Трубка, татуировки с якорями, фирменный прищур и одежда моряка. Все вы знаете этого лысого ворчливого мужичка, который одерживает верх над злодеями с помощью банки шпината. На этой неделе исполняется 90 лет со дня выхода первой анимационной работы про Попая. По такому прекрасному поводу «КиноРепортер» рассказывает, как мультипликационному персонажу с гипертрофированными руками удалось влюбить в себя миллионы человек по всему миру.
Моряк Попай появился на свет вскоре после релиза первого мультфильма по Микки Мауса. Дебют его состоялся не на большом экране, а в популярной серии ежедневных комиксов Thimble Theatre, созданной Элзи Крайслером Сигаром в 1919 году. Через 10 лет после выхода первого выпуска художник решил добавить в историю нового персонажа – моряка с трубкой и вытатуированными на руках якорями. Поговаривают, что Попай списан с реального человека: Франка Фигеля по кличке «Рокки», которого Сигар видел еще в детстве в родном городе Честере. Тогда художник не осознавал, что запечатленный им образ в будущем станет одним из самых узнаваемых в мире и сделает его создателя знаменитым.
Автор комиксов не думал, что из Попая выйдет что-то действительно стоящее. Поэтому изначально моряк мелькал на страницах лишь на вторых ролях. Главными героями нарисованных историй была парочка с гастрономическими именами Гарольд Хэмгрэви («говяжья подливка») и Олив Ойл («оливковое масло»). В течение первого года популярность Попая среди читателей неуклонно росла: он все чаще появлялся в свежих выпусках комиксов, и даже протагонистка питала к нему все большую симпатию. В конце концов Олив переключила внимание со своего кавалера на новичка, став его основным любовным интересом.
Через несколько лет Попай перебрался в киноиндустрию. Своим появлением на широком экране моряк обязан легендарному Максу Флейшеру, основателю Fleischer Studios и создателю технологии ротоскопирования. Аниматор, до этого нарисовавшей культовую героиню Бетти Буп, разглядел потенциал в мужичке с трубкой и в 1933 году сделал его ключевым персонажем короткометражки. Интересно, что изначально анимационная лента продвигалась как история про ту самую черно-белую красотку, но по факту оказалась о Попае. А зрители были не против.
В мультфильме, помимо камео Бетти, появилось основное трио из комиксов: сам моряк, его возлюбленная Олив Ойл и архивраг Блуто, такой же моряк-силач, но с бородой и карикатурной гримасой. Герой в итоге побеждает злодея – разумеется, при помощи фирменного шпината, дарующего ему сверхсилу. Однако так было не всегда. В первых выпусках комиксов главной суперспособностью Попая являлась удача, полученная в результате взаимодействия с волшебной курицей. Флейшер посчитал, что шпинат может стать не только запоминающимся источником силы, но и отличной торговой маркой, пропагандирующей здоровое питание среди детей. И он был прав: в период с 1931 по 1935 год потребление шпината в США выросло на 33%.
Проба пера оказалась очень успешной. В том же году Попай получил свою серию анимационных короткометражек, которую Fleischer Studios выпускала совместно с Paramount Pictures вплоть до 1942-го. В какой-то момент моряк даже обошел по уровню популярности одну небезызвестную мышь: наряду с комиксами и кино он обзавелся собственной радиопрограммой, в честь персонажа и его создателя воздвигли памятник в мировой столице шпината Кристал-Сити за положительное влияние на привычки американцев, а после начала Второй мировой Попай «поступил на службу» в ВМС США (короткометражка «Могучий флот»).
Но если у Попая все складывалось как нельзя лучше, то у людей, непосредственно причастных к его успеху, дела шли плохо. У Сегара в 1930-е диагностировали лейкемию и болезнь печени. После продолжительной болезни он скончался в возрасте 43 лет. Флейшер все чаще не мог найти общий язык с братом Дэйвом, вместе с которым они основали Fleischer Studios. К началу 1940-х их общение и вовсе свелось к передаче друг другу служебных записок. Они также взяли деньги у Paramount для новых проектов и в итоге задолжали киностудии кругленькую сумму. Вопрос решился по голливудским правилам: большая рыба поглотила маленькую, Макса с Дэйвом выкинули за забор, а Fleischer Studios реорганизовали в Famous Studios. Она и продолжила выпускать короткометражки про Попая.
Возможно, моряк бы по-прежнему комфортно чувствовал себя на широком экране. Но наступили 1950-е, и в борьбу за внимание зрителей включилось телевидение. Бюджет студии был ограниченным, число сотрудников все уменьшалось, а желание Paramount выпускать такое же количество картин про Попая ежегодно оставалось неизменным. Дни ворчуна в кино были сочтены – аниматоры лишь тщетно оттягивали неизбежное. В конце концов они сдались, и в августе 1957 года в кино вышел последний мультфильм из серии, длившейся более 20 лет.
