11 августа на экраны вышел триллер «Вышка» о двух подругах, которые залезли на радиомачту в погоне за острыми ощущениями, а слезть, вот незадача, так и не смогли. Подобные сюжеты – выживание в диких условиях, в ограниченном пространстве, с минимальными шансами на успех – кинематографисты обожают испокон веков.
Они дают артистам бесценную возможность блеснуть драматическими навыками, а режиссерам бросают интригующий вызов: как создать захватывающую историю, когда в кадре вроде бы ничего не происходит, да и персонажи торчат на одном месте почти без движения? Несколько таких фильмов мы и рекомендуем к просмотру – сами убедитесь, что суетливые блокбастеры Marvel и в подметки им не годятся!
Альфред Хичкок был известным любителем герметичных триллеров – будь то «Веревка», «Окно во двор» или «В случае убийства набирайте М». А их почтенным дедушкой можно назвать драму «Спасательная шлюпка» по рассказу Джона Стейнбека, все действие которой разворачивается, собственно, в шлюпке. Бушует Вторая Мировая. Немецкая подлодка топит корабль с гражданами Великобритании и США, и те вынуждены ютиться на утлой лодчонке. Практически без еды и воды, но с немецким матросом, чью судьбу остальным еще предстоит решить.
История о причудливых переплетениях человеческих отношений здесь завернута в оболочку каноничного триллера о выживании. Герои страдают от голода и жажды, кого-то терзают галлюцинации, а одному из раненых приходится даже ампутировать ногу. Картина вышла неожиданной и непредсказуемой – ни тебе звездных актеров, ни музыкального сопровождения. Лишь тяжелое дыхание, напряженные мускулы, горящие глаза и вкрадчивый шепот волн, совершенно не приносящий спокойствия и гармонии.
Фильм в свое время вызвал резонанс из-за стереотипного изображения персонажа-афроамериканца и недостаточного, по мнению зрителей, осуждения немца. Поэтому студия 20thCentury Fox выпустила «Спасательную шлюпку» в прокат ограниченным количеством копий и обрекла на кассовое фиаско. Лента номинировалась на «Оскара» в трех категориях и во всех трех проиграла, но благодарные потомки по достоинству оценили этот шедевр, обиженный современниками. В том числе – за хитро спрятанное камео режиссера: его портрет мелькает в газете, которую листает один из выживших.
Если вы полагаете, что лишь игровые триллеры о выживании способны вдоль и поперек перепахать душу, спешим развеять это заблуждение. Мощная докудрама Кевина Макдональда «Касаясь пустоты» может запросто потягаться с любой из чисто художественных картин. В 1985 году британцы Саймон Йейтс и Джо Симпсон покорили вершину Сиула-Гранде в Перуанских Андах, а на обратном пути Симпсон сломал ногу и сорвался со склона. Йейтс счел его погибшим, однако Симпсон, упавший в трещину в леднике, буквально выгрыз право на жизнь. Макдональд реконструировал эти события с помощью актеров, а Симпсона с Йейтсом привлек в качестве комментаторов.
Так появился шикарный морозный survival, от которого даже жарким летом по коже пробегают мурашки. Подобно герою Джеймса Франко из «127 часов», Симпсон застрял в природной ловушке. Но в Юте хотя бы тепло было! Здесь же – изматывающая стужа, бездна в душе и под ногами, опустошающее одиночество и безвыходная, на первый взгляд, ситуация. Но чудесным солнечным днем Джо заново родился, выбравшись-таки из снежной темницы, а затем с грехом пополам дополз до лагеря. Найденный Макдональдом способ изложения материала – совмещение постановочных съемок и закадровых реплик реальных альпинистов – позволил ленте стать не только зрелищной реставрацией трагичного инцидента, но и грандиозным памятником силе человеческого духа.
Абсолютно реальная – и все же невероятная – история альпиниста Арона Ралстона, который в 2003-м попал в каменную ловушку в каньонах Юты. Его руку придавил валун, и мужчина провел 5 дней в бесплодных попытках вырваться из плена. Освободиться он смог лишь после того, как ампутировал себе кисть. А затем ему, истекающему кровью, обессиленному, еле живому, пришлось пройти почти 10 км, прежде чем он встретил туристов из Голландии. Они-то и спасли Ралстона, который за эти дни потерял 18 кг, зато стал международной знаменитостью.
