Кино

Как Крис Коламбус подарил нам детство

В начале века имя Криса Коламбуса было неразрывно связано с добрыми, наполненными теплотой фильмами – режиссер «Гарри Поттера» и «Один дома» считался королем семейного кино. Но в 2010-х его карьера пошла на спад: новые ленты оказывались не такими атмосферными, как раньше, оценки критиков неуклонно снижались, а любовь зрителей таяла. К 65-летию постановщика «КиноРепортер» рассказал, почему мы все равно обожаем Криса Коламбуса.

Вообще он тяготел к семейному кино с самого начала карьеры. Сразу сесть в режиссерское кресло не позволяло отсутствие опыта, поэтому 25-летний Крис набивал руку на сценариях. Мало кто знает, что именно Коламбус написал историю «Гремлинов», которые позиционировались как семейный комедийный хоррор.

Необычное смешение жанров принесло свои плоды. Фильм стал кассовым хитом, а сценарист не только подарил зрителям рождественскую классику (позже он дважды повторит этот опыт), но и привлек внимание Стивена Спилберга. Режиссер «Челюстей» и «Инопланетянина» разглядел в молодом даровании редкий талант и пригласил его на работу в свою компанию Amblin Entertainment, где Колабмус примет участие в создании «Балбесов» и «Молодого Шерлока Холмса».

Кадр из фильма Гремлины (1984)

В течение следующих пяти лет Коламбус будет с переменным успехом пробовать свои силы в режиссуре. «Приключения няни» критики встретят тепло, а вот от «Отеля разбитых сердец» не оставят камня на камне. А затем к нему обратится коллега-постановщик с просьбой снять ленту о мальчике, которого семья забыла дома на Рождество.

Так Крис вместе с легендарным Джоном Хьюзом приступил к работе над самым важным проектом в своей жизни, определившим всю его дальнейшую карьеру, – «Один дома». Семейная комедия столкнулась в прокате с пятой частью «Рокки», но боксер оказался повержен 8-летним мальчиком. При бюджете $18 млн «Один дома» собрал $476 млн. Такого триумфа не ждал никто: рождественский фильм запустил карьеру Маколея Калкина, а Коламбус наконец-то получил мировое признание.

1990-е оказались для него необычайно плодотворным периодом. Он снял шесть семейных лент, каждая из которых так или иначе стала успешной. Коламбус вернулся к Кевину МакКаллистеру с прекрасным сиквелом, рассказал о трудностях беременности, выпустил трогательную драму про взаимоотношения жены и любовницы, а также трижды поработал с Робином Уильямсом (отдельное спасибо за «Миссис Даутфайр»!).

Кадр из фильма «Один дома» (1990)

За это время режиссер определился с близкой ему тематикой. В центре большинства его фильмов находятся дисфункциональные и неблагополучные семьи с массой проблем, взаимным недоверием и недопониманием. Однако Коламбус не хотел снимать мрачные и тяжелые социальные драмы. Ему были гораздо ближе душевные картины с неизменно добрым финалом или, по крайней мере, надеждой на светлое будущее.

В этом и заключалась фирменная магия постановщика, окружавшая его лучшие фильмы. Коламбус не выходил за рамки жанра, не придумывал новые кинематографические приемы, не играл с монтажом и звуком – он работал по вполне стандартной голливудской формуле. Но верные кастинговые решения, умение найти общий язык с неопытными юными артистами и адекватная, не чрезмерная сентиментальность сделали Коламбуса на первом этапе его карьеры королем семейного кино.

В новое тысячелетие Крис вступил помпезно – его назначили режиссером первого фильма о Гарри Поттере. Крис захотел заняться историей «мальчика, который выжил» сразу после знакомства с книгой. Он позвонил своему агенту и попросил связаться с Warner Bros., которой принадлежали права на экранизацию произведений Джоан Роулинг. Тот согласился, но заметил: «Вставай в очередь, впереди тебя еще 25 режиссеров!» Позже Коламбусу удалось убедить боссов киностудии, что именно он должен начать историю Гарри Поттера на экране. Руководство Warner Bros. дало добро и не прогадало.

Фото со съемок фильма «Гарри Поттер и тайная комната» (2002)

В дальнейшем многие поклонники кинофраншизы назовут лучшим фильмом серии именно «Философский камень». Действительно, первая картина наполнена атмосферой тепла, сказки и доброты, которой будет очень не хватать в более поздних частях (кроме, возможно, «Тайной комнаты» того же Коламбуса). Да, каждая следующая книга Роулинг тоже становилась мрачнее, однако в экранизациях этот контраст был гораздо отчетливее. Удивительно, но «Философский камень» стал еще одной традиционной рождественской лентой в фильмографии постановщика. Складывалось впечатление, что у него имелся своеобразный дар Мидаса: все, к чему прикасался Коламбус, тотчас превращалось в праздничный символ.

Благодаря «Гарри Поттеру» режиссер запустил карьеру другого подающего надежды актера – Дэниэла Рэдклиффа. Сравнений с Калкином юному волшебнику было не избежать, но он, в отличие от звезды «Один дома», оказался более сдержанным в желаниях человеком. Слава не затуманила ему разум. К тому же Рэдклиффу повезло с родителями – куда менее алчными, чем чета Калкиных. Как-то Коламбуса спросили, какой совет он мог бы дать Маколею, чья карьера шла под откос.

