Театр наций продолжает оправдывать свое название: на Малой сцене собственное видение знаменитой пьесы «Фрекен Жюли» представил Джеймс Нобо – режиссер из ЮАР. Впрочем, сам постановщик, чьи работы отмечены многочисленными призами, подчеркивает, что хотел создать именно европейский спектакль.
Решение не самое очевидное, но плюсы в нем есть. Во-первых, классическая форма не отпугнет зрителя: за экзотическим колоритом действительно лучше отправиться на японский спектакль «Друзья» или китайский «Я не убивала своего мужа». Во-вторых, горячий темперамент постановщика, который он сообщает и своим героям, никуда не девается. Напротив, раскрывает их характер – формально нордический, поскольку придуманы они шведским драматургом Августом Стриндбергом, – намного ярче. Казалось бы, парадокс. Зато отлично разъясняющий отчаянные откровения и любопытные перевертыши.
Один из них рождается благодаря другой авторской находке: в повествование Нобо вводит шестерку безмолвных слуг, чье незаметное, но при этом непрерывное присутствие оживляет некогда величественный, а ныне ветшающий графский дом. Его плачевное состояние выдают выцветшие гобелены и обваливающийся потолок, разломанные оконные рамы, через которые камерное пространство заполняет туман, и мшистые пятна, растянувшиеся по полу, стенам и даже обеденному столу. Смиренной торжественности не теряет только статуя распятого Христа, перед взглядом которого разыгрывается очередная трагедия.
О том, что в этом отдельно взятом шведском королевстве что-то давно прогнило, знает весь дом. Но наемным свидетелям не до чужих страданий. Их удел – не скорбь по господам, а страх перед ними. Порой объяснимый: то ушлый лакей приберет к рукам бутылку бургундского, то кухарка придержит проценты из лавки. А порой смешанный с почти необъяснимой жалостью: слуги здесь к господам относятся снисходительнее, чем господа к слугам. Их-то дело маленькое да привычное, о высоких материях они не думают, место свое знают. А тот, кто довольствоваться малым не желает, навлекает беду – если не на свою голову, то на чужую.
Сердечник этой истории – конечно, Жюли. В названии постановки осталось лишь имя, обращение фрекен из него исчезло. До банального очеловечивания, впрочем, не доходит: графская дочь заигрывает с прислугой, стремительно и своенравно меняет милость на гнев и бессмысленно бунтует против безотрадной обстановки. Ольга Лерман с первой секунды превращает свою героиню в эмоциональный водоворот. Подойдешь – и утянет на дно. Вот и держится ее визави до поры до времени на безопасном расстоянии. Ходит по краю, издалека предупреждая о последствиях подобной невоздержанности.
На контрасте лакей Жан обречен выглядеть бледнее, но Александру Новину есть, что играть: от хорошо скрываемого неодобрения до циничных упреков, от напускного благородства до чистосердечных предостережений. Есть у его героя и гордость, причем отнюдь не лакейская: например, своей невесте Кристине (Серафима Гощанская) он запрещает даже прикасаться к собственным волосам. Слугу с госпожой роднят и привычки: этот закоренелый материалист, не обремененный совестью, тоже любит серьезно заигрываться.
Наблюдать за динамикой власти в любовном треугольнике, где есть все, кроме любви, увлекательнее всего. В нем переплетаются отношения не только между мужчиной и женщиной (в конце XIX века драматургу особенно доставалось за описанную в пьесе натуралистичность, переходящую в бесстыдство), но и между доминирующим партнером и тем, кто от него зависит. И если в начале Жюли появляется в кожаных сапогах на шпильке, а Жан сидит подле нее словно верный пес, то спустя некоторое время у ног своего слуги оказывается сама хозяйка: «Мне ничего не будет, но вот вам…»
Оба активно используют силу голоса, яростно исторгая из себя аргументы, а ближе к финалу кухарке Кристине, исповедующей не менее прагматичные взгляды, даже не нужно повышать тон, чтобы показать Жюли насколько та на самом деле беспомощна.
Наглядный разговор о классовых различиях (аристократка, скажем, мечтает о большой и светлой любви, а ее лакей – о том, что у него всегда будет много работы) постепенно сводится к теме родословной. Причем в значении не происхождения, диктующего в том числе семейный уклад, а по-настоящему родственной близости, награждающей умением крепко стоять на ногах.
Графскую дочь высокое положение скорее подводит: оторванность от реальной жизни позволяет Жану поддерживать ее романтические иллюзии с помощью деланного символизма, а полное отсутствие опоры ввергает ее в пучину отчаяния и не дает различить там даже малейшего проблеска надежды.
«У меня нет ничего своего – мысли от отца, чувства – от матери», – говорит Жюли. И этот дефицит индивидуальности, выпестованный в тепличных условиях и подпитанный распущенностью, изначально ставит ее в зависимое положение. Переменить его не помогает даже Христос: фрекен слишком горда, чтобы по-настоящему верить. Хотя и остается в самом конце только с Ним: в момент наивысшей уязвимости куда-то пропадают даже вездесущие слуги.
Несмотря на трагичные мотивы, смотреть «Жюли» достаточно легко. Костюмы, которые с течением времени становятся все более современными, словно стирают границы между эпохами. Звучание тоже приобретает актуальность – в том числе за счет нового перевода, в котором периодически сталкиваются условно высокий и условной низкий стили (а еще есть пословица про арбузы и свиной хрящик, проскакивающая в том числе у Салтыкова-Щедрина и Островского).
Ритмично-пластичные перебивки основного действия завораживают: на роли слуг взяли настоящих танцовщиков. Наконец, очевидной иронией отдает наивная уверенность героев в существовании свободной страны, куда можно просто приехать и остаться, и в том, что к депрессии на самом деле приводит недостаток забот.
Кому верить и кого осуждать, зритель решает сам. Истина, как и всегда, находится где-то посередине. Но на сцене доведенные до крайности разум и чувства, схлестываясь с первобытной яростью, никогда не смешиваются: герои здесь хоть и вынуждены слушать друг друга, не обязаны прислушиваться.
Сериал «Трудно быть богом» обрел главного героя – Антона Румату Эсторского сыграет сербский актер Александaр Радойичич. Он известен по фильмам…
Определять лучших – задача очень непростая. Особенно сейчас, когда отечественный кинематограф переживает очередной период расцвета. Ко Дню российского кино «КиноРепортер»…
Неутомимые романтики, настало наше время! Сегодня по всему миру отмечается не слишком затейливый, но уж очень милый праздник, что зовется…
В этом году ММНК началась с деловой программы на площадке кинозавода «Москино». Первым на сессии «Москва – город кино» выступил…
23 августа по всей России и за рубежом прошла уже 10-я акция «Ночь кино». В этом году рекордные показы состоялись…
Петр Тодоровский прожил большую жизнь, полную смены эпох и событий, и каждую эпоху он сумел отразить в кино через личные…