От кустарного порно до революционного прорыва в производстве большого кино – таков путь, который за 5 лет проделала технология deepfake. Причем, чтобы почувствовать себя героем любимого фильма, ныне достаточно установить приложение на смартфон. И это лишь часть того, на что способны нейросети. Искусственный интеллект уже учится копировать голоса и самостоятельно писать сценарии. Куда это нас приведет – к вечной цифровой жизни или безработному будущему?
В конце 2017 года портал Reddit заполонили фейковые ролики откровенного содержания с голливудскими актрисами в главных ролях. Дипфейки, как их в дальнейшем стали называть, вышли из-под виртуальной кисти нейросети, которая неидеально, но все же впечатляюще заменяла мордашки порнозвезд на лица Галь Гадот, Дейзи Ридли и Скарлетт Йоханссон.
И пока эротоманы в экстазе обсуждали, секс кого из актрис они еще мечтали бы увидеть, нашлись те, кто увидел в дипфейках огромный потенциал. Причем, как это ни иронично, для киноиндустрии. И прогнозы оказались верными – порно-подделки положили начало нейросетевому буму, продолжающемуся по сей день.
В 2015 году немало шума вокруг седьмой части «Форсажа» было из-за того, что часть сцен с Полом Уокером, трагически погибшим во время съемок фильма, была смоделирована на компьютере. Лицо актера на себя примерили дублеры, в качестве которых выступили его родные братья. Тогда ни о каком deepfake еще и речи не шло, специалисты по CGI писали технологическую матрицу с нуля, так что не удивительно, что бюджет проекта вырос до колоссальных $250 млн.
Но это был лишь первый шаг в сторону «кинонекромантии». В космической саге «Изгой-один: Звездные войны. Истории» (2016) появился персонаж Питера Кушинга, который умер еще в 1994-м. Чтобы воссоздать на экране его лицо, использовали один из старых гипсовых слепков лица англичанина, сделанных для самых первых «Звездных войн» 1977 года.
В этом смысле с Кэрри Фишер, порадовавшей фанатов своим посмертным появлением в фильме «Звездные войны: Скайуокер. Восход» (2019) было куда проще: за основу просто взяли старые отснятые материалы с актрисой.
Однако применяемые киностудиями технологии все же далеки от идеала, и часто итоговый результат докручивают энтузиасты. Так YouTube-блогер Shamook прославился тем, что его работы по замене лиц (в том числе с Фишер и Кушингом) выглядят качественнее, чем то, что все мы видели в кино. Неудивительно, что на него обратила внимание студия Lucalfilm и предложила работу в своем подразделении Industrial Light & Magic (ILM), занимающемся визуальными эффектами.
Технологию deepfake применяют и в отечественном кино. Например, год назад горячо обсуждался новый сезон популярного сериала «Диверсанты», в котором с помощью deepfake воскресили Владислава Галкина. На создание цифрового портрета актера ушло целых 4 месяца.
Потенциал технологии не ограничивается возвратом на экраны ушедших звезд. В 2021 году Брюс Уиллис удаленно «снялся» в рекламе российского мобильного оператора, для чего были обработаны 34 тысячи фотографий актера. Аналитики считают, что за свои услуги он получил до $2 млн. Для сравнения, за съемки в «Неудержимых 3», где Уиллису надо было присутствовать на площадке в течение 4 дней, актеру предлагали $3 млн, но он отказался.
Ящик Пандоры открыт, и то, что диджитал-копии знаменитостей – золотая жила, очевидно. Согласно исследованию Verified Market Research, в 2022-м рынок цифровых двойников достиг отметки в $48,5 млрд, и к 2030 году он должен увеличиться практически в 3 раза – до $134,4 млрд.
Спрос на технологию с годами будет только расти, ведь преимуществ у цифровых двойников и правда много. Не нужно платить огромные гонорары звездам за каждую роль: достаточно нанять человека с похожими антропометрическими данными и наложить на него цифровое лицо. Стоит ждать рождения новой профессии – deepfake-артиста, выглядящего как звезда, двигающегося как звезда, говорящего как… Вот тут может возникнуть проблема, которую могут решить все те же нейросети.
В одном из эпизодов 2-го сезона сериала «Мандалорец» появился молодой Люк Скайуокер в исполнении 70-летнего Марка Хэмилла. Многие эпизоды были сняты с участием дублера, хотя актер присутствовал на площадке, и студия вновь прибегла к технологии омоложения. И на этом магия кино не закончилась.
