Статьи

Кайзер за кадром: Карл Лагерфельд и его любовь к кино

Так же, как и Коко Шанель когда-то, чей модный дом он возглавлял 35 лет, Карл Лагерфельд любил создавать костюмы для кино. Одна из самых известных работ дизайнера в кино — «Любовница-хозяйка» (1976) о профессиональной доминатрикс госпоже Ариане. Для нее Лагерфельд создал БДСМ-гардероб из кожи и латекса: корсет, длинные перчатки, шпильки, лиловую накидку. И богемные платья, отражающие тенденции середины 1970-х.

Модельер работал и над костюмами Фанни Ардан в роли Марии Каллас в картине Франко Дзеффирелли «Каллас навсегда» (2002). Но самым плодотворным и продолжительным получился союз с режиссером Клодом Шабролем. Вместе они поработали над фильмами «Перед тем, как опустится ночь» (1971), «Кровавое распутство» (1973) и «Виолетта Нозьер» (1978).

Во всех трех главную роль исполняла Стефан Одран, которая впоследствии стала подругой и музой Лагерфельда. Для нее же он создал знаменитое платье с ромбовидными вырезами в «Скромном обаянии буржуазии» (1972) Луиса Бунюэля и сдержанные образы в ленте «Пир Бабетты» (1987) Габриэля Акселя.

Иногда мэтр не работал с картиной напрямую, а предоставлял актрисам наряды Chanel. Так, Кейт Бланшетт в фильме «Жасмин» (2013) Вуди Аллена носит знаковый для бренда укороченный белый жакет, дополненный ниткой жемчуга. «Признаться, я была поражена. Я сделала запрос у секретаря Карла, а уже через два дня модельер прислал два изготовленных на заказ жакета с запиской: «Для Кейт я сделаю все», — вспоминает художник по костюмам Сьюзи Бензингер. — Не знаю, как ему удалось. Ведь дело было в самый разгар Недели моды».

 

Сотрудничество Аллена и Лагерфельда не ограничилось лентой «Жасмин». «Светская жизнь» (2016), например, и вовсе выглядела как рекламный ролик Chanel. По слухам, фильм полностью спонсировался брендом. А Кристен Стюарт и Блейк Лайвли, сыгравшие в картине, на момент съемок уже были амбассадорами дома и музами Карла. Логично предположить, что кастинг контролировался мэтром.
Для создания гардероба героинь из архивов модного дома достали наряды, придуманные самой Шанель в 1930-е. На их основе отшили шелковые блузы, летящие платья, брюки, юбки и шорты с высокой талией. Бриллиантовые серьги  Symphony и браслет Broadway, которые носила героиня Лайвли, тоже принадлежали бренду и были взяты из коллекции с названием Café Society.

Интересно, что эта линейка вышла за два года до фильма. «Мне повезло, что представители Chanel согласились предоставить нам и ювелирные украшения. Их роскошь оттеняла элегантную простоту платьев», — рассказывает Бензингер, работавшая и над «Светской жизнью» тоже.
В «Персональном покупателе» (2016) Оливье Ассайаса главную роль тоже исполнила Кристен Стюарт, и ее героиня тоже носила Chanel. Лагерфельд даже предоставил съемочной команде исторический бутик на Рю Камбон (первый бутик Chanel, созданный самой Коко Шанель, — КР) в качестве одной из локаций (что было очень большой редкостью и щедростью). А самым запоминающимся нарядом картины стало блестящее серебристое платье из круизной коллекции 2015 года, в котором актриса позировала для официального постера.

Даже в тех случаях, когда Лагерфельд не работал над фильмом напрямую, от его мнения зависело многое. Так, при подготовке к съемкам «Коко до Шанель» (2009) выбор костюмов для Одри Тоту в роли Коко согласовывали лично с мэтром. По словам художника по костюмам Катрин Летерье, Лагерфельд давал советы по силуэтам, аксессуарам и отделке платьев. Кроме того, он рассказал о марках, которые любила и с удовольствием носила сама Шанель, — например, UK knitwear и John Smedley. И Тоту не раз появлялась в них в течение фильма.

