film переживал расцвет: «127 часов», «Замерзшие», «Санктум», «Выживший», «Отмель», «Капкан». И все чаще главные роли доставались женщинам. В 2021 году в России появился свой достойный представитель жанра с сильной героиней – «Одна» Дмитрия Суворова.
В основе картины – реальная история: в 1981-м над Амурской областью военный самолет столкнулся с гражданским рейсом. Все пассажиры и экипаж погибли, и только студентка Лариса Савицкая уцелела после падения с высоты более 5000 метров. Три дня она выживала в тайге, пока ее не нашли спасатели.
Авторы работали над фильмом 4 года. Сцены с выжившей Савицкой, роль которой исполнила Надежда Калеганова, снимали в сентябре в Пермском крае. Из-за холодной погоды актриса несколько раз болела: по сюжету, в тайге на ней были только платье и плащ. Когда снимали сцену, где героиня находит в заболоченной яме тело возлюбленного (Максим Иванов), актеру пришлось подливать горячую воду в гидрокостюм, скрытый под одеждой, – только так можно было согреться.
Суворову удалось то, о чем и подумать не мог Иньярриту, – показать в кадре настоящего дикого зверя. Чтобы сделать историю напряженнее, создатели добавили линию с тигром, от которого Савицкая спасается в Амурских лесах. Для этого на съемки привезли дрессированную тигрицу Шакиру, которая никогда не была в дикой природе. Зверь почувствовал свободу, но дрессировщица тщательно следила за животным. В итоге сцены с тигром стали одними из самых впечатляющих.
Сегодня главная героиня в фильме о выживании уже никого не удивляет. Только за последний год на экраны вышли «Дикая», «Вышка», «На краю». Женщины давно доказали, что они тоже могут быть сильными, выносливыми, находчивыми и уверенными в себе. Но их секретным оружием стала человечность.
Как заметила в одном из интервью звезда «Спуска» Шона МакДональд, особенность хорроров с женщинами – сочетание уязвимости и силы. То же можно сказать и про картины о выживании. Именно беззащитность, сомнения и страхи делают женщин настоящими героинями, за которыми интересно следить.
Комментарии