В числе заслуженных бонусов – десятки появлений на всевозможных телешоу, автобиография-бестселлер и, конечно, блестящая лента Дэнни Бойла, где образ Арона воплотил Джеймс Франко. За эту роль он даже претендовал на «Оскар» и «Золотой Глобус», но оба раза триумфатором оказывался Колин Ферт («Король говорит!»). Впрочем, Джеймс здесь все равно восхитителен. Ценой синяков, шрамов, физической боли и психологических терзаний он настолько растворился в своем персонаже, что его мучения явственно ощущаются по ту сторону экрана. И придают лихорадочную взвинченность этому натуралистичному триллеру, напоминающему, что человеческая жизнь является величайшим сокровищем на планете.
Испанскому постановщику Родриго Кортесу удалось нащупать идеальный рецепт герметичного триллера. Райан Рейнольдс полтора часа ворочается в гробу, щелкает зажигалкой и звонит по телефону, пытаясь понять, какие демоны его там замуровали. Отличная завязка, согласитесь! Особенно с учетом того, что в 2010 году на лице Рейнольдса еще не успела прописаться нестираемая хулиганская ухмылка. Диапазон его эмоций предельно широк: любопытство, страх, паранойя, надежда, отчаяние сменяют друг друга в сумасшедшей чехарде, и до последних секунд невозможно догадаться, чем кончится дело.
Отрадно, что авторы до победного хранят верность угрюмому духу произведения, и обманчивый хэппи-энд вдребезги разлетается под натиском реальной (беспощадной!) концовки. При работе над фильмом Родриго Кортес вдохновлялся «Веревкой» Альфреда Хичкока, еще одной прославленной картиной, действие которой происходит в замкнутом пространстве, а Райан Рейнольдс жутко страдал от клаустрофобии и впоследствии признался, что не хотел бы повторить этот опыт в будущем. Для съемок, кстати, сконструировали аж 7 гробов, чтобы снимать Райана с разной крупностью и в разных ракурсах, а для российского проката свой голос ему подарил Петр Федоров.
В свежайшем представителе жанра прелестные девушки Бекки (Грэйс Фултон) и Харпер (Вирджиния Гарднер) застревают на радиовышке. Они взобрались на нее, дабы Бекки избавилась от призраков прошлого: какое-то время назад они с мужем лазали по скалам, и тот сорвался. Но вышка на беду насквозь проржавела, а лестница в небо оказалась расшатанной стремянкой. Вот и отвалилась в самый ответственный момент, вынудив подруг куковать на крошечной площадке на высоте 600 метров от земли. Воды нет, коптер разряжен, солнышко припекает, грифы не дремлют. Еще и галлюцинации подкрадываются. Да и выяснить отношения, когда особенно тяжко становится, никто не запрещал.
От режиссера Скотта Манна, автора неказистого боевичка «Скорость: Автобус 657» с Робертом Де Ниро и Джеффри Дином Морганом, глупо требовать хичкоковского саспенса. Но и совсем уж недооценивать мужчину тоже не следует. Потому как кино он снял вполне толковое, не халтурное и почти не скучное, с артистками обаятельными да твистом симпатичным.
О том, что жизнью нужно наслаждаться здесь и сейчас, не терзая себя трагедиями давно минувших дней. И о родителях, которые, как ни крути, самые близкие люди во Вселенной (отцовскую ношу на широких плечах несет упомянутый Джеффри Дин, чья благородно поседевшая борода в лунном свете прямо-таки перламутром серебрится). Да, экспозиция безбожно затянута, а развязка наступает неожиданно быстро – видимо, деньги закончились – ну и что с того? В получении острых ощущений готовы расписаться, а больше, пожалуй, и желать нечего.
В столице открылся рынок и кинофорум «Российский кинобизнес». Темой первой сессии деловой программы стало репертуарное планирование и закупочная политика в…
Академия кинематографического и театрального искусства Никиты Михалкова объявила об открытии новой приёмной кампании на 2025-2026 учебный год по программам дополнительного…
Ко Дню домового (да, есть и такой праздник!) «КиноРепортер» решил проследить, как трансформировался образ домового с течением времени, на примерах…
Кино часто заставляет тебя почувствовать себя дураком. В хорошем смысле слова. Кинематографисты играют с нарративом самыми разными способами, уменьшая предсказуемость…
Организаторы Международного кинофестиваля научно-популярных и исследовательских фильмов «Мир знаний» подвели итоги в Москве, где киносмотр проходил впервые. Главный приз Гран-При…
Один из героев нашего журнала в ответ на вопрос, почему на третьем году СВО все еще практически нет фильмов о…