Кино

Почему «Джокер: Безумие на двоих» далеко не так плох, как принято думать

Для одних Артур Флек (Хоакин Феникс) – психопат, убивший шесть человек. Для других – символ бунта, способный возглавить мятеж готэмских маргиналов против властей. На улицах пылают волнения, а Флек торчит в Аркхеме, пока самый гуманный суд в мире не определит его участь. За примерное поведение Артуру разрешают заглянуть в крыло для паинек, где можно и в хоре попеть, и кино посмотреть. Там он встречает блондинку с бешеными глазами, Ли Квинзел (Леди Гага), которая заявляет, что давно от него фанатеет и теперь жаждет познакомиться с кумиром поближе. Но чего жаждет Артур?

«Джокер» 2019-го переписал историю поп-культуры, стал самым кассовым фильмом с рейтингом R (в 2024-м его опередил «Дэдпул и Росомаха») и первым «взрослым» миллиардником в принципе, а также завоевал охапку престижных призов. «Золотой лев» в Венеции, два «Оскара», два «Золотых глобуса», три BAFTA и много чего еще – всего 76 премий при 198 номинациях. Солидный улов. Неудивительно, что к сиквелу было приковано, как говорится, самое пристальное внимание. А он внезапно провернул финт ушами и разочаровал, кажется, всех поклонников оригинала, кроме Хидео Кодзимы и Квентина Тарантино. Последний сравнил картину с «Прирожденными убийцами», к которым когда-то написал сценарий, и назвал «тотальным бардаком», ухитрившимся его не на шутку увлечь.

В остальном, правда, дело «Безумия» швах. $264 млн сборов при чуть меньших затратах и 32% на Rotten Tomatoes (редкое единодушие критиков и зрителей) – сомнительное достижение. В сети вовсю плодятся теории заговора, что Тодд Филлипс, дескать, специально снял плохое кино, чтобы взбесить фанатов. А заодно и студийных боссов, спустивших состояние не пойми на что. Жалеть этих боссов мы, конечно, не будем: бренд брендом, но глупо думать, что нырнуть в джокерскую реку удалось бы дважды подряд. Тем более в эпоху, когда блокбастеры проваливаются по щелчку пальцев. С 2019-го все-таки утекло немало воды и деньжищ – на «Флэша», «Наполеона», «Бордерлендс», «Ворона» и прочее барахло, ухнувшее в финансовую трубу. Да и фанатов жалеть не стоит, поскольку те же Warner Bros. и DC подогнали им роскошнейшего «Пингвина». Смотрите да радуйтесь.

Что до «Безумия на двоих», то главная его проблема – не столько раздутый бюджет, халтурный маркетинг и ворчливая пресса. И даже не завышенные ожидания. А ожидания максимально неопределенные. Первая часть показала, как комик-неудачник пробудил в себе мистера Хайда, поехал кукухой и привлек внимание жителей Готэма, для которых был пустым местом. Сюжет сиквела до победного держался в тайне – кроме того, что Джокер обзаводился пассией с лицом и голосом Гаги. Народ, соответственно, уже тогда представлял, что «Джокер 2» примерит маску мюзикла. Но чего еще следовало ожидать? Испепеляющей страсти, дерзкого побега из Аркхема, столкновений с полицией, превращения этих двоих в криминальный дуэт, сеющий вокруг веселый и бессмысленный хаос? Вряд ли кто-то ответил бы наверняка. Это ж не второй «Гладиатор», где надеешься на драки потных мужиков на мечах – и тебе их дают (в комплекте с акулами, обезьянами и носорогами).

Безумия в «Безумии на двоих» мы не получили. Зато получили микс двух самых незрительских жанров, мюзикла и юридической драмы, причем в каждом случае намерение погладить зрителя против шерстки усилено дополнительно. Мюзиклы с юридическими драмами многих привлекают из-за счастливых концовок. Где влюбленные, разделенные коварной судьбой, непременно воссоединятся, и справедливость восторжествует, и сразу жить и дышать полной грудью захочется. Но «Джокер 2» лишает этого нехитрого удовольствия. Судебная канитель приводит к тому, что узник прилюдно посыпает головушку пеплом, а мюзикл-вставки ясно сигналят, что они с Ли не пара. Естественно, публика болеет за Артура. Нам в принципе свойственно симпатизировать негодяям. А тут вдруг ее любимчик, кумир готэмских отщепенцев, открещивается от психованного альтер эго, теряет даму сердца и превращается в того же жалкого лузера, каким он был в начале истории.