Хэмилл не озвучивал Люка – за него это сделала программа синтеза речи, которую разработала компания Respeecher. Звукорежиссеры обратились к архивным материалам времен первой трилогии, загрузили их в нейросеть, и та, изучив данные, смогла полностью синтезировать голос молодого Скайуокера.
Другой известный пример – Вэл Килмер. Из-за рака гортани актер потерял голос, и чтобы его вернуть, звезде «Схватки» и «Бэтмена навсегда» пришлось обратиться к помощи искусственного интеллекта. Компания Sonantic, специализирующаяся на синтезе речи, обработала несколько часов архивных видеозаписей актера, и смоделированный на их основе ИИ-голос привел Килмера в полнейший восторг.
Синтез речи на основе нейросетей может сыграть и куда более существенную роль в киноиндустрии и лишить работы актеров озвучивания. Так, российская исследовательская лаборатория Mind Simulation оттачивает технологию синтеза речи SteosVoice, которая может не только копировать чужой голос, но и переносить его на другие языки.
В перспективе зрители смогут услышать, как зарубежные звезды говорят на русском собственным голосом без малейшего акцента. И тогда нужда в дубляже просто отпадет.
Однако сегодня ИИ-технологии работают не только в связке с актерами. В прошлом году в программу фестиваля Short Shorts Film Festival & Asia вошел короткометражный фильм «Мальчик пророс». Сценарий к 26-минутной ленте написал ИИ-бот «Фурукото», и ее режиссер Юко Ватанабэ признавался, что, к его удивлению, текст выглядел так, будто его написал человек.
В России тоже выйдет проект, вышедший из-под виртуального пера искусственного интеллекта, – СТС и Skillbox готовят сериал по сценарию нейросети. Разработчики «скормили» ей более 300 тысяч слов и несколько телешоу, чтобы она могла выдать приемлемый для ТВ текст. Сценарий будет правиться редакторами, но основная часть останется за нейросетью.
Говоря о нейросетях и ИИ-ботах, нельзя не упомянуть ChatGPT, релиз которого в конце прошлого года изменил вектор развития технологической промышленности. Даже при коротких запросах он нередко выдает длинный, осмысленный и четко структурированный текст, и немало представителей кинодиндустрии уже заинтересовались возможностями революционной разработки.
Франклин Леонард, основатель и генеральный директор сценарной платформы The Black List, уверен, что сценаристам пока не стоит волноваться за свои рабочие места. Но у таких технологий, как ChatGPT, есть потенциал перевернуть работу на кинорынке.
Главная тема, которая останется актуальной на протяжении следующего десятка лет, – как юридически регулировать deepfake и прочие ИИ-поделки. В США deepfake регулируют точечно – на уровне штатов. Так во Флориде дипфейк-порно, сделанное без согласия человека, теперь приравнивается к киберпреступлению, и жертва может получить с обидчика до $10 тыс. Китай взялся за deepfake гораздо решительнее. С января этого года, если у подобного ролика нет маркировки, отсутствует разрешение субъекта или он сам по себе несет вред национальным интересам, то ИИ-видео окажется вне закона.
В России отдельной законодательной статьи, связанной с дипфейками, пока нет, но ролики попадают в сферу авторского права. В случае возникновения конфликта свои претензии могут предъявить создатели оригинального контента.
Однако все это касается случаев с рядовыми гражданами. В ситуации со знаменитостями все гораздо сложнее, и пока правовых норм нет, каждый сам вынужден отстаивать свои интересы. Как, например, Киану Ривз, у которого в контрактах уже многие годы есть обязательный пункт, запрещающий любое цифровое манипулирование его образом без письменного разрешения.
И все же технологический прогресс неотвратим. Все указывает на то, что нейросетям под силу стать не только незаменимым помощником, но и цифровым аналогом бессмертия. А это, как известно, главная мечта человечества.
С 18 по 27 октября Санкт-Петербург принимал гостей фестиваля «Послание к человеку», который собрал кинематографистов со всех уголков света. Однако…
Немногие найдут Уганду на карте Африки. И не каждый отважится махнуть в эту страну, одну из беднейших в мире, в…
Смерть порою кардинально меняет жизнь. Причем не только того, кого она постигла, но и окружающих. После смерти жизнь нередко становится…
22 ноября 40-летие отмечает одна из самых успешных актрис современности – Скарлетт Йоханссон. В кино она дебютировала еще подростком, а…
Если калина, то красная, если режиссер, умеющая переносить на сцену прозу о национальном характере, то Марина Брусникина. Со дня смерти…
Нелинейная драматургия – инструмент, безусловно, интересный. Но и работает он исключительно в умелых руках, поскольку одного разброса сцен в хаотичном…