Интервью

Как работать с друзьями, играть ва-банк и покорять бокс-офис: Интервью с продюсерами «Содержанок»

Их «Холоп» стал самым кассовым фильмом в истории российского проката, «Отель «Белград» – главным хитом весны, «Непосредственно Каха!» занял первую строчку посткарантинного бокс-офиса среди российских картин, а теперь «Последний богатырь: Корень зла» бьет все рекорды – более 2 млрд рублей кассовых сборов. «КиноРепортер» поговорил с лауреатами «События года – 2020» об оригинальных сериалах на онлайн-платформе START, узнал формулу их успеха и поинтересовался, каким они видят будущее кинопроката.

Только за один год – такой успех! Так в чем же секрет?

Виталий Шляппо: Мы начинали заниматься кино в 2013-м: эта пружина сжималась семь лет — ей давно пора было разжаться.
(Смеется.)

Денис Жалинский: Это последние 1,5–2 года, до этого были и неприбыльные проекты в нашей истории…

Алексей Троцюк: Мы договорились, что в 2026 году все раскроем, – время еще не вышло.

Эдуард Илоян: Осталось пять лет, и все узнают наш секрет. (Смеется.)

Виталий Шляппо: Главный наш секрет в том, что нет рецептов…

Алексей Троцюк: На самом деле самое приятное в этой ситуации, что, как мы рассчитывали, так и выходит. Значит, все делаем правильно.

Эдуард Илоян: Ну давай честно! Иногда мы ошибаемся… И выходит даже лучше.

Алексей Троцюк: Есть внутреннее ощущение: если делать все, что требуется, кино обязано получиться. Никакой магии тут нет.

Эдуард Илоян: За успехом любого проекта стоит огромная командная работа. Не только нашей компании, но и наших партнеров: сопродюсеров, прокатчиков и так далее. Говорят, у победы много отцов. Наверное, так и есть. Но в наших поражениях виноваты только мы сами.

Виталий Шляппо: В 2013-м мы запустили наш первый проект – «Кухня в Париже». И если бы он оказался провальным, может быть, мы бы в кинопроизводство уже больше не полезли. Но все срослось, мы получили большую пилюлю радости и на ней просуществовали последующие семь лет.

Эдуард Илоян: Кстати, на премьере фильма Алексей сказал фразу, которая порвала «Октябрь»: «Мы продюсеры-староверы – снимаем на свои!» (Смеются.) Мы вложили в проект все наши сбережения, влезли в серьезные долги… Если бы тот успех не случился, не было бы не только всех прочих, но и, возможно, компании Yellow, Black and White. Это было как в рулетке – когда поставил все, что у тебя есть, на одно число и выиграл.

Виталий Шляппо: «В 2013-м мы запустили наш первый проект – «Кухня в Париже». И если бы он оказался провальным, может быть, мы бы в кинопроизводство уже больше не полезли. Но все срослось, мы получили большую пилюлю радости».

Вы продолжаете снимать на свои?

Эдуард Илоян: Решение о запуске мы принимаем, опираясь только на собственные возможности. Дальше в процессе производства пробуем оптимизировать затраты: где-то нас поддерживает Фонд кино (за что
ему огромная благодарность!), где-то появляются
соинвесторы… Но базово мы всегда готовы к тому, что это будет полностью самостоятельный проект.

Такая категория, как частные инвесторы, ушла в прошлое?

Эдуард Илоян: У нас их не было никогда, а вообще, по сути, да. И причиной тому – отношение продюсеров, которых уже, слава богу, нет на рынке. Их вымыло по понятным причинам. Они работали с ощущением, что это спонсорские деньги: ему дали бюджет, и он сейчас пойдет и его талантливо… использует. Потом его фильм ничего не собирал, деньги не возвращались, и получалось, что кино – не привлекательный бизнес для инвесторов. Индустрия таких «профессионалов» выплевывала, и дальше они пробовали найти себя в другом месте…

Алексей Троцюк: …если их раньше не находили. (Смеются.)