Штука в том, что Флек не желал становиться знаменем всеобщих протестов. Статус анархиста его скорее гнетет, хотя он понимает, что единственный шанс облегчить свою участь – признать Джокера и взвалить прегрешения на маниакальную половинку расколотой личности, которую он якобы не контролирует. Но ему дорога прежняя сущность, и он устраивает прямо на суде сеанс публичного покаяния: отвергает одержимость клоуном, обнуляется до заводских настроек и берет на себя ответственность за убийства. Назло адвокатше, которая настаивала на его невменяемости. Назло Ли, полюбившей Джокера – но не Флека. Имя Артура, не Джокера, должно красоваться в заголовке, и именно это чертовски всех выбесило: роль Джокера здесь сведена к кривляньям в песенных сценках и вступительному анимационному ролику, цитирующему кульминацию первого фильма.

В остальном перед нами просто Артур Флек, изображенный депрессивным Хоакином Фениксом. Артур Флек, которого мучают охранники, а он ничего не может с этим поделать. Артур Флек, который предпочитает бунту бегство и обреченно встречает бесславный конец, потому что that’s life, как поет Фрэнк Синатра. Этот переход – от зловещей полумифической фигуры обратно к человеку – делает «Безумие на двоих» более приземленным и, как ни странно, правдоподобным, чем многие кинокомиксы. Недаром в числе очевидных референсов «Ла-Ла Ленд», другая печальная лавстори в обертке песен и плясок. Но там мы искренне верили, что герои Эммы Стоун и Райана Гослинга научатся жить друг без друга, став сильнее и мудрее. А в «Джокере 2» нет места даже для этого: перед нами беспросветная хмарь, и ближе к развязке сахарные поп-шлягеры логично сменяет убийственная перепевка Ne Me Quitte Pas Жака Бреля.

If you go away on this summer day then you might as well take the sun away, – надтреснуто стонет в телефонную трубку Флек с потекшим клоунским гримом: один из самых пронзительных романтических номеров года окутан дымом одиночества столь ядовитого, что дальше остается лишь вечная ночь и лужа крови в пустом коридоре. Над «Джокером» осколком луны сияла ухмылка трикстера. В «Джокере 2» охранники во главе с Бренданом Глисоном все время просят Артура отмочить что-нибудь эдакое, но он не зубоскалит и даже почти не смеется, только поет, поет откровенно паршиво, особенно на контрасте с Гагой, да и вообще ему все удается так себе: работа аниматором, карьера стендапера, семья, любовь, преступления. Поэтому и уходит он под аккомпанемент дурной шутки, анекдота категории Б, рассказанного шизофреником, – иначе и быть не могло.

Дурной шуткой в глазах прежних фанов оказался и «Джокер 2», который из оглушительного хита превратился в оглушительный провал, содрав костюм удалого комикса и обнажив хребет угрюмой мелодрамы. Но на самом деле это зрелый и умный фильм, который стал жертвой уничтожающего сарафана, основанного, в свою очередь, на поспешных выводах вследствие тех самых неопределенных ожиданий. Премьера в Венеции, для оригинала ставшая началом большого пути, вынесла сиквелу приговор – именно тогда в его гроб вогнали первые гвозди.

Действительно ли Тодд Филлипс снял провокацию ради провокации, чисто чтобы всех позлить? Едва ли. Зато он точно придумал своему герою прощание, которого никто не ждал. А шквал проклятий в любом случае лучше равнодушия, с которым все чаще сталкиваются конкуренты из Marvel. Так что главной цели – привлечь внимание – «Джокер: Безумие на двоих» добился с неменьшим успехом, чем бедный-несчастный Артур Флек.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

В Okko появятся фильмы для собак

26 августа в онлайн-кинотеатре Okko состоится премьера эксклюзивного проекта «Догументалки». Уникален он тем, что короткие метры, вошедшие в цикл, были…

9 часов назад

Марина Ворожищева: «Мне нравится выходить за границы предубеждений»

Если бы Марина Ворожищева придумала свою фамилию, а не получила ее при рождении, можно было сказать, что лучше и точнее…

13 часов назад

Ктулху фхтагн: Как ужасы Г.Ф. Лавкрафта ожили на экране

Принято считать, что почетное прозвище короля ужасов носит Стивен Кинг, чьи экранизации до сих пор сыплются как из рога изобилия,…

18 часов назад

Где рождаются фильмы – теперь рождаются семьи

В кинопарке «Москино» прошли первые 100 церемоний бракосочетания по проекту мэра Москвы «Новые адреса счастья». «В кинопарке «Москино» создаются фильмы…

1 день назад

«Дым»: Блистательный бенефис Тэрона Эджертона в детективе про серийных поджигателей

Предупреждаем, что в рецензии присутствует спойлер, без которого невозможно объяснить существенные преимущества сериала. К неспешному, но неожиданно зрелищному финалу подошел…

1 день назад

Проснись и пой: Музыкальный гид по «Рецепту счастья»

Фильм «Рецепт счастья» Амели Боннен лишь притворяется гурманской мелодрамой. Да, его главная героиня – шеф-повар парижского ресторана с тремя звездами…

1 день назад