Символ эпохи рождения космонавтики, Гагарин – не просто первый, кто побывал за пределами стратосферы. Он без преувеличения изменил цивилизацию и вдохновил миллионы людей на исполнение самой смелой мечты человечества. В этом году ему исполнилось бы 90, но в нашей памяти простой русский парень Юра, чуть не доживший до 35, навсегда останется молодым и лучезарным.
«Как вы там, потомки?» – спрашивает нас, лучезарно улыбаясь, Юрий Гагарин. «Да, знаешь, все так как-то, не очень», – честно отвечаем мы, демонстрируя те или иные сомнительные достижения в области технического и социального прогресса. Чем сильно его огорчаем…
Всем знаком этот грустный мем. Как и другой, с ним по смыслу напрямую связанный, – обращенная к первому космонавту фраза: «Прости нас, Юра…» – и далее нецензурная словесная конструкция, преисполненная упадническим настроением – дескать, мы не оправдали доверие, и все потеряно.
Однако если подумать, сам факт широкого распространения вышеозначенных мемов указывает, что потеряно далеко не все. По крайней мере, пока есть Юрий Гагарин. Ну а куда он, спрашивается, денется? Деться куда-нибудь может простой смертный, а он – отнюдь не простой и не смертный. Как бы ни морщили нос от этого факта мерзенькие диссиденты из «Бумажного солдата» (2008) Алексея Германа-младшего. Он нечто неизмеримо большее, бессмертный символ. И даже не символ, а целая система символов, закрепленная в культурном коде так прочно, что не выкорчуешь.
Гагарин – один из самых известных людей, когда-либо живших на Земле. А то и вообще – самый-самый. В любой точке планеты знают, кто он такой, чем знаменит и как выглядит. При этом мало кто осведомлен о каких-то конкретных деталях его биографии, да и немногие такими вещами всерьез интересуются. Хотя тайны это никакой не составляет, при желании можно отыскать массу материалов по теме или сходить, например, в Музей космонавтики, где открылась экспозиция «Гагарин. Дорога в космос», приуроченная к юбилею космонавта.
Так уж повелось: если кто-то добился чего-нибудь значимого, что его из массы выделяет, то про него обязательно должны снять байопик. Само собой, и про Гагарина тоже такое кино есть – «Гагарин. Первый в космосе» (2013). Однако помимо того, что оно есть, о нем и сказать-то особо нечего.
Главного героя в нем сыграл Ярослав Жалнин. Кто-кто? Вот именно. В целом же фильм строго выдержан в духе советской героической прозы и рассказов Михаила Зощенко для дошкольников про «дедушку Ленина». Он весь состоит из неправдоподобных диалогов, сильно приукрашенных фактов и откровенно мифологических сюжетов. Иными словами, это не столько байопик, сколько житие. Где космонавт представлен исключительно смелым, добрым, справедливым, рассудительным и вообще со всех сторон правильным, как треугольник в тетрадке отличницы.
В этом вовсе нет ничего дурного, и трудно себе вообразить, чтобы фильм про Гагарина был иным. Таким, скажем, как «Человек на Луне» (2018), в котором Дэмьен Шазелл превратил вселенского значения историю о покорении Луны в историю сугубо интимную, о переживании американцем Нилом Армстронгом личной утраты. Притом что, безусловно, и в жизни Гагарина были моменты неоднозначные, которые любопытно было бы воспроизвести и осмыслить.
Но, во-первых, историй, сообщающих нам о Гагарине что-то, что очерняет сложившийся в массовом сознании кристально чистый образ (вернее, не очерняет, а делает чуть менее безупречным), объективно говоря, немного. Насколько можно судить по свидетельствам бесчисленного количества источников, он на самом деле был во многих смыслах положительным и обладал внушительным рядом высоких моральных качеств. А во-вторых, для ныне живущих все равно первостепенен именно образ. Потому что он воплощает в себе целый комплекс абстрактных, но жизненно важных идей, ценностей и понятий.
Прежде всего Юрий Гагарин, конечно, ассоциируется с космосом. Это ведь он открыл туда дорогу. То есть показал, что загадочное темное пустое пространство может быть обитаемым, близким и более-менее доступным. Правда, там по-прежнему никто – за исключением немногочисленного экипажа МКС, робота Федора да манекена за рулем «Теслы» – не обитает.
Тем не менее никак нельзя отрицать, что, как только корабль «Восток-1» вышел на околоземную орбиту, дистанция между человеком и звездами резко сократилась, и перед всем человечеством развернулись новые бескрайние перспективы.
Звучит красиво, но что это значит для рядового обывателя? Точнее всего ответ на этот вопрос сформулировали Алексей Учитель и Александр Миндадзе в фильме «Космос как предчувствие» (2005): всегда лучше стремиться к настоящим звездам, которые над нами, чем к звездам фантомным.
Герой Евгения Миронова выбирает первый вариант и обретает счастье в причастности к бесконечно великому: в финале оказывается, что именно он запечатлен на тех кадрах хроники, где некто прорывается с цветами к кортежу Гагарина. Герой Евгения Цыганова выбирает второй вариант – и пропадает бесследно где-то в бездонной черноте.