Денис Жалинский: Важный нюанс – то, как такие инвесторы себя ведут. Мы же не в Голливуде, где дал денег, подписал договор и пошел ждать прибыль. У нас любят почитать сценарий, поутверждать кастинг и монтаж и сказать: а вот здесь, я считаю, надо так сделать…

Алексей Троцюк: Расскажу об одной из самых смешных сцен, которые я когда-либо видел. Если мы соберемся снять комедию про то, как делалось российское кино, то обязательно ее туда вставим. Сидит режиссер, а у него за спиной три инвестора и два автоматчика. И вот актер в кадре садится в машину, закрывает дверь, говорит какую-то шутку водителю… Режиссер: «Стоп! Снято!» Потом поворачивается к инвесторам, и один: «Но я бы дверь порезче закрыл». Режиссер в мегафон: «Так, еще один дубль, только ты дверь резче закрой». Второй инвестор: «Только не сильно резко – это дочки машина». (Смеются.) Я минут двадцать за этим наблюдал – увлекательное было зрелище.

Эдуард Илоян: «Мы живем по мушкетерскому принципу: один за всех и все за одного. Конечно, возникают какие-то шероховатости, но нас объединяют порядочность и прозрачность во всем, что мы делаем»

Прибыль во многом определяется вашей долей. Половина же остается кинотеатрам. Не думали заняться прокатом?

Эдуард Илоян: Лет шесть назад мы задумывались над тем, чтобы создать такую экосистему с небольшой кинотеатральной сетью и всем остальным. Но потом посчитали и пришли к выводу, что это совершенно не выгодно. Лучше сконцентрироваться на том, чтобы создавать бренды, маркетировать их, доносить до аудитории, расширять ее, цеплять к этим брендам новые… Тогда мы и решили: чтобы найти прямой выход на своего зрителя, гораздо эффективнее делать не офлайн-, а онлайн-кинотеатр с собственными оригинальными российскими премьерами. Это был 2014 год, тогда подобных площадок еще не было. В конце 2017 года мы запустили видеосервис START, который по подписке предоставляет зрителям доступ к сериалам и фильмам на родном языке в любой точке мира. За три года мы выпустили десятки оригинальных проектов, среди которых «Лучше, чем люди» (первый российский Netflix Original), самый обсуждаемый сериал 2019 года «Содержанки» (представленный на Amazon Primе) и драма «257 причин, чтобы жить» (ставшая первым проектом из России, получившим приз Canneseries). А еще обладатель нескольких «Золотых орлов» «Текст», сериал «Шторм», получивший премию New York Festivals TV and Film Awards и другие награды, «Отель «Белград», «Непосредственно Каха!» и многие другие. Все это позволило сервису стать самым быстрорастущим в стране, а проектам START – найти своих фанатов далеко за пределами России.

У вас нереальная производительность. Как вы успеваете вести такое количество проектов одновременно?

Эдуард Илоян: Мы не успеваем! У нас гораздо больше идей, чем те, что выходят в свет. Но поскольку нас четверо, какие-то проекты делает кто-то один, какими-то занимаются двое, какими-то – трое или все вместе. За счет этого мы масштабируемся, появляется линейка.

Виталий Шляппо: Мы являемся людьми, которые инициируют процесс. За каждым проектом стоит команда талантливых людей, которая собирается для его производства. Большинство из них уже давно с нами, и это тоже наши друзья и партнеры.

Алексей Троцюк: В этой конструкции каждый может заниматься тем, что ему хочется. Развивать свои сильные стороны. А если ты работаешь с желанием, быстрее поймешь, будет там результат или нет.

Денис Жалинский: «Мы же не в Голливуде, где дал денег, подписал договор и пошел ждать прибыль. У нас любят почитать сценарий, поутверждать кастинг и монтаж и сказать: а вот здесь, я считаю, надо так сделать…»

Не думаю, что вы предвидели, что «Холоп» станет кассовым рекордсменом. Насколько он превзошел ваши ожидания?