«Ему следует поучиться у Дэниэла Рэдклиффа, который сторонится вечеринок и посвящает свою жизнь хорошей, солидной работе. Вот почему полезно жить в Англии, а не в Лос-Анджелесе», – отметил постановщик.

Кадр из фильма «Перси Джексон и похититель молний» (2010)

После «Тайной комнаты» Коламбус задержался во франшизе еще на один фильм. На «Узнике Азкабана» он ограничился продюсерскими обязанностями, а режиссерское кресло занял Альфонсо Куарон. Зрители с нетерпением ждали следующей картины мастера, однако что-то пошло не так. В 2005-м Крис выпустил «Богему», сомнительную драму о тяжелой жизни творцов, а после неожиданно обратился к подростковому жанру в дурацкой комедии «Ночь с Бет Купер» (2009). Коламбуса было не узнать. Все терзались вопросом: что же произошло с некогда хорошим режиссером? Но уже через год он частично реабилитируется с помощью «Перси Джексона и похитителя молний» – экранизации фэнтезийного романа, получившей смешанные отзывы, зато собравшей приличную кассу.

Неровность этого творческого этапа можно объяснить заинтересованностью Криса другим направлением – продюсированием. С середины нулевых он активно пробовал себя на этой позиции: помимо «Узника Азкабана», Коламбус приложил руку к серии «Ночь в музее», «Фантастической четверке» и «Прислуге». Правда, в 2010-х он переключился на поддержку малоизвестных независимых постановщиков, так что многие подобные проекты прошли мимо массового зрителя. Чего нельзя сказать о «Пикселях» 2015 года, следующей (и худшей) режиссерской работе Коламбуса. От его былого стиля не осталась и следа: неуместный юмор, среднего качества графика, кривляющийся Адам Сэндлер и отвратительная демонстрация культуры геймеров, не вызывающая ничего, кроме испанского стыда.

Кадр из фильма «Пиксели» (2015)

Возвращение Коламбуса-постановщика обернулось полным крахом. Король семейного жанра душой так и остался в 1990-х и начале 2000-х, где его формула работала практически без осечек. Но для современного кинематографа она оказалась устаревшей. Коламбус будто не поспевал за трендами и в конце концов попал на скамейку запасных режиссеров, которые тоже давно вышли в тираж. Тем не менее в 2020-м он снял для Netflix аккуратное продолжение «Рождественских хроник» с Куртом Расселом (первую часть он продюсировал). Праздничная тематика, как мы поняли, всегда была ему близка, и лента получила неплохой рейтинг 65% на Rotten Tomatoes. Печально, что это самый высокий результат режиссера за 12 лет.

Карьера Коламбуса в свое время могла развиться в совершенно ином направлении. Например, его чуть не занесло во франшизу про культового археолога – в 1985 году Крис написал сценарий картины под названием «Индиана Джонс и Царь обезьян». Однако от истории пришлось отказаться, и в итоге Стивен Спилберг снял «Последний крестовый поход». Коламбус также проявлял интерес к супергероике еще до ее массового бума. В 1990-х он создал сценарии «Фантастической четверки» и «Сорвиголовы» и рассматривался как режиссер фильма про Человека-паука (позже это место занял Сэм Рэйми). Кроме того, опыт работы с «Гремлинами» мог пригодиться для экранизации хоррор-игры Five Nights at Freddy’s, но спустя три года после анонса проекта Коламбус его покинул.

Продолжит ли 65-летний режиссер снимать дальше – большой вопрос. Коламбус не объявлял о завершении карьеры, но какие-либо закрепленные за ним ленты отсутствуют. Сейчас Крис продюсирует ремейк «Носферату», нового ужастика Роберта Эггерса с Биллом Скарсгардом в главной роли. В любом случае, чем бы в ближайшее время ни занялся Коламбус, стоит пожелать ему удачи. Да, скорее всего, он уже не вернет былую популярность. Но его вклад в развитие семейного кинематографа поистине бесценен. Спасибо, Крис, за наше счастливое детство!

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

Объявлена программа «Эха» фестиваля «Послание к человеку»

С 18 по 27 октября Санкт-Петербург принимал гостей фестиваля «Послание к человеку», который собрал кинематографистов со всех уголков света. Однако…

14 часов назад

W – значит Вакаливуд

Немногие найдут Уганду на карте Африки. И не каждый отважится махнуть в эту страну, одну из беднейших в мире, в…

16 часов назад

Живее всех живых: Активное посмертие в российском и зарубежном кино

Смерть порою кардинально меняет жизнь. Причем не только того, кого она постигла, но и окружающих. После смерти жизнь нередко становится…

20 часов назад

«Я верю в силу пластической операции»: 30 громких цитат Скарлетт Йоханссон

22 ноября 40-летие отмечает одна из самых успешных актрис современности – Скарлетт Йоханссон. В кино она дебютировала еще подростком, а…

2 дня назад

«Калина красная»: Поэзия шукшинской прозы в Театре на Бронной

Если калина, то красная, если режиссер, умеющая переносить на сцену прозу о национальном характере, то Марина Брусникина. Со дня смерти…

2 дня назад

Обратный ход: Фильмы с реверсивным повествованием

Нелинейная драматургия – инструмент, безусловно, интересный. Но и работает он исключительно в умелых руках, поскольку одного разброса сцен в хаотичном…

2 дня назад