Впрочем, слава моряка была все еще велика. И если зрители предпочитали сидеть дома перед телевизором, то почему бы студии не перенести туда одного из своих лучших персонажей? Так и случилось: в 1960-м Попай появился на ТВ с мультсериалом Popeye the Sailor. Несмотря на незначительные изменения (например, Блуто заменили на внешне идентичного брата Бруто), герой остался верным себе. Он продолжал пожирать шпинат в неимоверных количествах и оберегать Олив Ойл от других мужчин. Шоу продержалось в эфире пару лет, но аудитория была от него в восторге.
За пределами экранов все тоже складывалось недурно. Попай получил собственную серию комиксов, где его уместно сравнивали с супергероями того времени. Персонаж участвовал в традиционном параде с огромными шарами на День благодарения. В честь моряка даже назвали медицинскую травму – разрыв сухожилия длинной головки бицепса в медицине известен как синдром или деформация Попая. Удивительно, что комиксовый и анимационный герой, не перетерпевший никаких значительных изменений с первого появления, оставался всеми любимым и популярным.
В конце 1970-х Попай появился в другом анимационном шоу, The All-New Popeye Hour, с более качественной рисовкой, отсылавшей одновременно к стилю комиксов Сегара и мультфильмам Флейшера. Параллельно кто-то в Голливуде решил, что сделать нарисованного моряка героем полнометражного игрового кино – хорошая идея. Замысел не казался стопроцентной удачей, что только подтвердилось негативными отзывами критиков. Однако фильм «Попай» по сути запустил карьеру великого артиста – Робина Уильямса, исполнившего роль силача.
Несмотря на невысокое качество проекта, он стал для Уильямса творческим трамплином, дав ему возможность продемонстрировать безграничный талант. Робин, до этого выступавший на телевидении и в стендап-клубах как комик, получил билет в большое кино. Удачей было и то, что волна всеобщего хейта практически его не задела.
В 1980-х Попаем заинтересовались не только представители киноиндустрии. В этот период все большую популярность набирали видеоигры, и одна известная японская компания захотела сделать проект про ворчливого моряка. Разработчики набросали несколько идей, но у них возникли трудности с правами на культового персонажа. Первоначальный концепт пришлось переделать, и в результате на свет появилась легендарная Donkey Kong от Nintendo, в которой геймеры управляли героем по имени Jumpman.
В будущем протагонист трансформировался в самого, возможно, знаменитого героя видеоигр – Марио. Так что если бы игрушка с Попаем тогда все-таки вышла, мир, наверное, вообще бы не познакомился с усатым водопроводчиком. Позднее Nintendo смогла урегулировать вопрос с правами на Попая, и в 1982 году на полках магазинов появилась одноименная игра, в которой моряк собирает сердечки Олив Ойл и противостоит Бруто (тому самому брату-близнецу).
Несмотря на переменный успех в прочих сферах индустрии развлечений, новые анимационные произведения про Попая терпели одну неудачу за другой. Hanna-Barbera сделала провальный мультсериал про моряка и его сына, продержавшийся один сезон. С развитием 3D-технологий в нулевые Попай получил трехмерный спешл Popeye’s Voyage: The Quest for Pappy, который зрители тоже приняли неодобрительно.
В 2010-е Sony Pictures Animation планировала посвятить силачу полнометражный мультфильм. Режиссером назначили знаменитого аниматора Генндия Тартаковского («Самурай Джек», «Первобытный»). Но проект погряз в «производственном аду», и в 2022-м Генндий заявил, что картина мертва, окончательно поставив точку в этой истории. С наработками Тартаковского можно ознакомиться ниже.
Наконец, в 2018 году мультипликаторы предприняли попытку популяризировать Попая среди детской аудитории YouTube – на платформе появился анимационный веб-сериал Popeye’s Island Adventures, состоящий из коротких юмористических зарисовок про Попая, Олив Ойл и Блуто. Но он не выстрелил, и с того момента новых работ про моряка пока не выходило.
Однако наследие Попая до сих пор живее всех живых, несмотря на то, что он давно не заплывал в родную анимационную гавань. Моряк участвует во всевозможных коллаборациях (например, с Angry Birds) и появляется в рекламных проектах: фигурки, часы, шоколадные валентинки, разного рода одежда (принты с персонажем пользуются большим спросом), собственный аттракцион в тематическом парке Universal. Подобно Микки Маусу, Попай окончательно трансформировался в торговую марку. И причем крайне успешную.
Группа подростков решает отметить выпускной на всю катушку – они арендуют роскошный коттедж, устраивают ужин при свечах и распивают элитный…
13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…
Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…
В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…
В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…
20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…