Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Post Type Selectors
Search in posts
Search in pages
Слушать подкаст
|
КиноРепортер > Статьи > Юность Донбасса. Донецкий РАМТ

Юность Донбасса. Донецкий РАМТ

22 августа 2024 /
Юность Донбасса. Донецкий РАМТ

Рассказываем о самой гастролирующей труппе в ДНР.

Донецкий РАМТ – театр молодой во всех смыслах, но ему есть чем гордиться. На момент своего создания он был единственным русским театром во всей Украине. Сегодня это самая гастролирующая труппа в ДНР. Город Макеевка под бомбежками уже 10 лет, но театр жив, ставит новые спектакли и дарит их людям, которые нуждаются в прекрасном как никогда. И когда если не сегодня – в День Государственного флага Российской Федерации – о нем рассказать?

Донецкий республиканский академический молодежный театр – тогда Донецкий областной театр юного зрителя – был основан в 1971 году. Под самый Новый год, 29 декабря 1970-го, вышло соответствующее постановление, 1 августа 1971-го было решено организовать его на базе труппы Донецкого театра имени Артема, а уже 2 октября состоялось торжественное открытие.

Первой премьерой стала «Молодая гвардия» по одноименному роману Александра Фадеева, в котором юные подпольщики отдают жизни в борьбе за освобождение своей Родины от фашистов. Кто тогда мог подумать, как символично это будет полвека спустя!

Донецкий ТЮЗ стремительно рос – в него влились выпускники Киевского театрального института им. Карпенко-Карого, Харьковского института искусств им. Котляревского и Одесского театрально-художественного училища.

Под началом главного режиссера Виталия Аверченко свет увидели постановки, рассчитанные как на совсем юную аудиторию – «Золушка», «Два клена» и «Красная Шапочка», так и на зрителей постарше – «Ромео и Джульетта», «Сирано де Бержерак», «Гроза», «Ревизор», «Эзоп» и многие другие.

Театр из Макеевки никогда не ограничивался классикой. Там всегда искали новые формы и актуальные темы. Так, Донецкий ТЮЗ одним из первых в СССР поставил спектакль «Пасынки времени» по роману Василия Гроссмана «Жизнь и судьба» и представил сценическую версию романа Владимира Войновича «Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина».

Спектакли театра регулярно побеждали на различных фестивалях и смотрах, а его режиссеры и артисты получали почетные звания.

ДРАМТ
«Человек из Подольска»

Существенные изменения в Донецком ТЮЗе начались во второй половине 1990-х. В 1995 году у него появился собственный оркестр, а в 1998-м – и своя балетная труппа. Это существенно расширило творческие возможности театра и позволило привнести в репертуар спектакли с музыкой в живом исполнении. И первой такой постановкой стала «Трехгрошовая опера» Бертольта Брехта, о которой говорил весь Донбасс.

В нулевые ТЮЗ активно участвовал в международных проектах, целью которых было повышение актерского мастерства. В 2007 году на базе театра заработала театральная студия. Многие ее выпускники ныне учатся в театральных вузах, а некоторые даже совмещают учебу с работой в театре.

И уже тогда ТЮЗ начал активно сотрудничать с российскими коллегами. В том же 2007-м молодые артисты посетили серию мастер-классов в Москве по приглашению Союза театральных деятелей РФ. А в 2008-м актеры театра из Макеевки приняли участие во II Международной летней школе СТД.

В 2011 году Донецкому областному русскому театру юного зрителя было присвоено звание «академический», что, безусловно, стало признанием его заслуг.

ДРАМТ
«Вечно живые»

Однако настоящей проверкой на стойкость и любовь к профессии стала вторая половина 2010-х. Это были годы становления Донецкой Народной Республики, и театр не только старался отвлечь своих зрителей от проблем, но и активно поднимал в них дух патриотизма, старался донести со сцены бессмертные идеи добра и справедливости.

ТЮЗ не прекращал работу даже в самое тяжелое время, когда обстрелы Макеевки были особенно жестокими. И хотя труппа и персонал театра по разным причинам существенно сократились, его руководству удалось сохранить основной репертуар и ставить новые спектакли. Даже в самом непростом 2015 году было выпущено три премьеры.

В 2020-м Донецкий ТЮЗ запустил оригинальный проект ТЕАТРиК. В его рамках юные зрители получают не только представление, но и экскурсию по музею театра. Особенно полюбился этот формат воспитанникам детских садов и их родителям.

И все же большая часть спектаклей рассчитана на более взрослую аудиторию, и во многом именно поэтому в феврале 2021 года, в преддверии своего 50-летия, Донецкий ТЮЗ получил новое название – Донецкий республиканский академический молодежный театр.

«Шахтерская дочь»

Специальная военная операция, начавшаяся в феврале 2022 года, перекроила планы руководства Донецкого РАМТа. Артисты театра не смогли остаться в стороне – ездят по больницам и госпиталям на прифронтовых территориях, выступая для раненых и по мере сил поднимая боевой дух мужественных соотечественников.

Усилившиеся обстрелы подтолкнули труппу к активной гастрольной и фестивальной деятельности. Так, в 2023-м труппа из Макеевки побывала с гастролями в более чем 40 городах России и поучаствовала в 13 фестивалях. В результате – 1-е место в номинации «Лучший спектакль для детей младшей возрастной категории» на Большом детском фестивале за постановку «У ковчега в 8», Гран-при фестиваля «Театральное Прихоперье» за спектакль «Левша», приз фестиваля «Музыкальное сердце театра» за лучший музыкальный спектакль для детей «Кошка, которая гуляла сама по себе» и многие другие награды.

Сегодня Донецкий РАМТ, возглавляемый Владиславом Слухаенко, – это труппа из 40 актеров, 10 музыкантов оркестра и 8 артистов балета. В репертуаре более 30 спектаклей, а главная премьера 2024 года – «Шахтерская дочь», поставленная режиссером Максимом Ждановичем по мотивам поэтической поэмы донецкой поэтессы Анны Ревякиной.

Постановка была создана благодаря Президентскому фонду культурных инициатив, и ее уже увидели зрители в 20 городах России. В том числе и в Москве, где у ДРАМТа есть побратим – столичный Российский академический молодежный театр. Весной прошлого года в ходе проекта Министерства культуры «Общая сцена» РАМТ отправил в Макеевку более 100 единиц сценического оборудования, мебели, реквизита и костюмов.

Более того, этим летом главный режиссер столичного театра Марина Брусникина репетировала с артистами из Макеевки спектакль «Ясным ли днем» по одноименному рассказу Виктора Астафьева, 100 лет со дня рождения которого исполняется в этом году. «Меня поражает, насколько творчески настроены ребята, мы работаем в атмосфере полного взаимопонимания, интереса и художественного поиска», – призналась режиссер.

Хотя, если обернуться даже на самую недалекую историю этого театра, – ничего удивительного!

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Комментарии  

Комментарии

Загрузка....
Вы все прочитали

Next page

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: