Культ костюма: разбираем наряды Катерины в 1950-е и 1980-е.
Создание костюмов для оскароносной мелодрамы Владимира Меньшова было нелегким делом. Перед художницей Жанной Мелконян («Анна Павлова», «Нежданно-негаданно») стояла задача визуализировать сразу две эпохи — 1950-е и 1980-е и передать кардинально разные характеры героинь Веры Алентовой, Ирины Муравьевой и Раисы Рязановой.
Главным препятствием стал советский дефицит. Шить разрешали только из местных материалов, а их было критически мало. По словам Мелконян, приходилось перекрашивать и фактурить самостоятельно, прямо в костюмерном цехе.
«У нас был огромный цех, где работала тетя Катя — настоящая волшебница с чаном, голыми ногами в резиновых сапогах и огромной палкой в руках. Она раскручивала все это в каких-то бидонах. На самом деле, она могла сделать все».
Непросто было сделать из 30-летних актрис сначала юных девушек, затем — женщин средних лет. Для того чтобы омолодить, Муравьеву, Алентову и Рязанову затягивали в корсеты. Но дело тут не в подростковой худобе, а в изменении пластики: походка и движения становились более резкими и моложавыми. Состарить актрис помогали обилие макияжа и возрастной гардероб.
Наряды Катерины, героини Алентовой, отличаются от образов кокетки Люды и простоватой Тони прежде всего строгостью кроя и оттенков. Юная Катя в скромных сарафанах и белых блузках воплощает стиль отличницы. А взрослая — в твидовых костюмах и в платье-рубашке цвета хаки — выглядит как настоящая бизнесвумен.
Один из первых нарядов, в котором мы видим Алентову, — синее платье в полоску. В нем она восхищается московскими артистами на фестивале французских фильмов. К 1950-м здесь отсылает «морской» рисунок и кокетливый бантик на воротнике, а вот фасон далек от модного тогда new look. Это сознательное решение Жанны Мелконян — настоящие платья той эпохи старили героиню, и она решила, что Катя будет носить более простые и современные.
Отдельного упоминания заслуживают белые носки, которые героиня надевает под туфли. На первый взгляд это точное стилистическое решение, а на практике — необходимость. Обувь взяли со склада, ее состояние оставляло желать лучшего: кожа настолько огрубела, что носить эти туфли на голую ногу было травмоопасно. Потому Мелконян придумала носочки в тон. И выиграла: Катя стала похожа на американскую школьницу и западная пресса выпустила хвалебные заметки о стиле героини.
Полупрозрачная блузка и пышная юбка, в которых Катерина встречает гостей в профессорской квартире, позаимствованы у Людмилы (Ирина Муравьева). Катя не изменяет своему характеру, выбирая вещи из гардероба подруги, — наряд остается сдержанным: белый верх, темный низ, строгая клетка.
Блузка, к слову, сшита из капрона, который было очень сложно достать. Костюмерам пришлось поднять все связи, чтобы найти заветный отрез.
Во второй части фильма Катерина — состоявшаяся женщина, директор завода. И одевается под стать. Жанна Мелконян хотела сделать героиню похожей на западных бизнес-леди. Обязательно — в твидовой тройке. Но и этот материал было не достать. Тогда художница пошла на хитрость: взяла двенадцать пар мужских брюк из твида и отдала в пошивочный цех. Там их аккуратно разрезали, сшили в единое полотно и раскроили. В итоге он стал чуть ли не самым стильным нарядом советского кинематографа конца 1970-х и породил массу копий в гардеробах зрительниц.
Комментарии