Есть один адрес, который россияне знают наизусть, – 3-я улица Строителей, дом 25, квартира 12, 4-й этаж. Москва, деточка, Москва. Ну или Ленинград, город на Неве, это уж как кому повезет. В Москве это адрес 36-летнего врача Жени Лукашина, в Питере там живет 34-летняя Надя Шевелева, учительница русского языка и литературы. Надя и Женя случайно встретились в 1975 году, и с тех пор ни один Новый год у нас без них не проходит.
Можно, наверное, подсчитать, сколько раз за последние 46 лет фильм Эльдара Рязанова «Ирония судьбы, или С легким паром!» показывали по телевизору. Больше ста – это точно. Хотя в 1970–1980-е зрители встречались с Женей и Надей далеко не каждое 31 декабря: отмечать новогодние праздники «Иронией судьбы» стали только в 1990-х. Тогда права на показ были лишь у одного телеканала (как ни странно, у «ТВ-6», – КР), который иногда великодушно делился этим правом с конкурентами.
Но зато в нулевые Лукашин стал появляться на экране гораздо чаще – и летом, и весной, и, конечно, в Новый год. «Иронию судьбы» показывали и сразу после боя курантов, и так, чтобы фильм заканчивался ровно без двух минут полночь, и утром 1-го – чтобы вместе с Лукашиным пережить похмелье, и днем 31-го – чтобы можно было нарезать оливье вместе с его мамой.
И оказалось, что «Ирония судьбы» каждый год разная. Фильм начал выламываться из времени, мутировать, жить собственной жизнью. Взрослеть. Сначала эта история воспринималась как сказка. Эльдар Рязанов с соавтором Эмилем Брагинским так и задумывали свою пьесу «С легким паром!». И главную идею фильма они формулировали так: «…Нужно всегда верить, что жизнь все равно прекрасна и чудо возможно». Для первых зрителей Лукашин был романтическим Иванушкой-дурачком, простодушным и добрым, он, подвыпив, – ну а кто не пьет под праздник? – отправлялся за три моря счастья искать. Находил прекрасную царевну, да вот беда – ту царевну держал в высокой башне-новостройке ревнивец Ипполит. Но именно это и заставляло героя влюбляться: какая же любовь без преград?
Зрители 1980-х Лукашину завидовали. Он пил, трезвел, снова пил, проживал похмелье и в перерывах успевал влюбиться. А вся страна боролась с алкоголизмом и шла к перестройке. Зрители 1990-х Женю обожали. Он был так похож на советский народ: его в бессознательном состоянии запихивали в самолет, а выгружали уже в другом мире. Он, пьяненький, был так смешон и жалок, потом так неумолимо и некрасиво трезвел – но все-таки побеждал номенклатурного Ипполита, оставался с Надей, да еще и в Москву ее вытаскивал. Так, может, и нам всем повезет?
Песня про тетю вообще могла бы стать гимном 1990-х: у всех были тети, соседи, собаки, все должны были решить, иметь или не иметь. В 1999-м Лукашин даже оказался в списке персонажей, претендующих на должность российского президента, – правда, за него проголосовало всего 0,2% респондентов, тогда в фаворе были Глеб Жеглов, Штирлиц и маршал Жуков.
…А в нулевые Лукашина возненавидели. Маменькин сынок, портящий жизнь всем женщинам, которые хоть ненадолго оказывались рядом с ним. Тюфяк, превратившийся в хама, как только представляется такая возможность, размазня, которому надо «кого-то слушаться», – он устанавливал в чужом доме свои порядки, он не умел общаться с людьми и в ответ на любой вопрос начинал рассказывать всю свою жизнь. «Каждый год мы с друзьями…»
В финале этот дурень предъявлял маме «свою Надю», и Надя, молодец, сразу понимала, кто в семье главный. Она спрашивала у мамы Лукашина – через голову Жени, даже не поздоровавшись с его друзьями: «Вы считаете меня легкомысленной?» – «Поживем – увидим», — отвечала «мировая мама», и это была самая честная реплика в фильме. Никакого хеппи-энда.
Надя достойна большего, думали зрители нулевых. Как минимум – обеспеченного Ипполита, который может себе позволить ботиночки на тонкой подошве в новогоднюю ночь, потому что у него машина и он вряд ли когда-нибудь будет «трястись в прокуренном вагоне».
Продюсер Константин Эрнст и режиссер Тимур Бекмамбетов тоже решили, что Наде лучше было бы остаться с Ипполитом, и в 2007 году вышел фильм «Ирония судьбы. Продолжение», в котором дочь Нади и Ипполита встречалась с сыном Лукашина и Гали. Эта картина, которая в 2007-м выглядела беззастенчивым упражнением в продакт-плейсменте (ее даже зло, но справедливо обозвали «рекламой майонеза»), сегодня вызывает ностальгию, как, впрочем, любая реклама из докризисных нулевых.