Денис Жалинский: Когда мы начинали проект, нашими максимальными ожиданиями были 400 млн. Мы в Фонде кино столько заявляли. Это ведь изначально вообще была спецсерия «Интернов» (сериал, выходивший на ТНТ с 2010 по 2016 год, – КР) с их же кастом. Потом уже, в процессе разработки, все начало расширяться. После того как увидели первый монтаж, поняли, что этот проект может собрать больше – 600–800 млн.

Эдуард Илоян: Потом уже, в процессе совместной работы с участием нашей команды во главе с режиссером Климом Шипенко, все начало расширяться до «самого кассового фильма в истории нашего кино».

Алексей Троцюк: Нам, конечно, самим было интересно, сколько это стоит. Никто же никогда не делал такой фильм. Не было же такого: «Что у вас? «Холоп»? 600 соберет».

Эдуард Илоян: В 2026-м мы разработаем такое приложение, где можно будет ввести все параметры, и оно выдаст тебе, сколько фильм соберет в мировом прокате. (Смеются.)

Что определяет бюджет прежде всего? Бывает же, что идея превосходит возможности и надо умерить свой пыл.

Виталий Шляппо: «Умерь свой пыл» написано на гербе нашей организации. «Умерь свой пыл и сделай дешевле».

Алексей Троцюк: Бюджет диктуется замыслом. Мы не думаем так: надо 600 получить, давай 200 потратим. Если бы все было так просто, индустрия бы процветала. И знай мы заранее, что «Холоп» соберет больше 3 млрд, мы не стали бы тратить больше.

Эдуард Илоян: Он стоил столько, сколько должен был. Мы и так много потратили.

Алексей Троцюк: Конечно, можно было бы добавить инопланетян…

Денис Жалинский: Главное, не говорить это режиссеру. У этих людей свой взгляд на творческий процесс. Всегда можно потратить больше.

Виталий Шляппо: Фильм – как газ: он заполняет весь предоставленный бюджет.

Алексей Троцюк: «Мы не думаем так: надо 600 получить, давай 200 потратим. Если бы все было так просто, индустрия бы процветала. И знай мы заранее, что «Холоп» соберет больше 3 млрд, мы не стали бы тратить больше»

«Так или иначе, вряд ли вы всерьез намеревались заработать на «Тексте» (драма Клима Шипенко при 75 млн рублей бюджета собрала 392 млн и получила четыре «Золотых орла», включая «Лучший фильм», и премию нашего издания «Событие года», – КР).

Алексей Троцюк: Это просто интересная и очень актуальная история.

Эдуард Илоян: Фильм «Текст» запускался прежде всего с прицелом на START. Леша первый прочитал роман «Текст» Дмитрия Глуховского и предложил его экранизировать. Вместе с нашими партнерами и сопродюсерами – компанией «Централ Партнершип» мы добились большой победы в прокате, получили признание и большое количество призов, стали претендентами на «Золотой глобус».

Денис Жалинский: Мы никогда не рассматривали этот фильм как некое политическое высказывание. Это просто хорошее художественное произведение, которое зацепило нас всех одновременно.

Виталий Шляппо: Любое правдивое высказывание автоматически
становится политическим.

Эдуард Илоян: Именно поэтому многие продюсеры предпочитают снимать про прошлое. А мы – про сегодня и про завтра.

Виталий Шляппо: Хотя при желании даже в «Холопе» можно найти мощнейшее политическое высказывание о сути русского народа. А уж что мы имели в виду в «Последнем богатыре»!.. (Смеются.)

Скандал вокруг сцены секса в фильме все равно перекрыл любые разговоры о политике.

Алексей Троцюк: Во-первых, эта сцена есть в книге…

Эдуард Илоян: И она была ключевой для сюжета, ее нельзя было убрать. Именно в этот момент главный герой влюбляется в девушку. Мы не ставили перед собой цель, как сейчас модно говорить, хайпануть и получить какой-то дополнительный маркетинговый эффект.

