Ироничный и увлекательный экскурс в историю.
На 43-м ММКФ показали сразу несколько картин, в самых неожиданных формах переосмысливающих наше прошлое. Режиссеры из разных стран не сговариваясь решили обратиться к теме классового разделения, обыграв ее с иронией. «КиноРепортер» выбрал лучшие их них.
«Кровопийцы»
Основной конкурс
1928 год. На берегу Балтийского моря молодая и богатая Октавия (Лилит Штангенберг) встречает загадочного русского барона (Александр Коберидзе) и, не слушая слабых протестов помощника, приглашает его к себе. Ночью барона застают за кражей и подлог вскрывается: Левушка – всего лишь актер, уехавший из СССР, чтобы попытать счастья в Голливуде. На родине он сыграл в картине Сергея Эйзенштейна Льва Троцкого – аккурат накануне того, как революционер впал в немилость.
Карьера разрушена, пленки уничтожены и теперь у Левушки есть только один выход – записать пробы, чтобы не ехать в Новый свет с пустыми руками. Скучающая Октавия с радостью вызывается не только помочь со съемками, но и оплатить все прихоти нового знакомого. Параллельно в городке происходят таинственные нападения: крестьяне считают, что среди них завелся вампир, а интеллектуалы и предприниматели списывают происходящее на нашествие блох и плохую гигиену.
Разумеется, это не единственное противостояние: «Кровопийцы» в принципе построены на классовых различиях. Так, рассказывая про свой роман с немкой, переехавшей в СССР, чтобы изучать марксизм, Левушка с печалью констатирует, что дама сердца могла бы обеспечить их обоих, но она упорно хотела быть только с представителем рабочего класса. Бессмысленность труда окупилась: на заводе героя заметил Эйзенштейн, но ни к чему хорошему это тоже не привело.
Оригинальный заголовок «Марксистская вампирская комедия» подразумевает в фильме наличие иронии и уход в фантасмагорию. Юлиан Радльмайер («Самокритика буржуазного пса») снял яркую картину, в которой не так важны герои, как атмосфера. Лента пропитана любовью к кинематографу во всех его проявлениях – здесь и реальные исторические фигуры, и оммажи, и прямые заимствования. Даже немаловажная часть сюжета посвящена съемкам, и сделана она так ладно, что на душе теплеет. Жюри ММКФ ожидаемо оценило этот любовный порыв: «Кровопийцы» взяли Специальный приз смотра.
«Мисс Маркс»
«8 ½ фильмов»
О марксизме, с другой, личной, стороны рассказывает фильм итальянки Сузанны Никкьярелли «Мисс Маркс», который в Москву привезли с последнего Венецианского кинофестиваля. Главная героиня, как легко догадаться, – одна из дочерей автора «Капитала», а именно младшая Элеонора, больше известная как Тусси (Ромола Гарай). Тусси, как и отец, требовала расширения прав рабочих, отказа от эксплуатации детского труда и равноправия мужчин и женщин.
В «Мисс Маркс» появляются Фридрих Энгельс (Джон Гордон Синклер) и другие прародители социалистической революции, звучит «Интернационал». Но режиссера прежде всего интересует личная жизнь Маркс, а именно ее долгий, но не узаконенный роман с британским врачом и политиком Эдуардом Эвелингом (Патрик Кеннеди). События в семейной жизни Маркс определяют ее политическую позицию и даже отрывки из «Капитала», которыми она подкрепляет свои взгляды, не выглядят инородными, что в кино скорее редкость.
Маркс, которая наравне с мужчинами борется за изменения в обществе, ездит в Америку и живет в гражданском браке, явно опередила свое время. В свое кино о событиях конца XIX века, снятых в интерьерах, будто сошедших с картин малых голландцев, Никкьярелли добавляет современности – в одной из ключевых сцен Тусси танцует под панк-рок.
«Мисс Маркс» кино драматическое, но есть в нем и задор, и раж, и хулиганство – без них революция не получится.
«Ты, я, Ленин»
«Русский след»
Детективная комедия абсурда «Ты, я, Ленин» вдохновлена реальными событиями. В начале 1990-х к берегам турецкого городка прибило деревянный бюст Ленина, который местная администрация планировала установить на главной площади. Однако после долгих переговоров статуя отправилась на склад, чтобы избежать споров на политические темы. История так бы и не вышла за пределы страны, если бы Туфан Тастан не решил использовать ее в качестве завязки своего полнометражного дебюта.
«Ты, я, Ленин» начинается с прибытия в маленький городок двух полицейских – злого (Барыш Фалай) и дотошного (Сайгын Сойсал), как их описывает один из жителей. Им поручено найти украденный бюст в сжатые сроки: на завтра намечено торжественное открытие. На кону – отношения Турции с Россией, что накаляет обстановку. Мэр, карьера которого может рухнуть в любой момент, на взводе. Весь день герои выслушивают показания жителей, пытаясь докопаться до правды и беснуясь, когда те начинают рассказывать притчи и говорить о странных вещах. Неудивительно, что когда отведенное на расследование время истекает, наступает пора самых отчаянных теорий вроде заговора, угрожающего безопасности страны.
В первую очередь, «Ты, я, Ленин» держится на сценарии, полном смешных шуток и первоклассной софистики. Благодаря мастерски прописанному сюжету детективная интрига в картине сочетается с колоритными и своенравными характерами, в которых несмотря на непохожесть, ярко проявляется национальный менталитет. Во вторую – на игре актеров: здесь хороши все без исключения, но тандем полицейских, близких к исступленному отчаянию, выведен практически безупречно.
Несмотря на абсурд происходящего, иногда в повествование словно едва заметный морской бриз врывается щемящая грусть – при всем своем комедийном содержании фильм затрагивает вопросы культурного наследия, исторической памяти и непростых геополитических отношений с соседями («Кто же знал, что это Ленин? Поняли только, что не Ататюрк»). Что для дебюта удивительно, так это то, как создатели держат баланс между драмой, комедией и детективом. Особых изысков ждать не стоит, но именно эта простота и камерность подкупают практически моментально.
Комментарии