Проще говоря, своим примером Гагарин убедительно доказал, что нет ничего невозможного, и даже простой деревенский парень без каких-либо уникальных талантов может стать ни много ни мало мировой суперзвездой номер один.
При этом необходимо, разумеется, и добродетели в себе воспитывать, и какими-то данными обладать (внешними, физическими…), и должное усердие прилагать, и целеполагание иметь, и без доли везения никак, ясное дело, не обойтись. Но, в общем, ничего сверхъестественного не требуется. И это дарит обычным людям надежду.
Надежда – как раз одно из тех понятий, которые Юрий Гагарин собой олицетворяет. А поскольку его образ знаком и соразмерен буквально каждому жителю Земли (кроме разве что диких бушменов), то и надежду он дарует абсолютно всем, заодно вдохновляя на свершения. Как это бывает на практике, можно увидеть во французской социальной драме «Гагарин» (2020) о наделавшем немало шума событии – сносе «Гагарин-Сити» (жилищного комплекса, воздвигнутого в 1963 году в пригороде Парижа).
На церемонии открытия здания космонавт присутствовал собственной персоной. Затем туда массово заселили французских пролетариев, но шли годы, жители теряли работу и веру в идеалы марксизма-ленинизма, переезжали, их квартиры занимали иммигранты из Африки и с Ближнего Востока, а само здание постепенно ветшало. Пока наконец его не решили демонтировать.
За последними днями многоэтажки зритель наблюдает глазами местного чернокожего подростка с экзотическим именем Юрий. Он фанатеет от всего, что касается космических полетов, и отчаянно пытается сохранить свой дом и то нематериальное наследие, которое в нем заключено.
Все его усилия, однако, ни к чему не приводят, и он все глубже погружается в грезы, отгораживаясь от суровой и несправедливой действительности, что едва не приводит к трагедии. Но в конце концов готовность на жертву ради общего блага приносит свои плоды, способствуя консолидации сравнительно маленького, но крайне разношерстного сообщества.
Точно так же и Юрий Гагарин способствовал глобальному единению народов, посещая с визитами дальние страны и неизменно вызывая в местах своего кратковременного пребывания бешеный фурор.
Бытует ошибочное мнение, будто его возили в качестве диковинного музейного экспоната, чтобы бахвалиться перед западными партнерами. Но если внимательно изучить вопрос, станет очевидно, что Гагарин был до известной степени самостоятельным и чертовски эффективным инструментом так называемой мягкой силы.
Фактически его поставили во главе кампании по ребрендингу СССР, которая широко развернулась в период «оттепели», и он эту роль выполнял добросовестно и весьма успешно, покоряя обезоруживающей улыбкой миллионы, активно налаживая международные связи, продвигая за рубежом русскую культуру и новый привлекательный имидж Страны Советов. Всем этим Юрий Алексеевич продолжает заниматься и по сей день, спустя 50 с лишним лет после своей гибели, правда, не так очевидно.
Тогда, в начале 1960-х, многим впрямь казалось, что этот обаятельный мужчина, сумевший преодолеть гравитацию и вырваться в необъятный космический простор, сумеет и всю человеческую цивилизацию повести за собой в светлое будущее, где нет войн, искусственных границ, предрассудков и тому подобного.
Эйфорическая уверенность в этом продлилась недолго: сначала грянул Карибский кризис, за ним – вьетнамская война, и опять пошло-поехало… Но уверенность не угасла, и сегодня самый законченный пессимист где-то в глубине души знает, что мечта о лучшем мире все-таки осуществима.
Именно это и заставляет мысленно извиняться, глядя на сияющие верой в светлое будущее портреты Гагарина: «Прости нас, Юра…» И соответственно, ощущать потребность в исправлении сложившейся ситуации. Другое дело, что у каждого свое представление о том, по каким конкретно направлениям требуется исправиться. Но главное – искреннее стремление к совершенствованию. Поэтому Юрий Гагарин как символ всего, что входит в концепцию светлого будущего, всем просто необходим. И возможно, сейчас – как никогда раньше.
Путешественники – люди, для которых дорога становится профессией и судьбой. Их путь ведет сквозь горные шторма, океанские просторы, снежные пустыни…
Российский рынок онлайн-видеосервисов продолжает расти поразительными темпами. Согласно последнему отчету аналитической компании TelecomDaily, за первые шесть месяцев 2025 года общая выручка легальных…
Мультсериал «Царь горы» неожиданно вернулся спустя 15 лет после закрытия, да еще и в концептуально обновленном виде. Теперь это анимационный…
Возрождение культовой пародии про лейтенанта полиции, кажется, само по себе звучит как шутка. Спустя три десятилетия после триквела с Лесли…
Премьера постановки «Кабала святош» по пьесе Михаила Булгакова состоится в МХТ имени Чехова 4 сентября. Роль Мольера в спектакле Юрия…
С 17 августа в рамках Московской международной недели кино по столице будет курсировать первый мобильный кинотеатр, который покажет фильмы на…