Алексей Троцюк: Вообще было столько мистики вокруг этого фильма! Только мы о нем заявили – прогремело дело Ивана Голунова (журналисту, известному громкими расследованиями, полиция подкинула наркотики – как и герою книги с удивительно похожим именем Илья Горюнов, – КР). А за 3 дня до премьеры появилась новость, что после 7 лет заключения освобожден человек с аналогичным липовым обвинением.

Виталий Шляппо: А вы знаете, что Клим Шипенко – одноклассник
Голунова?

Эдуард Илоян: Нам всерьез предъявляли, что мы сняли фильм
на актуальную тему…

Виталий Шляппо: …за три дня. (Смеются.)

Каким вы видите будущее кинопроката в контексте скандальной затеи Warner Bros. выпустить «Чудо-женщину: 1984» одновременно в кино и в сети?

Эдуард Илоян: Маркетинговая кампания каждого фильма нацелена на то, чтобы внушить зрителям, что «первое окно» – это событие и кино надо смотреть на большом экране. Вторая «Чудо-женщина» собрала в премьерный уик-энд в 2,5 раза меньше, чем первая. И в принципе, с учетом ковида можно сказать, что это нормальный результат. Но если учесть, что, в отличие от оригинала, сиквел вышел в Рождество, он должен был собирать намного больше, и разница где-то в 4,5–5 раз. И это, конечно, не здорово. В нашей стране, если говорить коротко, такое невозможно. Мы, как основатели платформы START, видим рынок и с той, и с другой стороны. И можем сказать, что модель, предложенная Warner Bros., не будет выгодна ни онлайн-кинотеатрам, ни тем более офлайновым. Это взаимная каннибализация. Хотя я уверен, что многие студии попробуют.

Алексей Троцюк: Для того чтобы собрать бюджет, нужна максимально длинная цепочка: кинотеатральный релиз, платформенный, телевизионный… Чем она длиннее, тем большую
аудиторию мы захватываем и тем больше возможностей
для возврата средств.

Никто из вас практически ни разу не сказал «я» – только «мы». Как вы усмиряете свои амбиции и остаетесь такой сплоченной командой?

Виталий Шляппо: Вопрос сложный, потому что система из четырех человек заведомо нестабильна. Но раз этот пазл уже 12 лет существует, значит, все эти выпуклости друг в дружку попали.

Алексей Троцюк: Вчетвером гораздо легче расти, чем поодиночке.

Эдуард Илоян: Мы живем по мушкетерскому принципу: один за всех и все за одного. У нас нет внутренних конфликтов. Конечно, возникают какие-то шероховатости – это нормально, обычные человеческие отношения, но нас объединяют порядочность и прозрачность во всем, что мы делаем.

Денис Жалинский: Мы ведь познакомились еще в РУДН благодаря КВН, а это совместные поездки, игры и так далее. Так что дружить и общаться мы начали задолго до того, как стали вместе работать. И за эти годы мы научились доверять и слушать друг друга. И даже если тебе чего-то хочется, то, прислушавшись к мнению друга-партнера…

Виталий Шляппо: …уже не хочется. (Смеются.)

Алексей Троцюк: Ну и конечно, пока каждый из нас чувствует, что наши действия приносят результат, система, о которой
говорил Виталий, будет устойчивой. Тем более что и в обратном случае мы всегда сможем договориться.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

В «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится премьера спектакля «На дне»

13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…

7 часов назад

«УничтоЖанна»: Супергероика категории Ы

Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…

9 часов назад

В Театре Мимики и Жеста премьера – инклюзивный спектакль «Итак, мы начинаем!»

В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…

10 часов назад

Сокровища Урала в новом российском кино. Часть 2

В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…

12 часов назад

Объявлены лауреаты премии «МедиаБренд»

20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…

15 часов назад

Назови меня своим именем: Как телевидение завоевывает интернет

Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…

17 часов назад