В нынешнем декабре Жан-Луи Трентиньяну исполнилось 90 лет, а в российский прокат вышел фильм «Мужчина и женщина: Лучшие годы», в котором герои легендарной мелодрамы Клода Лелуша «Мужчина и женщина» встречаются вновь спустя полвека.
В 1986 году Клод Лелуш сделал первую попытку снять продолжение своего самого знаменитого фильма и сам впоследствии счел ее неудачной. Сиквел «Мужчина и женщина: 20 лет спустя» предварял эпиграф: «У этого фильма нет автора. Его создали упорная работа и чудо». На самом деле этот эпиграф в точности описал процесс создания первого фильма, снять который Лелушу помогли маниакальное упорство и несколько удивительных случайностей, равносильных чуду.
В 1965 году за душой начинающего режиссера Лелуша был один успешный фильм «Девушка и ружья» и несколько жестоких провалов. Для своей последней картины «Решающие мгновения» он так и не нашел прокатчика, а в авторитетном журнале «Кайе дю синема» о нем написали: «Запомните имя этого режиссера — Клод Лелуш. Больше вы не услышите его никогда». Продюсер «Мгновений» Пьер Бронберже сделал последнюю попытку пристроить их, показав комиссии, отбирающей фильмы на фестивали. Ее отказ работать с фильмом разорил Лелуша, вложившего в него последние деньги, и грозил навсегда поставить крест на его карьере кинорежиссера.
В тот вечер Лелуш в отчаянии сел в машину и погнал куда глаза глядят, наивно полагая, что, пока он будет ехать, новый день не наступит и не даст его несчастью вступить в силу. Со скоростью 200 км/час он домчался из Парижа в Довиль.
«Часа в три ночи машина сама встала, увязнув в песке. Уткнувшись в море, границу моего отчаяния, я не мог ехать дальше», — напишет он спустя годы в книге воспоминаний «Баловень судьбы».
В ту ночь он уснул в машине на пляже, а в шесть утра открыл глаза и увидел молодую женщину, бредущую вдоль кромки воды в сопровождении ребенка и собаки. Эта случайная встреча перевернула его жизнь, подсказав сюжет следующего фильма: женщина, муж которой был каскадером и погиб на съемках, неделями работает в Париже, а по выходным приезжает в Довиль навестить дочь в пансионе. Там она встречает мужчину, который навещает сына. Он знаменитый гонщик и тоже вдовец — его жена покончила с собой, когда он впал в кому после аварии на трассе, и врачи сказали ей, что шансов на его выздоровление нет. Между мужчиной и женщиной завязывается роман, но быть вместе им не дает ее тоска по умершему мужу.
Воодушевленный новым сюжетом, Лелуш помчался обратно в Париж к Пьеру Бранберже, но тот отнесся к новому замыслу прохладно.
«Послушайте, Клод, сейчас люди хотят смотреть только кино про Джеймса Бонда, детективы и боевики. А ваша сентиментальная история не заинтересует никого, кроме вдовцов и вдовиц!»
Лишившись поддержки последнего человека, который верил в него, Лелуш понял, что единственный шанс собрать средства на новый фильм — привлечь к участию кинозвезду, имя которой заставит инвесторов раскрыть кошельки. Лелуш вспомнил, как после показа «Девушки и ружей» впечатленный картиной Жан-Луи Трентиньян сказал ему: «Если у вас будет роль для меня — просто позвоните!» Именно тогда произошло второе чудо, позволившее фильму состояться: Трентиньян был не занят, благосклонно выслушал Лелуша, которого до этого встречал лишь раз, и согласился сниматься, хотя у режиссера не было готового сценария, а лишь короткий сюжет.
Сценарий «Мужчины и женщины» Клод Лелуш и его соавтор Пьер Юттерховен написали за месяц, а деньги на проект режиссер занимал везде, где только мог. Оставалась одна небольшая формальность — найти актрису на главную роль! Лелуш связался с Роми Шнайдер и пригласил ее на обед. Это был худший обед в его жизни: скептически настроенная актриса едва ли не наизусть цитировала режиссеру негативные отзывы о нем из журнала «Кайе дю Синема», и Лелуш понял, что сотрудничество не состоится. И вновь на помощь режиссеру пришла его лояльная кинозвезда. Жан-Луи Трентиньян связался со своей близкой подругой Анук Эме и предложил роль ей. В те годы она была одной из известнейших французских актрис и звездой фильмов Феллини, и к ней требовался особый подход. Лелуш попросил высочайшего соизволения самому отвезти ее в Довиль, чтобы на месте рассказать о роли. Как и его герой-гонщик, Лелуш обожал быстро водить машину, и в дороге актриса несколько раз просила его сбавить скорость. Переговоры шли туго, и даже после того, как Эме согласилась сниматься, а Лелуш занял значительную сумму на звездный гонорар, она едва не сорвала съемки в первый же день, отказавшись взойти на катер, как требовал сценарий.
