Кино

Как Попай приучил детей к шпинату и чуть не убил Марио

Трубка, татуировки с якорями, фирменный прищур и одежда моряка. Все вы знаете этого лысого ворчливого мужичка, который одерживает верх над злодеями с помощью банки шпината. На этой неделе исполняется 90 лет со дня выхода первой анимационной работы про Попая. По такому прекрасному поводу «КиноРепортер» рассказывает, как мультипликационному персонажу с гипертрофированными руками удалось влюбить в себя миллионы человек по всему миру.

Моряк Попай появился на свет вскоре после релиза первого мультфильма по Микки Мауса. Дебют его состоялся не на большом экране, а в популярной серии ежедневных комиксов Thimble Theatre, созданной Элзи Крайслером Сигаром в 1919 году. Через 10 лет после выхода первого выпуска художник решил добавить в историю нового персонажа – моряка с трубкой и вытатуированными на руках якорями. Поговаривают, что Попай списан с реального человека: Франка Фигеля по кличке «Рокки», которого Сигар видел еще в детстве в родном городе Честере. Тогда художник не осознавал, что запечатленный им образ в будущем станет одним из самых узнаваемых в мире и сделает его создателя знаменитым.

Автор комиксов не думал, что из Попая выйдет что-то действительно стоящее. Поэтому изначально моряк мелькал на страницах лишь на вторых ролях. Главными героями нарисованных историй была парочка с гастрономическими именами Гарольд Хэмгрэви («говяжья подливка») и Олив Ойл («оливковое масло»). В течение первого года популярность Попая среди читателей неуклонно росла: он все чаще появлялся в свежих выпусках комиксов, и даже протагонистка питала к нему все большую симпатию. В конце концов Олив переключила внимание со своего кавалера на новичка, став его основным любовным интересом.

Через несколько лет Попай перебрался в киноиндустрию. Своим появлением на широком экране моряк обязан легендарному Максу Флейшеру, основателю Fleischer Studios и создателю технологии ротоскопирования. Аниматор, до этого нарисовавшей культовую героиню Бетти Буп, разглядел потенциал в мужичке с трубкой и в 1933 году сделал его ключевым персонажем короткометражки. Интересно, что изначально анимационная лента продвигалась как история про ту самую черно-белую красотку, но по факту оказалась о Попае. А зрители были не против.

В мультфильме, помимо камео Бетти, появилось основное трио из комиксов: сам моряк, его возлюбленная Олив Ойл и архивраг Блуто, такой же моряк-силач, но с бородой и карикатурной гримасой. Герой в итоге побеждает злодея – разумеется, при помощи фирменного шпината, дарующего ему сверхсилу. Однако так было не всегда. В первых выпусках комиксов главной суперспособностью Попая являлась удача, полученная в результате взаимодействия с волшебной курицей. Флейшер посчитал, что шпинат может стать не только запоминающимся источником силы, но и отличной торговой маркой, пропагандирующей здоровое питание среди детей. И он был прав: в период с 1931 по 1935 год потребление шпината в США выросло на 33%.

Проба пера оказалась очень успешной. В том же году Попай получил свою серию анимационных короткометражек, которую Fleischer Studios выпускала совместно с Paramount Pictures вплоть до 1942-го. В какой-то момент моряк даже обошел по уровню популярности одну небезызвестную мышь: наряду с комиксами и кино он обзавелся собственной радиопрограммой, в честь персонажа и его создателя воздвигли памятник в мировой столице шпината Кристал-Сити за положительное влияние на привычки американцев, а после начала Второй мировой Попай «поступил на службу» в ВМС США (короткометражка «Могучий флот»).

Но если у Попая все складывалось как нельзя лучше, то у людей, непосредственно причастных к его успеху, дела шли плохо. У Сегара в 1930-е диагностировали лейкемию и болезнь печени. После продолжительной болезни он скончался в возрасте 43 лет. Флейшер все чаще не мог найти общий язык с братом Дэйвом, вместе с которым они основали Fleischer Studios. К началу 1940-х их общение и вовсе свелось к передаче друг другу служебных записок. Они также взяли деньги у Paramount для новых проектов и в итоге задолжали киностудии кругленькую сумму. Вопрос решился по голливудским правилам: большая рыба поглотила маленькую, Макса с Дэйвом выкинули за забор, а Fleischer Studios реорганизовали в Famous Studios. Она и продолжила выпускать короткометражки про Попая.

Возможно, моряк бы по-прежнему комфортно чувствовал себя на широком экране. Но наступили 1950-е, и в борьбу за внимание зрителей включилось телевидение. Бюджет студии был ограниченным, число сотрудников все уменьшалось, а желание Paramount выпускать такое же количество картин про Попая ежегодно оставалось неизменным. Дни ворчуна в кино были сочтены – аниматоры лишь тщетно оттягивали неизбежное. В конце концов они сдались, и в августе 1957 года в кино вышел последний мультфильм из серии, длившейся более 20 лет.