Возможно, именно эта картина навела Лагерфельда на мысль о собственных лентах, посвященных Коко: «Они снимают столько фильмов о Шанель, так почему бы и мне не попробовать?!» Так, одна за другой, появились несколько короткометражек о ключевых событиях из ее жизни.
Первое видео, вышедшее в 2013-м, дизайнер посвятил 100-летию со дня открытия первого бутика в Довиле. Картина получила название Once Upon a Time… и стала фантазией на тему реакции главных модниц эпохи на появление нового модельера. Великую Мадемуазель сыграла Кира Найтли, а эпизодические, но знаковые роли достались любимым моделям Лагерфельда: Эшли Гуд, Линдси Уиксон, Кэролайн Де Мегре, Саскии де Брау, Аманде Харлек, Стелле Теннант, Джейми Бочерт и Батисту Джиабикони.

Следующий короткий метр Карла The Return рассказывал о возвращении 71-летней Габриэль Шанель в модную индустрию после 15-летнего перерыва. Там показали и работу Шанель над фильмом «В прошлом году в Мариенбаде» (1961), для которого она создала все основные костюмы. На этот раз роль Коко исполняла Джеральдин Чаплин.

В конце 2014 года в Зальцбурге состоялась премьера короткометражки Reincarnation. С одной стороны, фильм был посвящен выходу новой коллекции Chanel Métiers d’Art 2014/2015 Париж – Зальцбург, с другой — важной вехе в истории бренда. По сюжету, уже пожилая Шанель проводит отпуск в пригороде Зальцбурга и встречает молодого лифтера в белом коротком жакете, который вдохновляет ее на создание знаменитого предмета гардероба. В роли Мадемуазель — снова Джеральдин Чаплин.

Последней картиной Карла стала Once and forever, увидевшая свет в 2015-м. В ней юную Коко сыграла Кристен Стюарт (примерно тогда же актриса подписала с брендом контракт), роль пожилой Габриэль в третий раз досталась Чаплин. Карл снимал фильм на студии Люка Бессона в Париже. Процесс занял два дня.
Лагерфельд, несомненно, чтил и фильмографию самой Шанель. В честь 40-летия ленты «В прошлом году в Мариенбаде» он не только показал вдохновленную образами из картины коллекцию, но и оформил подиум в стилистике фильма.

Драма Алена Рене — не единственная классика, к которой обращался дизайнер. В 2010 году на посту креативного директора номера Vogue Germany он сделал съемку и обложку, посвященные «Метрополису» (1927) Фрица Ланга. Так Карл отдал дань уважения своему земляку и одному из самых знаменитых немецких фильмов. Кроме того, Карл как-то признался, что всю его дизайнерскую эстетику вдохновил культовый «Кабинет доктора Калигари» (1920).

Учитывая любовь модельера к кино и его вклад в индустрию, логично предположить, что кинематографисты вскоре сделают ответный реверанс. И как минимум снимут хороший байопик о жизни гениального и эксцентричного перфекциониста по имени Карл Лагерфельд.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

Неотразимые итальянки, покорившие мировой кинематограф

21 сентября 90 лет исполняется Софи Лорен, блистательной итальянской кинозвезде. Мы не смогли отказать себе в удовольствии вспомнить и других…

1 час назад

Новые «Триггеры», Atomic Heart и «Мажор в Дубае»: «КиноПоиск» раскрыл планы

Онлайн-сервис «КиноПоиск» поделился планами на будущее – как самое ближайшее, так и неопределенно отдаленное – в рамках презентации нового сезона,…

4 часа назад

«Капитанская дочка»: Эталон русской классики на театральной сцене

Мечту поставить «Капитанскую дочку» Сергей Безруков вынашивал давно: несколько лет назад на фестивале «Фабрика Станиславского» даже выпустил авторский эскиз. Он…

7 часов назад

Никита Михалков открыл новый сезон «Мастерской «12»

В «Мастерской «12» состоялся сбор труппы, на котором планы на предстоящий сезон озвучил художественный руководитель театра Никита Михалков. «Я очень…

21 час назад

Академия Н.С. Михалкова проведет фестиваль, посвященный юбилею А.С. Пушкина

Фестиваль, посвященный русским классикам, проводится Академией кинематографического и театрального искусства Н.С. Михалкова седьмой год подряд при поддержке Министерства культуры Российской…

24 часа назад

ММКФ объявил даты проведения в 2025 году

В следующем году Московский международный кинофестиваль пройдет в 47-й раз. Смотр объявил даты проведения – с 17 по 24 апреля.…

1 день назад