Собранных режиссером средств едва хватало на съемки черно-белого кино, но тут у Лелуша объявился инвестор из Канады, готовый купить будущий фильм для показа по телевидению в Америке — только он непременно должен быть цветным. Отказаться от предложенных 40 тысяч долларов Лелуш просто не мог себе позволить, но ему пришлось пойти на хитрость: цветными он сделал только сцены в интерьере, а те, что снимались на натуре, оставил черно-белыми. Как он и предполагал, впоследствии критики увидят в этом «оригинальное художественное решение».
Зато ему сразу повезло с композитором — старый знакомец Лелуша, певец и актер Пьер Бару, снимавшийся в «Девушке и ружьях», порекомендовал ему композитора Фрэнсиса Лея. Этот скромный маленький человек, везде носивший с собой аккордеон, создал мелодию песни, в которой отразилась вся суть фильма о нескладывающейся любви мужчины и женщины. Сам Бару должен был играть в картине роль погибшего мужа героини, и тут история приняла неожиданный оборот: у них с Анук Эме завязался страстный роман. Лелуш и сам был очарован актрисой, но медлил признаться ей в этом, и ему пришлось уступить — Эме и Бару поженились сразу после съемок. Так складывался этот удивительный фильм — из чудес, неожиданных совпадений, всеобщего воодушевления и любви, царившей на съемочной площадке.
Когда картина была готова, в игру снова вступил Пьер Бронберже. Это он силой своего авторитета убедил отборщиков Каннского фестиваля включить «Мужчину и женщину» в конкурс, хотя срок приема заявок уже прошел. И вот после всех треволнений премьера фильма в Канне оканчивается стоячей овацией, а спустя неделю жюри под председательством Софи Лорен вручает фильму главный приз фестиваля — «Золотую пальмовую ветвь», для проформы разделив его с картиной Пьетро Джерми «Дамы и господа». А спустя год Лелуш удостаивается двух «Оскаров» — за лучший фильм и лучший оригинальный сценарий, который он придумал, увидев женщину с ребенком на довильском пляже.
Фильм «Мужчина и женщина» сделал вчерашнего неудачника Лелуша востребованным режиссером. Критики-эстеты из журнала «Кайе дю Синема» по-прежнему поносили его за то, что он предпочитал коммерческий кинематограф изысканному арт-кино, но он продолжал гнуть свою линию и спустя 20 лет и 20 фильмов решил вернуться к истории мужчины и женщины. На сей раз Лелуш придумал сложный сюжет, будто продиктованный давними словами Бронберже: «Люди хотят смотреть детективы и боевики». Гонщик Жан-Луи Дюрок и кинопродюсер Анна Готье встречаются снова. Она хочет запечатлеть в кино их историю, но вместо этого снимает успешный детектив с убийством. Он едва не погибает в пустыне из-за ревности жены, прознавшей, что к нему вернулась старая любовь. Трентиньяну не нравились все эти резкие повороты сюжета.
«Лелуш перестал доверять нашей с Анук импровизации и сдобрил сюжет множеством современных трюков. Это было обидно».
Сиквел, открывавший Каннский фестиваль в 1986 году, оглушительно провалился. Лелуш с горечью писал об этом:
«В моем возрасте полагалось бы знать, что второй раз чудеса не случаются. Но эта затея преподнесла мне урок: отныне продолжения навсегда изгнаны из моего кино».
Сиквел не был такой уж кошмарной затеей — он просто расставлял в истории мужчины и женщины все точки над «i», растеряв всю недосказанность и трепет, которые были стержнем первого фильма.
И вот по прошествии еще 30 лет Лелуш все-таки нарушил обет. Он снял новый фильм, где Жан-Луи Дюрок и Анна Готье встречаются на склоне лет, и сделал вид, что событий 1986 года не было вовсе, вернув истории недосказанность. Этот фильм состоит из воспоминаний и снов, а к финалу — еще из бешеной гонки в шесть утра по пустынному Парижу. Это вмонтированная в новую историю давняя короткометражка Лелуша, в которой герой мчится на свидание с любимой женщиной, проезжая 18 светофоров на красный. Как когда-то сам Лелуш гнал из Парижа в Довиль, чтобы заснуть на пляже и утром увидеть женщину, идущую вдоль воды, а потом вез свою актрису на съемки под ее настойчивые просьбы сбавить скорость. И как Жан-Луи гнал машину из Довиля в Париж, чтобы обогнать поезд, в котором Анна уезжала от него навсегда.
13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…
Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…
В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…
В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…
20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…
Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…