Впрочем, слава моряка была все еще велика. И если зрители предпочитали сидеть дома перед телевизором, то почему бы студии не перенести туда одного из своих лучших персонажей? Так и случилось: в 1960-м Попай появился на ТВ с мультсериалом Popeye the Sailor. Несмотря на незначительные изменения (например, Блуто заменили на внешне идентичного брата Бруто), герой остался верным себе. Он продолжал пожирать шпинат в неимоверных количествах и оберегать Олив Ойл от других мужчин. Шоу продержалось в эфире пару лет, но аудитория была от него в восторге.

За пределами экранов все тоже складывалось недурно. Попай получил собственную серию комиксов, где его уместно сравнивали с супергероями того времени. Персонаж участвовал в традиционном параде с огромными шарами на День благодарения. В честь моряка даже назвали медицинскую травму – разрыв сухожилия длинной головки бицепса в медицине известен как синдром или деформация Попая. Удивительно, что комиксовый и анимационный герой, не перетерпевший никаких значительных изменений с первого появления, оставался всеми любимым и популярным.

В конце 1970-х Попай появился в другом анимационном шоу, The All-New Popeye Hour, с более качественной рисовкой, отсылавшей одновременно к стилю комиксов Сегара и мультфильмам Флейшера. Параллельно кто-то в Голливуде решил, что сделать нарисованного моряка героем полнометражного игрового кино – хорошая идея. Замысел не казался стопроцентной удачей, что только подтвердилось негативными отзывами критиков. Однако фильм «Попай» по сути запустил карьеру великого артиста – Робина Уильямса, исполнившего роль силача.

Несмотря на невысокое качество проекта, он стал для Уильямса творческим трамплином, дав ему возможность продемонстрировать безграничный талант. Робин, до этого выступавший на телевидении и в стендап-клубах как комик, получил билет в большое кино. Удачей было и то, что волна всеобщего хейта практически его не задела.

В 1980-х Попаем заинтересовались не только представители киноиндустрии. В этот период все большую популярность набирали видеоигры, и одна известная японская компания захотела сделать проект про ворчливого моряка. Разработчики набросали несколько идей, но у них возникли трудности с правами на культового персонажа. Первоначальный концепт пришлось переделать, и в результате на свет появилась легендарная Donkey Kong от Nintendo, в которой геймеры управляли героем по имени Jumpman.

В будущем протагонист трансформировался в самого, возможно, знаменитого героя видеоигр – Марио. Так что если бы игрушка с Попаем тогда все-таки вышла, мир, наверное, вообще бы не познакомился с усатым водопроводчиком. Позднее Nintendo смогла урегулировать вопрос с правами на Попая, и в 1982 году на полках магазинов появилась одноименная игра, в которой моряк собирает сердечки Олив Ойл и противостоит Бруто (тому самому брату-близнецу).

Несмотря на переменный успех в прочих сферах индустрии развлечений, новые анимационные произведения про Попая терпели одну неудачу за другой. Hanna-Barbera сделала провальный мультсериал про моряка и его сына, продержавшийся один сезон. С развитием 3D-технологий в нулевые Попай получил трехмерный спешл Popeye’s Voyage: The Quest for Pappy, который зрители тоже приняли неодобрительно.

В 2010-е Sony Pictures Animation планировала посвятить силачу полнометражный мультфильм. Режиссером назначили знаменитого аниматора Генндия Тартаковского («Самурай Джек», «Первобытный»). Но проект погряз в «производственном аду», и в 2022-м Генндий заявил, что картина мертва, окончательно поставив точку в этой истории. С наработками Тартаковского можно ознакомиться ниже.

Наконец, в 2018 году мультипликаторы предприняли попытку популяризировать Попая среди детской аудитории YouTube – на платформе появился анимационный веб-сериал Popeye’s Island Adventures, состоящий из коротких юмористических зарисовок про Попая, Олив Ойл и Блуто. Но он не выстрелил, и с того момента новых работ про моряка пока не выходило.

Однако наследие Попая до сих пор живее всех живых, несмотря на то, что он давно не заплывал в родную анимационную гавань. Моряк участвует во всевозможных коллаборациях (например, с Angry Birds) и появляется в рекламных проектах: фигурки, часы, шоколадные валентинки, разного рода одежда (принты с персонажем пользуются большим спросом), собственный аттракцион в тематическом парке Universal. Подобно Микки Маусу, Попай окончательно трансформировался в торговую марку. И причем крайне успешную.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

«Королевство»: Окружены, но не сломлены

Группа подростков решает отметить выпускной на всю катушку – они арендуют роскошный коттедж, устраивают ужин при свечах и распивают элитный…

6 минут назад

В «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится премьера спектакля «На дне»

13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…

14 часов назад

«УничтоЖанна»: Супергероика категории Ы

Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…

16 часов назад

В Театре Мимики и Жеста премьера – инклюзивный спектакль «Итак, мы начинаем!»

В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…

18 часов назад

Сокровища Урала в новом российском кино. Часть 2

В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…

20 часов назад

Объявлены лауреаты премии «МедиаБренд»

20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…

22 часа назад