Наде хорошо бы к психотерапевту, думали зрители 2010-х. Ей нравился абьюзер и ревнивец Ипполит, да и Лукашиным она начинала интересоваться только тогда, когда он хамил. И чем омерзительнее становился московский гость, чем больше предъявлял прав, тем он был ей интереснее. В финале Надю и Женю можно было только пожалеть. Теперь им навсегда придется взять на себя эти роли: он будет срываться на хамство, а она – бегать за ним и просить, чтобы он держал себя в руках.
Из романтической истории любви фильм постепенно превратился в полигон для психологических теорий, из сказки, не имеющей ничего общего с реальностью, – в отчет о том, как праздновали Новый год советские люди. Оказалось, что под это удивительное кино можно подверстать любую идею: Лукашина представляли героем своего времени и мелким бесом, в «Иронии» находили булгаковские мотивы и отголоски «Алых парусов» Грина, фильм то доказывал силу любви, то утверждал, что стать счастливым можно, лишь выйдя из зоны комфорта с ценным веником под мышкой.
Сегодня «Ирония» совсем не кажется ни сказкой, ни романтической комедией. Немножко хоррор, немножко достоевщина, безусловно — драма. Одинаковые квартиры Нади и Жени с одинаковыми обоями и одинаковым снегом за окном — вовсе не подтверждение тому, что «мы живем в типовых квартирах и испытываем типовые чувства». Просто Новый год ставит перед Лукашиным зеркало, в котором отражается такая же 3-я улица Строителей.
Такая же, да не такая. Мировая мама, польский гарнитур, поющие друзья-подруги, «Соломенная шляпка» по телевизору — все вроде на месте. Но за гарнитур Надя дала 20 рублей сверху, а не 25, как Лукашин. Надины подруги все время врываются к ней в дом, громко подпевают ее песням и мешают ей праздновать Новый год, а лукашинские друзья, наоборот, выманивали Женю из дома и пели тихо-тихо. Если Лукашин перед тем, как начать новую жизнь, идет в баню, то ленинградец Ипполит залезает в ванну – как был, в шапке и пальто: «О, тепленькая пошла».
В обычной, московской жизни Галя руководит Лукашиным, заявляет, что ни к каким Катанянам он в Новый год не пойдет и вообще Катаняны «обойдутся». В зазеркальной, питерской жизни Лукашин сам не вспоминает о Катанянах. Для Жени Питер – это возможность прожить другую, счастливую немосковскую жизнь на 3-й улице Строителей. Почему тихий смиренный Лукашин в Питере становится хамом? Не потому, что влюблен или пьян, а потому, что таким московский гость видится в кривом питерском зеркале.
Весь фильм построен на лжи: мама Лукашина врет, чтобы не пустить сына в баню раньше времени, Галя врет, чтобы заставить Лукашина встретить с ней Новый год, Лукашин врет Наде и хвастается этим. «Я врал. Я вру». Надя говорит Ипполиту, что обожает Новый год, а Жене – что вообще не любит праздников.
Всякий раз, когда в фильме звучит правда, все обижаются. Как обижается Надя, услышав от Лукашина: «Сколько вам? 32? 33? 34. А семьи все нет, не получилось, бывает». Как обижается Лукашин, когда Ипполит пересказывает ему все, что перед этим произошло в фильме: «Про московскую невесту он забывает, естественно, обзаводится новой. Это, конечно, потому, что он человек высоких моральных устоев».
Так и начинается любовь – строит себя из лжи и чужих обид. Брошенная Галя и худший в ее жизни Новый год. Мокрый Ипполит, уходящий в метель со словами: «…Может быть, я хочу простудиться и умереть». Ира, школьная пассия Лукашина, к которой так и не доехал муж Павлик. Женя, струсивший, что в доме появится кто-то чужой. Надя, привыкшая оправдываться.
Так и начинается любовь: строит себя из надежды и ожидания чуда. Сегодня, как и 45 лет назад, «Ирония судьбы» – фильм о том, что любовь случайна и неотвратима, она зарождается вопреки всем Ипполитам и благодаря им, она оскорбляет одних, убивает других, а третьим дает передышку.
Но все они – и Надя, и Женя, и Ипполит, и Галя, и мировая мама – все, все верят, что жизнь все равно прекрасна, чудо возможно, а 1 января жизнь не начинается, а продолжается.
13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…
Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…
В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…
В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…
20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…
Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…